Статический расчет на рабочую устойчивость и определение грузоподъемности крана
Рассчитаем грузоподъемность крана при углах подъема стрелы 45°, 30° и 10°:
Рис. 4. Расчетные схемы грузовой устойчивости башенного крана (α=45°, α=30°, α=10°)
1. Вылет стрелы для различных углов наклона определяется как
(1)
|
2. Плечо веса груза, расположенного справа от вертикальной оси опрокидывания, определяется как
(2)
α=10º | Lгр= | 2,5 | - | 1,5 | + | 30 | x | 0,985 | = | 30,55 | (м) | ; |
α=30º | Lгр= | 2,5 | - | 1,5 | + | 30 | x | 0,866 | = | 26,98 | (м) | ; |
α=45º | Lгр= | 2,5 | - | 1,5 | + | 30 | x | 0,707 | = | 22,21 | (м) | ; |
α=60º | Lгр= | 2,5 | - | 1,5 | + | 30 | x | 0,5 | = | 16 | (м) | . |
3. Горизонтальная проекция расстояния от вертикальной оси опрокидывания крана до центра тяжести стрелы Lc при этом определяется как
(3)
α=10º | Lс= | 2,5 | - | 1,5 | + | 15 | x | 0,985 | = | 15,78 | (м) | ; |
α=30º | Lс= | 2,5 | - | 1,5 | + | 15 | x | 0,866 | = | 13,99 | (м) | ; |
α=45º | Lс= | 2,5 | - | 1,5 | + | 15 | x | 0,707 | = | 11,61 | (м) | ; |
α=60º | Lс= | 2,5 | - | 1,5 | + | 15 | x | 0,5 | = | 8,5 | (м) | . |
4. Вертикальная проекция расстояния от оголовка рельсового пути крана до центра тяжести стрелы Lc при этом определяется как
(4)
α=10º | h= | 19 | + | 15 | x | 0,174 | = | 21,61 | (м) | ; |
α=30º | h= | 19 | + | 15 | x | 0,5 | = | 26,5 | (м) | ; |
α=45º | h= | 19 | + | 15 | x | 0,707 | = | 29,605 | (м) | ; |
α=60º | h= | 19 | + | 15 | x | 0,866 | = | 31,99 | (м) | . |
5. Вертикальная проекция расстояния от оголовка рельсового пути крана до головки стрелы hгр при этом определяется как
(5)
α=10º | hгр= | 19 | + | 30 | x | 0,174 | = | 24,22 | (м) | ; |
α=30º | hгр= | 19 | + | 30 | x | 0,5 | = | 34 | (м) | ; |
α=45º | hгр= | 19 | + | 30 | x | 0,707 | = | 40,21 | (м) | ; |
α=60º | hгр= | 19 | + | 30 | x | 0,866 | = | 44,98 | (м) | . |
6. Ветровая нагрузка на стрелу крана также зависит от угла подъема стрелы и определяется как
(6)
α=10º | Wc= | 0,25 | x | 4 | x | 0,174 | = | 0,174 | (кН) | ; |
α=30º | Wc= | 0,25 | x | 4 | x | 0,5 | = | 0,5 | (кН) | ; |
α=45º | Wc= | 0,25 | x | 4 | x | 0,707 | = | 0,707 | (кН) | ; |
α=60º | Wc= | 0,25 | x | 4 | x | 0,866 | = | 0,866 | (кН) | . |
7. Ветровая нагрузка на остальные элементы крана от угла подъема стрелы не зависит и определяется как
(7)
Неповоротная часть: | Wнч= | 0,25 | x | 4 | = | 1 | (кН) | ; | ||
Поворотн.платформа: | Wпл= | 0,25 | x | 3,5 | = | 0,875 | (кН) | ; | ||
Противовес: | Wпр= | 0,25 | x | 3 | = | 0,75 | (кН) | ; | ||
Башня: | Wб= | 0,25 | x | 13 | = | 3,25 | (кН) | ; | ||
Груз: | Wг= | 0,25 | x | 3 | = | 0,75 | (кН) | . |
8. Вес элементов крана определяется как
(8)
Неповоротная часть: | Gнч= | 9,81 | x | 26,5 | = | 260 | (кН) | ; | ||
Поворотн.платформа: | Gпл= | 9,81 | x | 6 | = | 58,86 | (кН) | ; | ||
Противовес: | Gпр= | 9,81 | x | 28 | = | 274,7 | (кН) | ; | ||
Башня: | Gб= | 9,81 | x | 7 | = | 68,67 | (кН) | ; | ||
Стрела: | Gc= | 9,81 | x | 3,5 | = | 34,34 | (кН) | . |
9. Плечо удерживающих сил (весов элементов, расположенных слева от вертикальной оси опрокидывания) определяется как
(9)
Liид - расстояние от центра тяжести элемента до оси вращения крана;
Неповоротная часть: | Lнч= | 0 | + | 1,5 | = | 1,5 | (м) | ; | ||
Поворотн.платформа: | Lпл= | 1 | + | 1,5 | = | 2,5 | (м) | ; | ||
Противовес: | Lпр= | 4 | + | 1,5 | = | 5,5 | (м) | ; | ||
Башня: | Lб= | 1,6 | + | 1,5 | = | 3,1 | (м) | . | ||
Момент, создаваемый ветровой нагрузкой определяется как
(10)
Неповоротная часть: | Mwнч= | 1 | x | 0,6 | = | 0,60 | (кН*м) | ; | ||||
Поворотн.платформа: | Mwпл= | 0,875 | x | 1 | = | 0,88 | (кН*м) | ; | ||||
Противовес: | Mwпр= | 0,75 | x | 1,5 | = | 1,13 | (кН*м) | ; | ||||
Башня: | Mwб= | 3,25 | x | 10 | = | 32,50 | (кН*м) | . | ||||
Груз: | ||||||||||||
α=10º | Mwгр= | 0,75 | x | 30,55 | = | 22,91 | (кН*м) | ; | ||||
α=30º | Mwгр= | 0,75 | x | 26,98 | = | 20,24 | (кН*м) | ; | ||||
α=45º | Mwгр= | 0,75 | x | 22,21 | = | 16,66 | (кН*м) | ; | ||||
α=60º | Mwгр= | 0,75 | x | 16 | = | 12,00 | (кН*м) | . | ||||
Стрела: | ||||||||||||
α=10º | Mwc= | 0,174 | x | 15,78 | = | 2,74 | (кН*м) | ; | ||||
α=30º | Mwc= | 0,5 | x | 13,99 | = | 7,00 | (кН*м) | ; | ||||
α=45º | Mwc= | 0,707 | x | 11,61 | = | 8,20 | (кН*м) | ; | ||||
α=60º | Mwc= | 0,866 | x | 8,5 | = | 7,36 | (кН*м) | . | ||||
10. Момент, создаваемый весом элемента определяется как
(11)
Неповоротная часть: | Mgнч= | 260 | x | 1,5 | = | 389,9 | (кН*м) | ; | ||||
Поворотн.платформа: | Mgпл= | 58,86 | x | 2,5 | = | 147,2 | (кН*м) | ; | ||||
Противовес: | Mgпр= | 274,7 | x | 5,5 | = | 1511 | (кН*м) | ; | ||||
Башня: | Mgб= | 68,67 | x | 3,1 | = | 212,9 | (кН*м) | . | ||||
Стрела: | ||||||||||||
α=10º | Mgc= | 34,34 | x | 15,78 | = | 541,6 | (кН*м) | ; | ||||
α=30º | Mgc= | 34,34 | x | 13,99 | = | 480,3 | (кН*м) | ; | ||||
α=45º | Mgc= | 34,34 | x | 11,61 | = | 398,5 | (кН*м) | ; | ||||
α=60º | Mgc= | 34,34 | x | 8,5 | = | 291,8 | (кН*м) | . | ||||
Коэффициент грузовой устойчивости определяется как
, где (12)
Му - удерживающий момент;
Мо - опрокидывающий момент.
В качестве опрокидывающего момента в расчетах принимается только момент, создаваемый весом груза. Моменты от всех остальных нагрузок, приложенных к крану, рассматриваются как удерживающие моменты с соответствующими знаками.
Коэффициент грузовой устойчивости, определяемый как отношение момента, создаваемого массой всех частей крана без учета дополнительных нагрузок и уклона пути, к моменту, создаваемому рабочим грузом, принимаем равным 1,4.
Таким образом массу поднимаемого груза для различных углов подъема стрелы можно определить как
![]() |
α=10º | |||||||||||||||
mг= | 389,95+147,15+1510,74+212,88-541,63-1-0,875-0,75-3,25-0,75 | = | 4,08 | (т), | |||||||||||
1,4*9,81*30,55 | |||||||||||||||
α=30º | |||||||||||||||
mг= | 389,95+147,15+1510,74+212,88-480,35-1-0,875-0,75-3,25-0,5 | = | 4,79 | (т), | |||||||||||
1,4*9,81*26,98 | |||||||||||||||
α=45º | |||||||||||||||
mг= | 389,95+147,15+1510,74+212,88-398,46-1-0,875-0,75-3,25-0,707 | = | 6,08 | (т), | |||||||||||
1,4*9,81*22,21 | |||||||||||||||
α=60º | |||||||||||||||
mг= | 389,95+147,15+1510,74+212,88-291,85-1-0,875-0,75-3,25-0,866 | = | 8,93 | (т). | |||||||||||
1,4*9,81*16 |
1.3.3 Построение грузовой характеристики крана:
Рис. 5. Схема грузовой характеристики крана.
По данной схеме видно, что при меньшем угле подъема стрелы к горизонту кран способен поднять меньший вес груза. Соответственно, с увеличением вылета стрелы грузоподъемность падает.