Механизм реализации проекта
Педагогический проект
По теме «Использование здоровьесберегающих технологий
В начальной школе»
Содержание
1.Актуальность проблемы ….....................................................стр. 2-3
2. Постановка проблемы……………….….……...................…стр. 4
3. Цель и задачи.…………………………..…………................стр.4
4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта……...стр.5-8
5. Рабочий план реализации проекта……………………….....стр. 9
6. Принципы оздоровительной работы………..........................стр. 10
7. Формы организации деятельности по формированию здорового образа жизни ………………….….. ………………...............................стр.11-12
8. Показатель результативности ……………............................стр.13
9.Прогнозируемый результат…………………….................…стр.14
10.Результаты практической деятельности……......................стр.15
11.Участники проекта…………………….................................стр. 16
13. Список литературы…………………………........................стр.17
Актуальность проблемы
Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Ведь одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.
В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
-умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
-проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;
-имеет хороший уровень самообучаемости (интеллектуальный аспект здоровья);
-честен, самокритичен (нравственное здоровье);
-коммуникабелен (социальное здоровье);
-уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
К здоровьесберегающим технологиям, которые применяю в процессе обучения, прежде всего, относятся:
1.Игровая технология обучения.
2.Технология дифференцированного обучения.
3.Технология коллективного взаимообучения (отдельные виды групповых работ).
Постановка проблемы
Главной задачей учителя является не только обучение детей, но и сохранение их здоровья, которое зависит от правильно составленного расписания уроков, режима дня и питания, качества питьевой воды, спортивно-оздоровительных занятий, от создания здоровьесберегающей среды в кабинете.
Цель:
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе путём создания необходимых условий.
Задачи:
-применение здоровьесберегающих технологий на уроках и на внеурочной деятельности
- привлечение родителей, медиков к решению вопросов оздоровления детей
- организация активного спортивного досуга детей
-формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- организация здоровьесберегающей среды в кабинете
Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
Механизм реализации проекта
1. В реализации проекта участвуют педагоги, работающие в классе, медицинский работник, родители.
2. Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:
Подготовительный этап (2012/2013 гг.)
Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта. Он включает в себя:
- изучение литературы и материалов интернет по использованию здоровьесберегающих технологий
- изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
- определение стратегии и тактики деятельности.
Основной этап (2013/2015гг.)
Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы. Она предусматривает следующие направления работы:
●Проведение первичной диагностики уровня здоровья учащихся с помощью школьной медицинской сестры
● Применение здоровьесберегающих технологий на уроках
●Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми школьными службами
- Посещение курсов повышения квалификации по здоровьесбережению
-Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований;
-Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;
-Совершенствование применения технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок
- работа с семьей;
Заключительный этап (2016гг.), когда проводятся анализ деятельности по реализации проекта; проведение диагностики при выходе из начальной школы; постановка задач с целью дальнейшего сохранения и укрепления здоровья.
Формы работы со школьной медицинской сестрой в процессе реализации проекта:
- мониторинг здоровья учащихся при обучении в начальной школе
-взаимодействие в процессе профилактики заболеваний
Формы работы с учащимися в процессе реализации программы:
- беседы, классные часы на тему здоровьесбережения;
-динамические паузы,
-подвижные игры
-гимнастика для глаз
-дыхательная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
- организация спортивных праздников;
Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы:
- родительские собрания на темы сохранения и укрепления здоровья;
- лекторий для родителей;
- проведение совместных спортивных праздников;
- индивидуальные консультации;
-привлечение родителей к ремонту класса,
покупка бутилированной воды
-помощь в озеленении класса
Урочная деятельность:
-строгое соблюдение режима школьных занятий
-построение уроков с учётом работоспособности детей
-использование средств наглядности
-смена видов учебной деятельности
- обязательное выполнение гигиенических требований,
-благоприятный эмоциональный настрой
-применение дидактических игр, физкультминуток, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика
-работа в группах и парах
Внеурочная деятельность
- занятость в кружках и секциях
- экскурсии, походы
- дни здоровья, спортивные праздники
Рабочий план реализации проекта