О мерах совершенствования налогового администрирования, их влияния на инновационное развитие российской экономики
В условиях перехода России на инновационный путь развития первоочередное значение уделяется вопросам создания принципиально новой системы государственного управления и регулирования всех экономических процессов, в т.ч. и налогообложения. Налоги, выступая основным источником доходов бюджета, являются решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому положительный эффект модернизации экономики находится в прямой зависимости от научно обоснованного управления налогами.
Главная задача, стоящая перед государством на современном этапе, это создание эффективной системы контроля за поступлением налогов, в связи с чем необходима комплексная модернизация работы налоговых органов.
Модернизация налоговых органов Российской Федерации предполагает переход от фискального органа, главной задачей которого является обеспечение максимальных поступлений налоговых платежей в бюджет, к становлению их как сервисного ведомства, от имени государства осуществляющего формирование цивилизованных отношений с налогоплательщиками в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов.
Налоговая служба функционирует в среде информационных технологий, ни одна инспекция не может работать, не используя программные продукты, обеспечивающие поддержку работы инспекции, создавая сервис для пользователя при организации его рабочего места. Традиционные формы работы с налогоплательщиками устарели и не удовлетворяют современным требованиям.
Модернизация налоговых органов предусматривает внедрение новых форм взаимодействия с налогоплательщиками с предельно прозрачной и упрощенной налоговой отчетностью, четко сформулированным налоговым законодательством, максимально приближенным к налогоплательщикам, при условии полной автоматизации всех рабочих процессов.
На сегодняшний день необходимо влиять на менталитет налогоплательщиков в применении современных форм сдачи отчетности, повышать их налоговую грамотность, улучшать информационное обслуживание плательщиков, внедрять новые технологии работы с ними.
Становление налоговых органов как сервисной компании невозможно без использования передовых информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация, под которой следует понимать организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей налоговых органов в получении необходимых им сведений на базе информационных систем и сетей.
При этом на первый план выходят не традиционные количественные параметры информатизации, такие как число компьютеров, серверов, а направления создания перспективных технологий поддержки ключевых рабочих процессов налогового администрирования на основе информационного сервиса, обеспечивающего принципиально новый стиль организации труда налогового инспектора.
Реалии сегодняшнего дня требуют совершенствования технологий, процедур и условий налогового администрирования. Кроме того, необходима оптимизация численности территориальных налоговых органов и центрального аппарата. В то же время для сокращения издержек на налоговое администрирование, повышения его качества и исключения основы для коррупционной составляющей работы налоговиков нужно развивать автоматизированные процессы администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками.
Основными целями проекта модернизации налоговых органов на современном этапе являются:
1. Оптимизация и снижение трудоемкости и ресурсоемкости выполнения бизнес-процессов (нагрузки на рядовых сотрудников ИФНС) за счет повышения уровня автоматизации деловых процессов и создания подразделений по отдельным процедурам обработки и подготовки информации.
2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам. Здесь речь идет фактически о переводе в электронный вид максимального количества процедур взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизации системы информационного обслуживания, которая включает развитие системы интернет-сайтов ФНС России и создание единого контакт-центра, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.
3. Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации. Объем уже накопленной в налоговой службе информации составляет порядка 200 терабайт и будет только расти. Поэтому необходимы механизмы интеграции и анализа этой информации в первую очередь для выявления зависимостей, важных для налогового администрирования и проведения контрольной работы.
4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов - соблюдение регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют эффективность деятельности ФНС России.
Основываясь на выше обозначенных целях, ФНС России необходимо осуществлять модернизацию налоговых органов, включающую пять основных составляющих.
Во-первых, максимальное разделение информационной системы на два блока функций: автоматической обработки информации (налоговый автомат) и интерактивной работы пользователей. Функции налогового автомата будут реализованы в Центре обработки данных (ЦОД) и должны включать формирование начислений и платежей, расчет пеней и подготовку документов для направления налогоплательщику. Новая система должна строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в региональных центрах обработки данных. Региональный ЦОД должен обеспечивать централизацию обработки бухгалтерской и налоговой отчетности и иных данных, существенных для налогового администрирования, формировать информационные базы, необходимые для повседневной работы налоговых инспекторов в местных инспекциях, обеспечивать распределенный режим доступа к интегрированным информационным ресурсам. Региональный ЦОД должен предоставлять необходимую информацию региональным подразделениям ФНС России и быть универсальным центром обработки данных, обеспечивающим консолидацию, хранение и обработку федеральных баз данных налогового администрирования в рамках соответствующего региона Российской Федерации. Кроме того, в ЦОД будут перенесены функции оперативного перевода данных от внешних источников (Федеральное казначейство, Банк России, Сбербанк, Росреестр, ЗАГС, ФМС России и др.). Конечная цель - переход полностью на электронный документооборот и с внешними источниками, и с налогоплательщиками. В итоге в территориальных инспекциях останутся только функции работы с заявителями и контрольная работа.
Во-вторых, создание централизованной системы ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ, включая единую базу данных сведений о налогоплательщиках. На базе этой системы должен быть построен сервис автоматической выдачи сведений из указанных реестров по запросам государственных органов и органов местного самоуправления в электронном виде. Внедрение данной системы началось уже в 2012 г. Единая база данных позволит оперативно использовать в аналитической работе государственных органов сведения о физическом или юридическом лице, что в итоге приведет к повышению результатов контрольных мероприятий.
В-третьих, глобальная перестройка сервиса "Личный кабинет", который должен стать местом доступа налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц) к информации, содержащейся в интернет-ресурсах ФНС России, а также к сервисам по взаимодействию налогоплательщиков и налоговых органов бесконтактным способом. Внедрение сервиса стало инструментом контроля в руках общества за достоверностью и полнотой данных о налоговых обязательствах граждан. В целях дальнейшего развития сервиса разработано и находится на стадии тестирования программное обеспечение II этапа, предоставляющее налогоплательщикам возможность не только получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, текущих начислениях и поступлениях по налогам, но и уплачивать налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами. Сервис "Личный кабинет" будет включать проведение регистрации, перерегистрации, сверки расчетов, запросов документов, осуществление зачетов и возвратов налогов. Это позволит налогоплательщику в режиме онлайн видеть всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом, и осуществлять в электронном виде все виды взаимодействия с налоговыми органами.
В-четвертых, формирование единой системы мониторинга и управления деятельностью налоговой службы, включая контроль соблюдения процедур и сроков, формирование сигнальной информации об организационно-технологическом состоянии налогового органа, блок поддержки принятия управленческих решений.
В-пятых, модернизация инфраструктуры ФНС России. Необходимо ослабить строго функциональную систему управления, что потребует более широкой инициативы персонала. Основными принципами управления необходимо сделать коллективное и децентрализованное принятие оперативных решений, основанных на взаимном обмене проблемно ориентированной информацией через базы данных общего пользования.
Таким образом, в ближайшее время намечается существенное изменение практики работы налоговых органов, основанное на развитии взаимодействия как с государственными органами и ведомствами, так и с налогоплательщиками. Внедрение современных информационных технологий даст возможность налоговым органам перейти на более качественный уровень взаимоотношений с налогоплательщиками, усилит авторитет налоговых органов среди населения. Это позволит повысить полноту и своевременность поступления налоговых доходов в бюджеты Российской Федерации при сокращении затрат на администрирование поступлений, повышении информированности администраторов доходов о состоянии задолженности по каждому плательщику. Четко организованная система налогового администрирования позволит обеспечить модернизацию и устойчивые сбалансированные темпы экономического роста, что необходимо в условиях инновационного развития экономики.[36]
Анализ норм действующего российского законодательства показывает, что сегодня в сфере реализации прав государства на РИД действуют отдельные нормы более чем 30 федеральных законов и примерно 70 подзаконных нормативных правовых актов, абсолютное большинство из которых было принято на ведомственном уровне. Тем не менее, следует согласиться с очевидным фактом, что в России до сих пор нет системы специальных правовых норм, обеспечивающих инновационное развитие экономики. По мнению специалистов, для преодоления правового вакуума необходимо принять дополнительно не менее 15 новых законодательных актов, касающихся, в частности, вопросов промышленной собственности и развития технологий, что должно обеспечить создание и функционирование полноценного рынка интеллектуальной собственности. Прежде всего, необходимо в кратчайшие сроки принять Федеральный закон о промышленном развитии и дополнить Налоговый кодекс РФ нормами по налоговому стимулированию инновационной деятельности. Основным законодательным актом в данной сфере должен стать Федеральный закон "Об основах инновационной деятельности в РФ", а также должны быть подготовлены и приняты в ближайшей перспективе еще ряд Федеральных законов: "Об инновационной инфраструктуре", "О нематериальных активах", "О венчурном финансировании", "Об обороте прав на технологии военного, специального и двойного назначения". Кроме того, в нормах Гражданского кодекса РФ должны быть устранены системные коллизии в определении правовых режимов интеллектуальных прав[37]. Подробно о налоговом законодательстве в области инновационной деятельности изложено в работе В.И.Еременко[38]