Факторы современности и методы обучения
Сверхскорость перемен сегодня означает, что имеющаяся информация становятся устаревшей быстрее, – знание, построенное на ней, становится менее долговечным. Для преодоления этого «фактора временности» в настоящее время создаются новые технологические и организационные инструменты для ускорения научных исследований и развития науки. Другие предназначены для ускорения процесса обучения.
Теперь уже меняется контекст обучения. Ведь изменилась вся система знания. То, что необходимо в культуре, бизнесе и политике, становится более абстрактным и новым с каждым днем. Рискуя следовать за имеющимся знанием, мы невольно оказываемся в фарватере информации. Пока мы изучаем законодательство, оно, несомненно, станет другим. Преобразится экономика. А уж о формах обретения знания и говорить не приходится.
Быстрое распространение компьютеров за последние десятилетия было названо единственной наиболее важной переменой в системе знания. Значимость распространения компьютеров можно сравнить только с изобретением печатного станка в XV в., или даже созданием письменности. Наряду с этой экстраординарной переменой одинаково поразительное распространение новых сетей и средств передачи знания и его предшественников – данных и информации.
Даже если в мире произошло только распространение компьютеров, одно это позволило бы говорить о «революции знания». Но и другие связанные с этим перемены меняют всю систему знаний, или «инфосферу», в мире высоких технологий.
Информатизация - глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый, постиндустриальный на основе использования кибернетических методов и средств (универсальных или управляемых ЭВМ, микро- и персональных ЭВМ, микропроцессорных блоков, программируемых контроллеров). Информатизация в индустриально развитых странах становится стержневым звеном, объединяющим все стороны качественных преобразований в обществе. В результате информатизации на новый уровень поднимаются научные исследования и разработки, производство, управление, все сферы социальной жизни общества, качественно меняются параметры экономического роста.
Фундаментом процесса информатизации является радиоэлектронное производство. Большие достижения в области информатизации достигнуты в США, Японии, Англии, Франции, ФРГ, в ряде малых стран Европы и Азии; наращивает потенциал информатизации Латинская Америка. Основными звеньями общенациональных систем эксплуатации информационных ресурсов являются: сети ЭВМ, базы данных, экспертные системы, суперкомпьютеры, волоконно-оптические линии связи, персональные ЭВМ. Главными направлениями развития информатизации становятся: создание более прогрессивных и гибких средств обработки информации, снижение стоимости ее обработки, улучшение технических характеристик оборудования, расширение масштабов стандартизации устройств сопряжения, качественное улучшение подготовки кадров; разработка защитных мер против несанкционированного доступа к информации и др.)»
Наиболее знаменитый и успешный из создателей современной компьютерной империи Билл Гейтс в своей книге «Дорога в будущее» посвятил специальную главу вопросам модернизации образовательного процесса с помощью информационных технологий.
Ниже приводятся некоторые наиболее значимые для нашей темы выдержки из этой главы.
«Великие педагоги всегда говорили, что обучение - это не только занятия в классах или работа под присмотром учителей. Но все время перед теми, кто хотел удовлетворить свое любопытство или самостоятельно разобраться в каком-то вопросе, неизменно вставала одна проблема: где найти нужную информацию?
Информационная технология - подобно тому как сейчас она помогает корпорации Levi Strauss & Со. выпускать джинсы серийно и одновременно подгонять их по размеру, - принесет оптимальное сочетание методов коллективного и индивидуального обучения.
В образовании, как и в изготовлении синих джинсов, станет возможным "массовое производство с подгонкой": компьютеры будут тонко настраивать продукцию - в данном случае учебные пособия, - чтобы обучение соответствовало способностям учащихся. Это касается не только школьников или студентов.
Все члены общества, в том числе дети, будут располагать такими объемами информации, которыми сегодня не владеет никто. Мне кажется, одно это во многих пробудит любопытство и фантазию. Степень образованности будет зависеть только от желания каждого ее повысить.
Школьников (студентов) станут поощрять к углубленному изучению наиболее интересных для них предметов, и определиться в своем выборе будет совсем несложно. Часть дня они проведут за персональным компьютером, исследуя информацию самостоятельно или группой. Накопившиеся мысли и вопросы они выскажут своему учителю, а тот решит, какие из них заслуживают внимания всего класса. Пока школьники (студенты) сидят за компьютерами, учитель (преподаватель) может спокойно поработать с отдельными учениками или с небольшими группами и вместо общей лекции сосредоточиться на решении конкретных проблем и задач.
Педагоги, как и многие специалисты, кроме всего прочего, в современной экономике выступают посредниками - посредниками между знаниями и учащимися. А значит, им тоже придется не раз приспосабливаться к изменяющимся условиям. Однако, в отличие от людей некоторых других профессий, они могут смотреть в будущее с безусловным оптимизмом. Когда очередное новшество повышает уровень жизни общества, обязательно возрастает спрос на учителей. И педагоги, способные принести в учебные аудитории творческий дух и энергию, всегда будут преуспевать.
Поначалу новая информационная технология сделает небольшой шажок вперед по сравнению с нынешними инструментами. Вмонтированные в стену видеопанели заменят неровные строчки и кривые схемы на школьных досках четкими шрифтами и красочной графикой - миллионами учебных иллюстраций, фотографий, мультфильмов и видеозаписей. Мультимедийные документы частично возьмут на себя функции учебников и учебных пособий. Кроме того, связанные с серверами на информационной магистрали, мультимедийные документы будут постоянно и автоматически обновляться.
Еще одним преимуществом компьютеризованного обучения станет совсем другое отношение учащихся к экзаменам. Не секрет, что сегодня они оказываются для детей тяжелым испытанием, нередко вызывая панический ужас: "Я опять провалил этот предмет!", "Мне не хватило времени..." или "Я начисто забыл этот материал". Через какое-то время у многих неудачников, среди которых есть дети просто медлительные или неорганизованные, опускаются руки, они уже не стараются, делают вид, что экзамены - чепуха. В итоге развивается негативное отношение к учебе вообще.
Интерактивная сеть позволит учащимся экзаменовать самих себя постоянно и в спокойной обстановке. Самоконтроль сродни самоанализу.
Только так можно изменить отношение к экзаменам. Ошибка не повлечет за собой наказания; напротив, она заставит систему помочь учащемуся восполнить пробел в какой-то теме. Если же кто-то зайдет в окончательный тупик, система предложит обсудить проблему с преподавателем. Систематически контролируя себя, учащийся будет чувствовать степень своей подготовки, и тогда официальные экзамены перестанут навевать столько опасений и приносить столько сюрпризов.
Однако только информация, только новая технология не смогут решить всего комплекса серьезных проблем, стоящих сегодня перед многими учебными заведениями: нехватка бюджетных средств, насилие, наркотики, высокий процент исключений, криминогенная обстановка и незавидное положение преподавателей, больше озабоченных собственным выживанием, чем учебным процессом. Все общество должно обратить внимание на эти фундаментальные проблемы.
Основная идея реорганизации сводится к тому, что образование - это не раздача "правильных" ответов на все случаи жизни, а обучение детей методам, позволяющим самостоятельно найти "правильный" ответ».
Обобщая вышеизложенные положения и аргументы, отметим следующие основные аспекты воздействия компьютерных технологий на эффективность обучения:
1. Компьютер существенно расширяет возможности представления учебной информации, не только в рациональном виде, но и в образном (цвет, звук, графика, мультипликация, все средства видеотехники).
2. Компьютер позволяет значительно усилить мотивацию обучения, повысить заинтересованность в нем. В этом плане особо остро стоит вопрос о занимательности работы с компьютером как средства формирования положительного отношения к учению, как источника мотивации в контексте игры. В то же время важно избежать опасности, связанной с преобладанием занимательности над целями и задачами собственно учебной деятельности.
3. Компьютер активно вовлекает в учебный процесс, обеспечивает интерактивные формы обучения, возможность диалога обучающего и обучаемого, существенно меняет способы управления учебной деятельностью.
4. С помощью компьютера значительно успешнее варьируются наборы учебных задач, углубляется и становится более содержательным управление процессом их решения.
5. Компьютер позволяет качественно изменить педагогический контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом в целом, а также индивидуализировать его.
6. Информационные технологии снимут психологические проблемы учащихся, связанные со сдачей экзаменов, позволят более равномерно распределить во времени их учебную нагрузку
7. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, дает возможность наглядно представить им результаты своих действий. Заложенные в обучающие системы программы тестирования позволяют учащимся точнее оценить такие способности их личности, как мотивация, степень адекватности самооценки, скорость принятия решения.
8. Применение информационных технологий позволяет гуманизировать образование и сделать гуманитарное образование не элитарным, а общедоступным.
9. Применение информационных технологий в образовательном процессе позволит значительно повысить интеллектуальный уровень преподавательской работы, освободит преподавателей от малопродуктивного и тяжелого труда педагога, связанного с необходимостью чтения (а зачастую надиктовывания) курсов лекций под запись студентов. Освободит, таким образом, время преподавателя для интеллектуального творческого труда по систематизации имеющейся учебной информации, разработке новых методов и приемов образовательной и воспитательной работы.
Преподавание общегуманитарных и профессиональных дисциплин в большинстве вузов страны осуществляют специалисты, не имеющие системной педагогической подготовки, необходимой для осуществления преподавательской деятельности.
Государственными образовательными стандартами по ряду специальностей, в частности, по специальности «Юриспруденция» установлено, что:
«Реализация основной образовательной программы подготовки юриста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Вести преподавание по общепрофессиональным дисциплинам могут преподаватели имеющие базовое юридическое образование и/или ученую степень кандидат (доктора) юридических наук. При этом, иметь ученую степень (звание) должны не менее 60 % преподавателей общепрофессиональных дисциплин».
Таким образом, здесь требований о педагогическом аспекте образования нет. Учебные программы подготовки аспирантов до последнего времени также не включали дисциплин теории и практики преподавания.
В приказе Министерства образования РФ от 11 апреля 2000 года № 1062 Об утверждении макета государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отраслям наук установлено, что: «выпускник аспирантуры готов к педагогической деятельности при условии освоения образовательно-профессиональной программы педагогического профиля и присвоения ему соответствующей дополнительной квалификации».
Однако в числе обязательных дисциплин аспирантуры по-прежнему остаются только иностранный язык, философия и дисциплина специализации, а иные дисциплины могут быть только факультативным, т.е. не обязательными.
Порядок формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования, установленный письмом Министерства образования РФ от 30 октября 2002 года № 14-55-898ин/15 устанавливает, что «факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспирантом дополнительных образовательных профессиональных программ, предусмотренных для изучения на уровне послевузовского профессионального образования, и получения квалификации "Преподаватель высшей школы" или других дополнительных квалификаций.
Факультативные дисциплины не являются обязательными для изучения аспирантом. Часы, отведенные на факультативные дисциплины, могут быть использованы как для увеличения объема изучения ОПД, так и для научно-исследовательской работы аспиранта .... Учитывая, что основной задачей послевузовского профессионального образования является подготовка научно-педагогических кадров, рекомендуется включать в цикл ОПД педагогические и психологические дисциплины».
Следует иметь в виду, что данная рекомендация, если она и будет формально выполняться, не улучшит ситуации с качеством преподавания до тех пор, пока не будет юридически установлено в законе, в образовательном стандарте и на практике реализовано обязательное требование для преподавателя вуза наличие у него квалификации «Преподаватель высшей школы».
Чтобы получить ученую степень, преподаватель вуза вынужден проводить исследования какой-либо технической или иной специальной проблемы, связанной чаще всего с преподаваемым научным направлением, а не с его преподавательской деятельностью.
При этом как-то упускают из виду то, что научная и преподавательская деятельности - различны. Не всегда даже большие ученые становятся хорошими преподавателями. Причина такого положения в том, что закономерности поиска нового и навыки, формируемые у исследователя при этом, существенно отличаются от закономерностей руководства усвоением студентами уже известного. Для успешности такого руководства нужны совсем другие знания и навыки.
Система регулярной целенаправленной переподготовки преподавательского состава, повышения их квалификации к настоящему времени оказалась нарушенной, государством до последнего времени не финансировалась и при аттестации вуза внимание на нее не акцентировалось.
В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года № 1340-р указывалось на необходимость «приведения содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества. Для этого требуется совершенствование нормативной правовой базы, необходимого кадрового, информационного и материально-технического обеспечения сферы образования».
На сегодня в нашем образовании преобладает, как правило, инструментальный подход к самому компьютеру. Прежде всего, учитываются возможности новых техник и технологий. Эти нововведения связаны:
во-первых, с использование баз данных и телекоммуникационных средств, позволяющих участвовать в процессе качественного образования большому числу обучающихся;
во-вторых, развивать такие формы образования, как дистанционное образование,
в-третьих, использовать компьютер как обучающее средство.
Компьютеризация позволяет строить «образы», (модели) различных явлений и процессов.
В учебном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством изучения. Это обусловливает два возможных направления компьютеризации образования. При первом усвоению знаний, умений и навыков способствует осознание возможностей компьютера, его использования при решении разнообразных задач, что ведет к овладению компьютерной грамотностью как необходимым условием и предпосылке эффективного использования компьютера. При втором – оказывается средством эффективности процесса образования. Эти два направления составляют основу компьютеризации обучения не только с точки зрения его технологии, но и обучения как социального процесса.
При этом важно, что не компьютер должен диктовать методы, формы и содержание обучения, но он сам должен адекватно включаться в программы обучения, обеспечивая организацию учебной деятельности на современном уровне. В этих условиях компьютеризированное обучение с его ориентацией на индивидуализацию обучения, его диалоговые и интерактивные формы и повышение творческого начала становятся реальностью.
Традиционные методы обучения, которые пока еще преобладают в наших вузах, по-прежнему ориентированы на бумажные учебники. Но бумажный учебник по любой отраслевой юридической или экономической дисциплине «живет» не более 2-х лет, а зачастую устаревает еще до момента его реализации в торговой сети. Весь цикл написания учебника, рецензирования, процедур присвоения ему рекомендательного грифа, издания и изготовления тиража занимает более года, а за этот период Государственная Дума принимает несколько сотен новых законов. Например, первая часть Гражданского кодекса РФ с момента его издания в 1996 году 23 раза изменялась федеральными законами и в настоящее время уже подготовлена новая редакция объединенного варианта Гражданского кодекса.
Методы преподавания в большинстве случаев остаются старыми дедовскими, когда теоретический курс начитывается на лекциях и записывается студентами вручную под диктовку. Реального контроля качества читаемых лекций нет, содержание читаемого курса зачастую не ориентировано на выполнение требований Государственного образовательного стандарта, а это приводит к бессистемности знаний студентов, их фрагментарности и дублированию. Очень часто в среде преподавателей бытует отрицательное отношение к образовательному стандарту, но это означает низкую правовую культуру самого преподавателя. Ведь стандарт – это закон. Невыполнение закона самим воспитателем и носителем юридических знаний не может не сказаться отрицательно на правовой культуре обучаемых.
Часто приходится объяснять, что выполнение требований стандарта отнюдь не исключает высокой вариативности теоретического курса. Стандарт устанавливает лишь обязательный минимум, соблюдение которого может занимать и три четверти и половину вашего авторского материала, остальной объем можете занять своим любимым, широким и разнообразным. Но если в курсе Отечественная история нет историографии, если в курсе Философии нет законов диалектики, если в курсе Культурологии читается только история культуры и не раскрыты положения теории культуры, чего требует стандарт, - это все означает низкое качество преподавания, низкий уровень правовой культуры преподавателя.
Применение новых информационных технологий позволяет устранить указанные недостатки в учебном процессе, поднять его качество по всем основным составляющим.
К недостаткамперестройки учебного процесса на информационные технологии можно отнести:
1) Уменьшение живого общения преподавателя со студентами, возможностей передачи не только своих знаний, но и своей культуры, своего жизненного и профессионального опыта делает получаемое образование несколько «сухим», требует от студента повышенного уровня самодисциплины.
2) Для получения образования по данной технологии необходим свободный доступ студента к персональному компьютеру, что пока еще реализуется не в полном объеме.
3) Широкое внедрение информационных технологий составит серьезную конкуренцию традиционным методам обучения и ухудшит положение тех преподавателей, которые не смогут перестроиться, которые не смогут или не захотят опубликовать то, что они читают студентам, которые не владеют навыками работы с персональным компьютером, не владеют навыками методической и научной работы. Следовательно, перевод учебного процесса на данные технологии встретит значительное сопротивление с их стороны.
Для преодоления первого недостатка, хотя бы частично, необходимо включать в электронные комплексы аудио и видео записи лекционных курсов и практических занятий, дополнять обучение специальными дисциплинами воспитательного характера, таких как семейная педагогика, детская (возрастная) психология, политическая социология и специальных авторских курсов ведущих ученых и педагогов.
Преодоление второго недостатка трудностей больших не составляет, так как имеющийся нефтедолларовый финансовый ресурс можно направить на оснащение учебных заведений компьютерной техникой в необходимом объеме. Данное направление расходования финансовых резервов инфляционным не является.
Третий недостаток не столько относится к информационным технологиям, сколько к существующей системе высшего образования, ее кадровому обеспечению. Устранению данного недостатка и посвящена, в частности, настоящая публикация, как составная часть курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.