Принципы и преимущества обучающего тестирования
Методика обучающего тестирования (МОТ) использует иные принципы построения теста, и она уже не имеет вышеприведенных недостатков традиционных тестовых методик.
Тестовые комплекты создаются в двух целевых вариантах:
1) для компьютерного тестового тренажера в процессе изучения учебного курса (обучающее тестирование);
2) для контроля усвоения студентом учебного материала (контрольное тестирование).
Контрольные тестовые комплекты отличается от обучающих только лаконичностью формулировок тестовых заданий и также обеспечивают обучающий эффект.
Принципы и приемы системы обучающего тестирования:
- каждый тест может содержать любое количество вариантов утверждения в пределах от 3 до 10 в зависимости от содержания изучаемого фрагмента;
- каждый из вариантов утверждения может быть верным или неверным (крайние случаи, когда все варианты верные или все варианты неверные); при этом большинство утверждений является верным, а меньшинство (чаще всего – один) – неверным;
- значительное повышение доли положительной информации, как в содержании высказывания, так и в вариантах утверждений. Даже неверные варианты утверждений предпочтительно создавать с положительной информативностью;
- варианты утверждений не имеют буквенного или цифрового обозначения, а их идентификация осуществляется порядком их размещения. Данное свойство позволяет легко создавать варианты тестовых комплектов с различным порядком размещения утверждений (для контрольного тестирования в бумажном варианте);
- контрольный тест формулируется в предельно лаконичной форме (без ущерба его информативности) с целью экономии места на листе тестовых заданий;
- оценка преподавателем результатов ответа на каждое тестовое задание производится по трех бальной системе (1 - 0,5 – 0) верно; частично верно; неверно;
- процесс контрольного тестирования не требует применения компьютеров, позволяет одновременно проверять знания у группы студентов до 50 человек и зависит только от величины аудитории;
- результаты тестового контроля определяются быстро, что позволяет в день контроля провести и его обсуждение;
- результаты индивидуальной проверки знаний каждого студента заносятся в бланк сводного протокола тестирования группы студентов;
- процесс обучающего тестирования обеспечивает повышение уровня усвоения учебного материала и его итоговая оценка, как правило, доводится до 100%;
- система обучающего тестирования формируется в вузе как комплексная многоуровневая структурно организованная регулярная составная часть учебного процесса во всех формах и видах обучения;
- структурная организация системы обучающего тестирования обеспечивает возможность быстрого обновления методических комплектов по мере развития учебной дисциплины и предполагает регулярную их корректировку;
Использование данных принципов позволяет нейтрализовать недостатки традиционного тестирования и обеспечивает новые качества:
Вероятность угадывания уменьшается с 20-50% до 3%, следовательно, значительно повышается эффективность тестового контроля.
Информативность теста увеличивается в 5 – 10 раз. Это обеспечивает эффективное и быстрое запоминание большего объема учебного материала, требующего аналитического разбора в процессе решения теста.
Количество ложной информации, подвергаемой анализу и остающейся в памяти тестируемого, уменьшается в 4-5 раз.
Значительно упрощается задача создания теста, так как количество ложных похожих на правду вариантов ответа, которые необходимо придумать, уменьшается в 4 – 5 раз, при этом качество контроля не снижается, а существенно возрастает.
Материальные затраты на обеспечение процесса тестирования учебной группы студентов минимальны.
Затраты времени на проверку результатов тестирования около полуминуты на студента, что позволяет по завершении тестирования сразу сообщить всем студентам их результаты, а при необходимости провести обсуждение по тем разделам, которые вызвали наибольшее затруднение. Уже на следующем занятии по результатам дополнительной проработки студентами разделов, вызвавших затруднения, возможно повысить оценку усвоения данного учебного материала до 100%.
К недостатку МОТможно отнести необходимость создания более сложной компьютерной программы по сравнению с традиционной. Но такая программа создана, она заложена в оболочку электронного учебника «Правоведение» издания КОДЕКС и прошла уже десятилетнюю апробацию в учебном процессе. С ее помощью изучили курс Правоведение более 1000 студентов СПбГМТУ и, пройдя через тестовый контроль знаний, были аттестованы зачетом; 96% из них - с высоким рейтингом, соответствующим отличной оценке.
Подробная методика разработки обучающих тестов и создания дидактического комплекта для их применения изложена в параграфах 9,3 и 9.4 указанного выше учебного пособия[55].
Кроме того в указанном учебном пособии изложены практические рекомендации по вопросам: Как писать электронные курсы лекций (Тема 7), . Применение технологии Power Point для создания электронного комплекса (Тема 10); Создание учебного комплекса с использованием программной оболочки КОДЕКС (Тема 11).