Средства, формы и методы СКД как основные составляющие технологического процесса
Рассматривая технологию социально-культурной деятельности, нельзя не остановиться на основных методах, формах и средствах, которые используются в практике работы учреждений культуры и досуга. Попытка проанализировать сущность терминов, так или иначе связанных с технологией социально-культурной деятельности, позволила сформулировать обозначаемые этими терминами понятия.
Средства социально-культурной деятельности.
Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.
В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. «Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала».
К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.
Следует отметить что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).
Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:
• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;
• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности»
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы СКД делятся на массовую, групповую и индивидуальную.
Массовая форма работы.
Требованиях к их подготовке и проведению массовых мероприятий:
-аудитория от 100 чел и до неск тысяч
- актуальность и значимость тем массовых мероприятий ( праздников, зрелищ, концертов, театрализованных представлений и т.д.)
-сложность их подготовки
- сценарно – режиссёрская разработка
- меры безопасности при проведении ит.д.
Групповая форма работы: количество аудитории от 5-7 чел и до 50
Особенности: камерность, возможность обратной связи, личностного общения
Групповые формы: вечера отдыха, посиделки, гостиные, обряды, экскурсии. беседы и т.д.
Индивидуальная форма работы.
Особенности: дойти до каждого, выстроить диалог, взаимопонимание, помочь в решении проблем, ответить на вопросы, воздействовать на чувства и мысли.
Формы инд раб: беседа, консультация, индивид. Занятие
Условие успеха: интерес и желание помочь, любовь к людям
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».
Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».
Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым..
Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности:
а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности – работа:
- с литературными источниками,
-изучение материалов прессы,
- взаимный обмен информацией,
- дискутированние по поводу услышанного и прочитанного;
- изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя,
- просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий;
- упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.);
- иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
б) методы формирования сознания личности:
- убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам);
- внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией);
- пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);
в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:
- практическое задание,
- вовлечение в деятельность,
- индивидуальное поручение,
- педагогическое требование,
- соревнование,
- наставничество,
- выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;
г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности:
- моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.),
- материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.),
- общественное порицание.
Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.