Порядок оформления контрольных работ

Л.А. Очирова, А.Б. Будаева, Т.Л. Хунданова

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(РЕФЕРАТОВ)

Методические указания по дисциплинам «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства» для студентов заочного обучения обучающихся по специальностям 111201.65 – «Ветеринария» и 111801.65 – «Ветеринарная фармация» факультета биотехнологии и ветеринарной медицины

Иркутск, 2015

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.А. ЕЖЕВСКОГО»

Факультет Биотехнологии и ветеринарной медицины

Кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции и ветеринарно-санитарной экспертизы

Л.А. Очирова, А.Б. Будаева, Т.Л. Хунданова

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Методические указания по дисциплинам «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства» для студентов заочного обучения обучающихся по специальностям 111201.65 – «Ветеринария» и 111801.65 – «Ветеринарная фармация» факультета биотехнологии и ветеринарной медицины

Иркутск, 2015

УДК 619:614.31(072)

О 955

Утверждено к печати методической комиссией ФБВМ, ФГОУ ВО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.А. ЕЖЕВСКОГО» Протокол № _5_ от «_27_» _января_ 2015 г.

Рецензенты:

Л.Н. Карелина - заведующий кафедрой кормления, селекции и частной зоотехнии ИрГСХА, доктор биологических наук, профессор;

И.А. Таничев - доцент кафедры специальных дисциплин ИрГСХА, кандидат ветеринарных наук

Л.А. Очирова, А.Б. Будаева, Т.Л. Хунданова

О 955.Методические указания по подготовке и оформлению контрольных работ для студентов заочного обучения по дисциплинам «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства» , кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции и ветеринарно-санитарной экспертизы, факультета биотехнологии и ветеринарной медицины. Методическое указания – Иркутск: Издательство ФГБОУ ВПО «ИрГСХА», 2015. - _ с.

Методические указания составлены на материале действующих нормативно-технических документов (стандартов) и определяют основные правила оформления непубликуемых учебных (контрольных работ, рефератов, курсовых).

© Л.А. Очирова, А.Б. Будаева, Т.Л. Хунданова

© ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.А. ЕЖЕВСКОГО, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. Методика подготовки контрольных работ
1.1 Цель контрольных работ и критерии оценки
1.2 Организация самостоятельной работы и сроки выполнения
1.3 Требования к изложению текста
1.4 Требования к оформлению
1.5 Учимся на чужих ошибках
2. Темы и содержания контрольных работ
3. Рекомендуемая литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка контрольных работ является одной из форм активизации учебного процесса через самостоятельную работу студентов. Контрольная работа студентов, изучающих ветеринарно-санитарную экспертизу с основами биотехнологии и стандартизации продуктов животноводства, является письменной работой с кратким и систематизированным изложением современного состояния тех или иных проблем в области ветеринарно-санитарной экспертизы на основании изучения требований законодательства, нормативных документов, аналитического обзора научных и литературных источников, исследования материалов практической деятельности ветсанэкспертов, с оценкой и предложениями студента по решению выявленных и упреждению возможных проблем применительно к теме контрольных работ.

В процессе подготовки контрольной работы появляется возможность развития творческих способностей, приобретения умения обобщать отечественный и зарубежный опыт, анализировать законодательные, нормативные, научные, литературные и другие источники информации, выделять в них главное, отбрасывать второстепенное, давать критическую оценку материалам, выявлять имеющиеся проблемы, аргументировано обосновывать выводы и разрабатывать рекомендации по решению проблем.

Целью данных методических указаний является изложение общей методики подготовки контрольных работ и основных требований к его оформлению.

1 МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1.1 Цель контрольных работ и критерии оценки

Цель контрольной работы – обучить студентов самостоятельному исследованию той или иной проблемы, применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебной дисциплины, анализа специальной и научной информации, а также разработке выводов и рекомендаций по решению выявленных проблем и конкретных практических задач, поставленных перед государственными ветеринарными специалистами.

Контрольная работа позволяет определить, насколько глубоки знания рассматриваемой темы, и оценить уровень подготовки студента по данной учебной дисциплине в целом.

Критериями оценки контрольной работы являются:

Ø актуальность темы, глубина анализа исследуемой проблемы и обоснованность разработанных студентом выводов и предложений;

Ø умение правильно использовать современные методы обработки и анализа материала;

Ø полнота охвата, количество, характер использованных законодательных и нормативных документов, научных и литературных источников, а также умение анализировать их;

Ø соответствие содержания контрольной работы выбранной теме и, как минимум, рекомендациям данных методических указаний в части опорных вопросов и источников информации;

Ø наличие материалов из практической деятельности ветсанэкспертов

Ø стиль и логичность изложения;

Ø правильность, новизна и ценность теоретических выводов и практических рекомендаций;

Ø качество оформления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольным работам;

Ø самостоятельность при выполнении контрольной работы.

Ø компетентность, проявленная при защите.

1.2 Организация самостоятельной работы и сроки выполнения

Контрольная работа выполняются в соответствии с учебными пла­нами специальностей и программами учебных дисциплин.

Тема контрольной работы должна быть согласована с преподавателем, ведущим лекционный курс. Преподаватель помогает определить направление работы, консультирует студентов по плану, рекомендует литературу и оценивает готовую контрольную работу.

Примерная тематика контрольных работ разработана препода­вателями кафедры в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины и приведена в данном методическом указании. Студенты заочной формы обучения, определяются с темой контрольной работы на установочной сессии.

При выборе темы контрольной работы сту­денту необходимо учитывать ее актуальность, наличие и доступность не­обходимой информации (исходя из места работы, специальности, занимаемой должности и т.п.), а также свой уровень подготовки и личный инте­рес к рассматриваемым вопросам.

После выбора темы студент по­дбирает источники информации, включая законодательные, нормативные и методические документы, составляет список литературы. Список рекомендуемой литературы приведен в разделе 3, ссылки на конкретные источники информации в соответствии с темой контрольной работы приведены в разделе 2 «Темы и содержание контрольных работ».

Далее студенту рекомендуется составить план написания контрольной работы с учетом минимальных обязательных рекомендаций по содержанию исследуемой темы. При необходимости студент обращается к преподавателю для согласования плана работы, списка литературы и порядка подготовки контрольной работы. Содержание контрольной работы должно соответствовать теме и плану. Более подробные рекомендации содержатся в таблице.

Алгоритм для написания контрольной работы

№ п/п Последовательность и содержание действий
1. Четко уяснить содержание темы и цели, составить перечень главных вопросов, подлежащих рассмотрению, и написать их краткое содержание.
2. Разработать календарный план работы, предусматривающий адекватные сроки подбора и изучения документов и литературы, составления плана, написания каждого параграфа, плана темы, разработки схем, таблиц, иллюстраций, редактирования, оформления, представления работы в деканат, доработку контрольных работ в соответствии с замечаниями преподавателя (при оценке «не зачтено») и его окончательного оформления.
3. Подобрать соответствующие законодательные и нормативные документы, литературу, пользуясь каталогами библиотек (систематический, предметный и алфавитный), библиографическими указателями, указателями национальных стандартов, официальными сайтами.
4. Ознакомиться с документами и литературой для накопления знаний и осмысления избранной темы.
5. Составить план с указанием наименования темы, перечня основных вопросов (разделов, параграфов) и отдельно их краткого содержания.
6. Проанализировать собранные материалы.
7. Сопоставить полученные данные с практическими задачами ветеринарной службы, выявить существующие и потенциальные проблемы.
8. Написать и оформить контрольную работу.
9. Сдать контрольную работу не позднее 1 мес. до начала зачетно-экзаменационной сессии.
10. Ознакомиться с оценкой («зачтено» или «не зачтено»).
11. При оценке «не зачтено» доработать в соответствии с замечаниями, представить контрольную работу на повторное рассмотрение.
12. Наличие и сдача контрольной работы – обязательное условие допуска к экзамену по дисциплине.

Контрольная работа студентов заочной формы обучения выполняются согласно учебному графику и сдаются (пересылаются по почте или доставляются любым доступным способом) на кафедру не позд­нее, чем за месяц до начала зачетно-экзаменационной сессии. После регистрации на кафедре у старшего лаборанта контрольная работа в установленном порядке передается преподавателю. Преподаватель после провер­ки контрольной работы на титульном листе ставит оценку «зачтено» (или «не зачтено»), свою подпись и дату.

Контрольные работы, выполненные с нарушением установленных требований, к рассмотрению не принимаются.

Оценка «не зачтено» ставится, если не соблюдены требования по выбору темы контрольной работы, структуре написания (безосновательно не учтены минимальные обязательные рекомендации раздела «Темы и содержание контрольных работ») и оформлению, а также, если работа в целом выполнен на хорошем уровне, но в нем отсутствует новая принципиально важная для раскрытия темы информация, например, вышел новый федеральный закон, отменяющий документ, с учетом которого написана контрольная работа или кардинально меняющий политику в исследуемой сфере, и т.п. В этом случае контрольная работа может быть направлена на доработку. «Доработка» оформляется студентом и брошюруется отдельно в конце первого варианта контрольной работы для удобства проверки степени учета замечаний первоначального варианта и сокращения технической работы. Контрольная работа после доработки направляется на повторную проверку. При положительной оценке на кафедре в наличии должны быть обе контрольные работы.

Проверенные контрольные работы не возвращаются студенту, лучшие из них хранятся в фонде кафедры. Слушатели, не сдавшие контрольную работу или получившие неудовлетворительную оценку, не допускаются к сдаче экзамена по дисциплине как не выполнившие учебный план.

Навыки, приобретенные слушателями при написании контрольной работы, а также и материалы работы могут использоваться в дальнейшем при подготовке курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

1.3 Требования к изложению текста

Обязательная структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (состоит из 3-5 параграфов), заключение (выводы и предложения), список использованной литературы, приложения. В приложения выносятся материалы, служащие подтверждением или иллюстрацией тех или иных положений, в т.ч. выдержки из документов. Это позволяет избежать перенасыщения информацией текста основной части.

Образец оформления титульного листа приводится в Приложении 1.

Образец написания и оформления оглавления приводится в Приложении 2. Оглавление контрольной работы обязательно должно иметь нумерацию страниц каждого раздела и параграфа. Названия и номера разделов и параграфов, указанные в оглавлении, должны соответствовать разделам и параграфам, указанным по тексту основного содержания.

Во введении обосновывается актуаль­ность и важность рассматриваемых вопросов в рамках выбранной темы контрольной работы, их практическая значимость, анализируется степень освещения избранной темы в литературе, обеспеченность законодательной и нормативной базой, из­лагаются конкретные существующие и потенциальные проблемы, формулируются цели и задачи. При этом содержание целей и задач должно позволять сформулировать в заключении контрольной работы соответствующие выводы и разработать рекомендации по решению выявленных проблем.

В основной части контрольной работы (10–15 стр.) раскрываются главные аспекты темы, излагаются факты и подходы к решению задач, представленные в специализированной законодательной и нормативной документации, современной научной и другой литературе. Формируется перечень основных действующих документов (ветеринарно-санитарных правил, ГОСТов, СанПиН и т.п.), регламентирующих требования безопасности и качества продуктов животноводства.

Целесообразным является описание истории возникновения проблемы, также необходимо отразить особенности ветеринарно-санитарной оценки для каждой болезни, указать показатели безопасности животноводческой продукции, требования соответствия с ветеринарными правилами, техническими регламентами, ГОСТами, СанПиН и другими нормативными документами, изложить вопросы ветсанэкспертизы, идентификации и фальсификации, сделать акцент на последних изменениях и нововведениях.

Недопустимо дословное переписывание текста из монографий, учебников, журналов, газет и т. д. Творческая самостоятельность студента должна проявиться в умении сравнивать различные точки зрения, анализировать имеющиеся материалы и использовать результаты анализа для разработки выводов и практических рекомендаций. Основные положения контрольной работы с элементами анализа и оценки, могут выражаться в таких словах: «Автор впервые рассматривает проблему...», «По мнению специалистов-практиков…», «Сравнение различных точек зрения позволяет утверждать...» и т. д. Для большей наглядности здесь же могут быть приведены графики, таблицы, диаграммы.

При написании текста следует делать ссылки на авторов тех работ, материал которых излагается или цитируется. Ссылки на источник размещают в конце предложения, указывая номер источника по общему списку литературы в квадратных скобках [ ].

В конце контрольной работы студенту необходимо обязательно привести полный список использованной литературы (не менее 5-10 источников), включая адреса Интер­нет-ресурсов.

При обобщении материала слушатель может столкнуться с различной трактовкой отдельными исследователями одного и того же вопроса. В подобной ситуации следует критически проанализировать выводы различных авторов или отметить в тексте, что по изучаемому вопросу в литературе нет единого мнения и сделать ссылку на эти источники.

Следует не только и не столько фиксировать значимые факты, события, мнения, сколько делать необходимые обобщения, давать объяснения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, делать выводы и давать рекомендации.

Текст каждого параграфа плана должен завершаться крат­кими выводами по существу рассматриваемого вопроса. При изложении ма­териала важно обеспечить логическую связь между отдельными параграфа­ми.

Текст, графики, таблицы, диаграммы, другой поясняющий материал должны излагаться грамотно, логически последовательно.

Не рекомендуется вести изложение материала контрольной работы от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее писать «по мнению автора» или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы свидетельствует о том, что…», «на основе анализа можно утверждать ...», «проведенные исследования подтвердили ... » и т.п.

Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «характеризуются», «показаны», «изображены», «по­строены». Например: «Физико-химические показатели мяса различных видов животных приведены ...».

В контрольной работе важно добиться единства стиля изложения, обес­печить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность.

В заключении (1–2 стр.) излагаются краткие обобще­ния по существу рассмотренных проблем в виде выводов, а также приводятся, разработанные студентом рекомендации по решению существующих и упреждению потенциальных проблем.

Завершающим этапом работы является письменное оформление
контрольной работы.

1.4 Требования к оформлению

Контрольная работа должна оформляться с соблюдением установленных правил. Объем контрольной работы определяется характером и сложностью темы. Рекомендуемый объем контрольной работы не должен превышать 25 стр., и быть не менее 20 стр. машинописного текста без учета иллюстраций и таблиц, оформленных на отдельных листах, а также приложений. При электронном наборе материала (на компьютере) следует применять режим шрифта Тimes New Roman, 14 кегль, межстрочный интервал - 1,5, поля: слева - 3 см, справа – 1,5 см, вверху и внизу по 2 см.

Ксерокопии к рассмотрению не принимаются.

Контрольная работа брошюруется или вкладывается в специальную папку. Работа, представленная с нарушением указанных требований, не принимается, возвращается автору для доработки и устранения недостатков. Ссылки должны быть даны дважды: в виде списка литературы, помещаемого в конце работы и в виде квадратных скобок с соответствующим порядковым номером из списка использованных источников, размещаемых по тексту контрольной работы.

Список литературы должен быть оформлен в соответствии с правилами библиографического описания и должен насчитывать не менее 5-10 источников. Примеры библиографического описания различных документов и источников литературы приведены в Приложении 3.

1.5 Учимся на чужих ошибках

Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке контрольной работы, являются:

Ø недостаточное обоснование актуальности, практической и теорети­ческой значимости полученных результатов, поверхностный анализ ис­пользуемого материала;

Ø отсутствие анализа требований новых ветеринарных правил, ГОСТов, СанПиН, регламентов в сравнении с отмененными нормативными документами;

Ø выводы и рекомендации в недостаточной мере отражают цели и задачи, и наоборот;

Ø не эффективное использование ресурсов библиотек, интернет, фондов;

Ø нарушение требований по оформлению контрольной работы;

Ø использование устаревших статистических данных;

Ø использование информации без ссылок на источник или несоответствие источников литературы, упоминаемых в тексте, общему списку использованных источников;

Ø отсутствие в работе иллюстративного материала;

Ø нечеткое изложение, а порой отсутствие предложений и рекомен­даций по практическому использованию полученных результатов.

2 ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства

Наши рекомендации