Порядок оформления контрольных работ
Л.А. Очирова, А.Б. Будаева, Т.Л. Хунданова
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(РЕФЕРАТОВ)
Методические указания по дисциплинам «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства» для студентов заочного обучения обучающихся по специальностям 111201.65 – «Ветеринария» и 111801.65 – «Ветеринарная фармация» факультета биотехнологии и ветеринарной медицины
Иркутск, 2015
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.А. ЕЖЕВСКОГО»
Факультет Биотехнологии и ветеринарной медицины
Кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции и ветеринарно-санитарной экспертизы
Л.А. Очирова, А.Б. Будаева, Т.Л. Хунданова
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Методические указания по дисциплинам «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства» для студентов заочного обучения обучающихся по специальностям 111201.65 – «Ветеринария» и 111801.65 – «Ветеринарная фармация» факультета биотехнологии и ветеринарной медицины
Иркутск, 2015
УДК 619:614.31(072)
О 955
Утверждено к печати методической комиссией ФБВМ, ФГОУ ВО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.А. ЕЖЕВСКОГО» Протокол № _5_ от «_27_» _января_ 2015 г.
Рецензенты:
Л.Н. Карелина - заведующий кафедрой кормления, селекции и частной зоотехнии ИрГСХА, доктор биологических наук, профессор;
И.А. Таничев - доцент кафедры специальных дисциплин ИрГСХА, кандидат ветеринарных наук
Л.А. Очирова, А.Б. Будаева, Т.Л. Хунданова
О 955.Методические указания по подготовке и оформлению контрольных работ для студентов заочного обучения по дисциплинам «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства» , кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции и ветеринарно-санитарной экспертизы, факультета биотехнологии и ветеринарной медицины. Методическое указания – Иркутск: Издательство ФГБОУ ВПО «ИрГСХА», 2015. - _ с.
Методические указания составлены на материале действующих нормативно-технических документов (стандартов) и определяют основные правила оформления непубликуемых учебных (контрольных работ, рефератов, курсовых).
© Л.А. Очирова, А.Б. Будаева, Т.Л. Хунданова
© ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.А. ЕЖЕВСКОГО, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
1. | Методика подготовки контрольных работ | |
1.1 | Цель контрольных работ и критерии оценки | |
1.2 | Организация самостоятельной работы и сроки выполнения | |
1.3 | Требования к изложению текста | |
1.4 | Требования к оформлению | |
1.5 | Учимся на чужих ошибках | |
2. | Темы и содержания контрольных работ | |
3. | Рекомендуемая литературы | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка контрольных работ является одной из форм активизации учебного процесса через самостоятельную работу студентов. Контрольная работа студентов, изучающих ветеринарно-санитарную экспертизу с основами биотехнологии и стандартизации продуктов животноводства, является письменной работой с кратким и систематизированным изложением современного состояния тех или иных проблем в области ветеринарно-санитарной экспертизы на основании изучения требований законодательства, нормативных документов, аналитического обзора научных и литературных источников, исследования материалов практической деятельности ветсанэкспертов, с оценкой и предложениями студента по решению выявленных и упреждению возможных проблем применительно к теме контрольных работ.
В процессе подготовки контрольной работы появляется возможность развития творческих способностей, приобретения умения обобщать отечественный и зарубежный опыт, анализировать законодательные, нормативные, научные, литературные и другие источники информации, выделять в них главное, отбрасывать второстепенное, давать критическую оценку материалам, выявлять имеющиеся проблемы, аргументировано обосновывать выводы и разрабатывать рекомендации по решению проблем.
Целью данных методических указаний является изложение общей методики подготовки контрольных работ и основных требований к его оформлению.
1 МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1.1 Цель контрольных работ и критерии оценки
Цель контрольной работы – обучить студентов самостоятельному исследованию той или иной проблемы, применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебной дисциплины, анализа специальной и научной информации, а также разработке выводов и рекомендаций по решению выявленных проблем и конкретных практических задач, поставленных перед государственными ветеринарными специалистами.
Контрольная работа позволяет определить, насколько глубоки знания рассматриваемой темы, и оценить уровень подготовки студента по данной учебной дисциплине в целом.
Критериями оценки контрольной работы являются:
Ø актуальность темы, глубина анализа исследуемой проблемы и обоснованность разработанных студентом выводов и предложений;
Ø умение правильно использовать современные методы обработки и анализа материала;
Ø полнота охвата, количество, характер использованных законодательных и нормативных документов, научных и литературных источников, а также умение анализировать их;
Ø соответствие содержания контрольной работы выбранной теме и, как минимум, рекомендациям данных методических указаний в части опорных вопросов и источников информации;
Ø наличие материалов из практической деятельности ветсанэкспертов
Ø стиль и логичность изложения;
Ø правильность, новизна и ценность теоретических выводов и практических рекомендаций;
Ø качество оформления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольным работам;
Ø самостоятельность при выполнении контрольной работы.
Ø компетентность, проявленная при защите.
1.2 Организация самостоятельной работы и сроки выполнения
Контрольная работа выполняются в соответствии с учебными планами специальностей и программами учебных дисциплин.
Тема контрольной работы должна быть согласована с преподавателем, ведущим лекционный курс. Преподаватель помогает определить направление работы, консультирует студентов по плану, рекомендует литературу и оценивает готовую контрольную работу.
Примерная тематика контрольных работ разработана преподавателями кафедры в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины и приведена в данном методическом указании. Студенты заочной формы обучения, определяются с темой контрольной работы на установочной сессии.
При выборе темы контрольной работы студенту необходимо учитывать ее актуальность, наличие и доступность необходимой информации (исходя из места работы, специальности, занимаемой должности и т.п.), а также свой уровень подготовки и личный интерес к рассматриваемым вопросам.
После выбора темы студент подбирает источники информации, включая законодательные, нормативные и методические документы, составляет список литературы. Список рекомендуемой литературы приведен в разделе 3, ссылки на конкретные источники информации в соответствии с темой контрольной работы приведены в разделе 2 «Темы и содержание контрольных работ».
Далее студенту рекомендуется составить план написания контрольной работы с учетом минимальных обязательных рекомендаций по содержанию исследуемой темы. При необходимости студент обращается к преподавателю для согласования плана работы, списка литературы и порядка подготовки контрольной работы. Содержание контрольной работы должно соответствовать теме и плану. Более подробные рекомендации содержатся в таблице.
Алгоритм для написания контрольной работы
№ п/п | Последовательность и содержание действий |
1. | Четко уяснить содержание темы и цели, составить перечень главных вопросов, подлежащих рассмотрению, и написать их краткое содержание. |
2. | Разработать календарный план работы, предусматривающий адекватные сроки подбора и изучения документов и литературы, составления плана, написания каждого параграфа, плана темы, разработки схем, таблиц, иллюстраций, редактирования, оформления, представления работы в деканат, доработку контрольных работ в соответствии с замечаниями преподавателя (при оценке «не зачтено») и его окончательного оформления. |
3. | Подобрать соответствующие законодательные и нормативные документы, литературу, пользуясь каталогами библиотек (систематический, предметный и алфавитный), библиографическими указателями, указателями национальных стандартов, официальными сайтами. |
4. | Ознакомиться с документами и литературой для накопления знаний и осмысления избранной темы. |
5. | Составить план с указанием наименования темы, перечня основных вопросов (разделов, параграфов) и отдельно их краткого содержания. |
6. | Проанализировать собранные материалы. |
7. | Сопоставить полученные данные с практическими задачами ветеринарной службы, выявить существующие и потенциальные проблемы. |
8. | Написать и оформить контрольную работу. |
9. | Сдать контрольную работу не позднее 1 мес. до начала зачетно-экзаменационной сессии. |
10. | Ознакомиться с оценкой («зачтено» или «не зачтено»). |
11. | При оценке «не зачтено» доработать в соответствии с замечаниями, представить контрольную работу на повторное рассмотрение. |
12. | Наличие и сдача контрольной работы – обязательное условие допуска к экзамену по дисциплине. |
Контрольная работа студентов заочной формы обучения выполняются согласно учебному графику и сдаются (пересылаются по почте или доставляются любым доступным способом) на кафедру не позднее, чем за месяц до начала зачетно-экзаменационной сессии. После регистрации на кафедре у старшего лаборанта контрольная работа в установленном порядке передается преподавателю. Преподаватель после проверки контрольной работы на титульном листе ставит оценку «зачтено» (или «не зачтено»), свою подпись и дату.
Контрольные работы, выполненные с нарушением установленных требований, к рассмотрению не принимаются.
Оценка «не зачтено» ставится, если не соблюдены требования по выбору темы контрольной работы, структуре написания (безосновательно не учтены минимальные обязательные рекомендации раздела «Темы и содержание контрольных работ») и оформлению, а также, если работа в целом выполнен на хорошем уровне, но в нем отсутствует новая принципиально важная для раскрытия темы информация, например, вышел новый федеральный закон, отменяющий документ, с учетом которого написана контрольная работа или кардинально меняющий политику в исследуемой сфере, и т.п. В этом случае контрольная работа может быть направлена на доработку. «Доработка» оформляется студентом и брошюруется отдельно в конце первого варианта контрольной работы для удобства проверки степени учета замечаний первоначального варианта и сокращения технической работы. Контрольная работа после доработки направляется на повторную проверку. При положительной оценке на кафедре в наличии должны быть обе контрольные работы.
Проверенные контрольные работы не возвращаются студенту, лучшие из них хранятся в фонде кафедры. Слушатели, не сдавшие контрольную работу или получившие неудовлетворительную оценку, не допускаются к сдаче экзамена по дисциплине как не выполнившие учебный план.
Навыки, приобретенные слушателями при написании контрольной работы, а также и материалы работы могут использоваться в дальнейшем при подготовке курсовых работ и выпускной квалификационной работы.
1.3 Требования к изложению текста
Обязательная структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (состоит из 3-5 параграфов), заключение (выводы и предложения), список использованной литературы, приложения. В приложения выносятся материалы, служащие подтверждением или иллюстрацией тех или иных положений, в т.ч. выдержки из документов. Это позволяет избежать перенасыщения информацией текста основной части.
Образец оформления титульного листа приводится в Приложении 1.
Образец написания и оформления оглавления приводится в Приложении 2. Оглавление контрольной работы обязательно должно иметь нумерацию страниц каждого раздела и параграфа. Названия и номера разделов и параграфов, указанные в оглавлении, должны соответствовать разделам и параграфам, указанным по тексту основного содержания.
Во введении обосновывается актуальность и важность рассматриваемых вопросов в рамках выбранной темы контрольной работы, их практическая значимость, анализируется степень освещения избранной темы в литературе, обеспеченность законодательной и нормативной базой, излагаются конкретные существующие и потенциальные проблемы, формулируются цели и задачи. При этом содержание целей и задач должно позволять сформулировать в заключении контрольной работы соответствующие выводы и разработать рекомендации по решению выявленных проблем.
В основной части контрольной работы (10–15 стр.) раскрываются главные аспекты темы, излагаются факты и подходы к решению задач, представленные в специализированной законодательной и нормативной документации, современной научной и другой литературе. Формируется перечень основных действующих документов (ветеринарно-санитарных правил, ГОСТов, СанПиН и т.п.), регламентирующих требования безопасности и качества продуктов животноводства.
Целесообразным является описание истории возникновения проблемы, также необходимо отразить особенности ветеринарно-санитарной оценки для каждой болезни, указать показатели безопасности животноводческой продукции, требования соответствия с ветеринарными правилами, техническими регламентами, ГОСТами, СанПиН и другими нормативными документами, изложить вопросы ветсанэкспертизы, идентификации и фальсификации, сделать акцент на последних изменениях и нововведениях.
Недопустимо дословное переписывание текста из монографий, учебников, журналов, газет и т. д. Творческая самостоятельность студента должна проявиться в умении сравнивать различные точки зрения, анализировать имеющиеся материалы и использовать результаты анализа для разработки выводов и практических рекомендаций. Основные положения контрольной работы с элементами анализа и оценки, могут выражаться в таких словах: «Автор впервые рассматривает проблему...», «По мнению специалистов-практиков…», «Сравнение различных точек зрения позволяет утверждать...» и т. д. Для большей наглядности здесь же могут быть приведены графики, таблицы, диаграммы.
При написании текста следует делать ссылки на авторов тех работ, материал которых излагается или цитируется. Ссылки на источник размещают в конце предложения, указывая номер источника по общему списку литературы в квадратных скобках [ ].
В конце контрольной работы студенту необходимо обязательно привести полный список использованной литературы (не менее 5-10 источников), включая адреса Интернет-ресурсов.
При обобщении материала слушатель может столкнуться с различной трактовкой отдельными исследователями одного и того же вопроса. В подобной ситуации следует критически проанализировать выводы различных авторов или отметить в тексте, что по изучаемому вопросу в литературе нет единого мнения и сделать ссылку на эти источники.
Следует не только и не столько фиксировать значимые факты, события, мнения, сколько делать необходимые обобщения, давать объяснения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, делать выводы и давать рекомендации.
Текст каждого параграфа плана должен завершаться краткими выводами по существу рассматриваемого вопроса. При изложении материала важно обеспечить логическую связь между отдельными параграфами.
Текст, графики, таблицы, диаграммы, другой поясняющий материал должны излагаться грамотно, логически последовательно.
Не рекомендуется вести изложение материала контрольной работы от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее писать «по мнению автора» или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы свидетельствует о том, что…», «на основе анализа можно утверждать ...», «проведенные исследования подтвердили ... » и т.п.
Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «характеризуются», «показаны», «изображены», «построены». Например: «Физико-химические показатели мяса различных видов животных приведены ...».
В контрольной работе важно добиться единства стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность.
В заключении (1–2 стр.) излагаются краткие обобщения по существу рассмотренных проблем в виде выводов, а также приводятся, разработанные студентом рекомендации по решению существующих и упреждению потенциальных проблем.
Завершающим этапом работы является письменное оформление
контрольной работы.
1.4 Требования к оформлению
Контрольная работа должна оформляться с соблюдением установленных правил. Объем контрольной работы определяется характером и сложностью темы. Рекомендуемый объем контрольной работы не должен превышать 25 стр., и быть не менее 20 стр. машинописного текста без учета иллюстраций и таблиц, оформленных на отдельных листах, а также приложений. При электронном наборе материала (на компьютере) следует применять режим шрифта Тimes New Roman, 14 кегль, межстрочный интервал - 1,5, поля: слева - 3 см, справа – 1,5 см, вверху и внизу по 2 см.
Ксерокопии к рассмотрению не принимаются.
Контрольная работа брошюруется или вкладывается в специальную папку. Работа, представленная с нарушением указанных требований, не принимается, возвращается автору для доработки и устранения недостатков. Ссылки должны быть даны дважды: в виде списка литературы, помещаемого в конце работы и в виде квадратных скобок с соответствующим порядковым номером из списка использованных источников, размещаемых по тексту контрольной работы.
Список литературы должен быть оформлен в соответствии с правилами библиографического описания и должен насчитывать не менее 5-10 источников. Примеры библиографического описания различных документов и источников литературы приведены в Приложении 3.
1.5 Учимся на чужих ошибках
Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке контрольной работы, являются:
Ø недостаточное обоснование актуальности, практической и теоретической значимости полученных результатов, поверхностный анализ используемого материала;
Ø отсутствие анализа требований новых ветеринарных правил, ГОСТов, СанПиН, регламентов в сравнении с отмененными нормативными документами;
Ø выводы и рекомендации в недостаточной мере отражают цели и задачи, и наоборот;
Ø не эффективное использование ресурсов библиотек, интернет, фондов;
Ø нарушение требований по оформлению контрольной работы;
Ø использование устаревших статистических данных;
Ø использование информации без ссылок на источник или несоответствие источников литературы, упоминаемых в тексте, общему списку использованных источников;
Ø отсутствие в работе иллюстративного материала;
Ø нечеткое изложение, а порой отсутствие предложений и рекомендаций по практическому использованию полученных результатов.
2 ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства