Механизация бетонных работ (транспортировка, укладка бетонной смеси)
Бетонную смесь изготавливают на заводах товарного бетона. В случае когда на строительном объекте потребляется более 3000 м3 бетона в месяц и имеется возможность устройства приобъектного бетонного завода (узла), экономически целесообразно его возведение.
Транспортировка бетонной смеси. Бетонная смесь доставляется до потребителя, т. е. в зону бетонных работ, автобетоновозами или автобетоносмесителями. Автобетоновозы — открытые самосвалы с объемом кузова 3...5 м3 используют обычно при расположении бетонного завода в пределах 10 мин пути до строительной площадки. Автобетоносмесители представляют собой бетонный смеситель объемом 5...8 м3, устанавливаемый на автомобилях типа МАЗ, КамАЗ (для меньших объемов) и «Рено», «Мерседес» (для больших объемов). Отечественные автобетоносмесители выпускают с двумя режимами работы: принудительным перемешиванием бетонной смеси по команде водителя из кабины и с перемешиванием бетонной смеси только при движении автомобиля. Недостатком смесителей второго типа является ограниченная область их применения только на строительстве объектов, где бетонирование осуществляется строго по графику, в случае непредвиденного ожидания разгрузка значительно усложняется.
Укладка бетонной смеси. Бетонная смесь подается в конструкцию различными способами: по лотку, грузоподъемными механизмами, бетононасосами. Первые два способа используют при укладке до 50 м3 бетона в смену, третий — при любых объемах, но экономически целесообразно его применение при укладке не менее 45 м3 бетонной смеси в смену. По лотку бетонная смесь подается при возможности установки автобетоносмесителя выше уровня бетонируемой конструкции, например, при заливке фундаментной плиты и возможности заезда автомобиля на дно котлована. Лотки изготавливают из влагостойкой фанеры или металлических листов длиной до 6 м. Для подачи бетонной смеси в бадьях или бункерах используют имеющиеся и задействованные для других погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемные механизмы. В основном это самоходные и башенные краны, иногда используют приставные краны. Бадьи имеют объем 0,3... 1 м3 и для удобства подачи бетонной смеси выполнены в виде «рюмки», на которую для полного ее опорожнения устанавливают вибратор.
Наибольшее распространение при укладке бетонной смеси имеют бетононасосы. При объеме укладки до 80 м3 бетона в смену используют отечественные или импортные автобетононасосы на базе автомобилей КамАЗ, МАЗ, «Мерседес». Автобетононасосы оснащены загрузочным бункером, насосом и раздаточной стрелой. Бетонную смесь подают в вертикальном (до 80 м) и горизонтальном (до 360 м) направлениях. При строительстве объектов с потребностью более 60 м3 бетона в смену, а также зданий повышенной этажности (более 20 этажей) применяют стационарные бетононасосы в комплекте с раздаточными бетоноукладчиками. Бетоноукладчики, имеющие вылет стрелы до 60 м, устанавливают на смонтированные конструкции здания или вспомогательные опоры. Бункер бетононасоса соединяется с бетоноукладчиком с помощью вертикального трубопровода, по которому и поступает смесь. С одной стоянки бетоноукладчика осуществляется укладка бетона на нескольких ярусах. На следующую стоянку бетоноукладчик, масса которого составляет 1...6 т, переставляют установленным на объекте монтажным краном, бетоновод удлиняют и бетонная смесь подается на вновь возводимые ярусы здания. Для уплотнения бетонной смеси, в случае если это требуется по технологии производства работ, используют вибраторы различного назначения: для вертикальных конструкций — глубинные вибраторы, для горизонтальных — виброрейки.
Сопоставление относительной себестоимости подачи бетонной смеси в конструкции различными технологическими комплектами машин показано на рис. 21.1.
Рис. 21.1. Изменение относительной себестоимости укладки бетонной смеси различными технологическими комплексами:
1 — бетононасос «Штеттер» с бетоносмесителем СБ-69; 2 — то же, АБН-60 и СБ-69; 3 — схема «кран—бадья»; 4 — ленточный бетоноукладчик ЛБУ-20 и СБ-69
при строительстве многоэтажных зданий и высотных сооружений (силосы, трубы, телевизионные и ретрансляционные башни) бетонную смесь подают с помощью подъемников различной конструкции. Когда бетонная смесь доставляется автосамосвалами, для крановой подачи преимущественно применяют горизонтальные бадьи, а также цилиндрические.
В зависимости от конструкции затворов бадьи бывают с секторным (одностворчатым БПВ-0,8, БПВ-1,5), челюстным (двухстворчатым) и ролико-шторным затвором. Создан ряд конструкций бадей с гидроприводом.
В ряде случаев бетонную смесь можно подавать в опалубку из транспортных средств без применения специальных бетоно-укладочных механизмов. В данном случае это приходится делать по наклонному лотку длиной 3—4 м. Разгрузочный конец лотка во время подачи смеси следует перемешать в плане, чтобы избежать образования конуса, способствующего расслоению. Высота свободного падения бетонной смеси должна составлять 1—2 м. При высоте сбрасывания свыше 2—3 м наблюдаются гнезда каменного скелета, не заполненного растворной частью. Другой характерной картиной расслоения является «ожерелье» крупной фракции заполнителя в основании конуса бетонной смеси.
Основным путем борьбы с расслоением является снижение скорости падения бетонной смеси за счет применения металлических «хоботов» и уменьшения высоты свободного падения смеси при разгрузке (см. рис. 34). Применяют «мягкие» хоботы из прорезиненных и пластиковых рукавов, которые очень удобно использовать при бетонировании густоармированных конструкций, спуская бетонную смесь до 20 м. Мягкие хоботы в сечении легко «сплющиваются», в этом случае их можно перемещать между стержнями арматуры не приподнимая.
Для работы в зимнее время хоботы оснащаются звеньями с двойной стенкой, прогреваемыми газовоздушной смесью. Диаметр звеньев хоботов и виброхоботов должен быть в 2,5—3 раза больше размера максимальной фракции крупного заполнителя бетонной смеси, в противном случае-возможно заклинивание крупного заполнителя и образование пробки.