Распад СССР: причины и геополитические последствия. Формирование многополюсного мира (2 часа)
Цели урока:
Деятельностная: совершенствование умений выстраивать линии сравнения, выявлять взаимосвязи между понятиями, классифицировать, анализировать события, обобщать, осознанно и аргументированно давать оценку историческим событиям, работать в группе;
Содержательная: вспомнить причины распада СССР, определить геополитические последствия распада, выявить модель организации мирового сообщества и новых концепций построения международных отношений после распада СССР;
Воспитательная: способствовать воспитанию личности с активной гражданской позицией;
Образовательные технологии: Кейс-технология (кейс-метод)
информационно – коммуникационные технологии, проблемно – диалогическая технология;
Формы организации обучения: индивидуальна, групповая, фронтальная
Методы обучения:кейс метод (рассмотрение конкретных проблемных ситуаций и принятие по ним решения), проблемно – диалогические, дискуссия по принятым решениям, обобщающее выступление преподавателя, анализ ситуации.
Образовательные ресурсы:
История России , 1945 – 2008 гг.: кн. для учителя \ Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В., и др. – М.: Просвещение, 2008
Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2002 г.
Документы: Концепция национальной безопасности
презентация « Россия в 90-е гг.»
презентация « Глобализация»
песня О. Газманова « Я рожден в Советском Союзе»
видеоролик « В.В.Путин о причине распада СССР»
д\ф « Евромайдан для России»
http: www mir21vk.ru
Тип урока:
комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация ранее изученного, контроль и коррекция знаний и умений).
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Цели, приемы и методы обучения |
1. Организационный Приветствие. Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку. | Приветствие. Отметка отсутствующих. Организация внимания | - Обучающиеся приветствуют преподавателя. | Цель: Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. |
2.Проверка домашнего задания | - Исторический диктант по глоссарию предыдущего урока. | - Работа по заданию преподавателя | Цель Выявление уровня подготовленности по выполнению домашнего задания. Приемы и методы: Индивидуальный и фронтальный опрос |
3. Актуализация знаний | Звучит песня О. Газманова « Я рожден в Советском Союзе». - Я заявляю: «Мы живем в СССР. Советский Союз - ведущая мировая держава, лидер в производстве it – технологий, уровень жизни превосходит аналогичные показатели в странах Европы, США, Азии». - Информация доске: - 30.12.1922 г, 8.12. 1991 г.,25.12.1991 г. - Ельцин, Шушкевич, Кравчук, Горбачев - Беловежская пуща - Знакомый сюжет? Знакомые даты? О чем речь? | - Вступая в диалог преподавателем (выполняя задания) выявляют не соответствие – проговаривают и осознают его. - Даты образования и распада СССР - Лидеры государств, подписавшие договор о выходе из СССР, первый и последний Президент СССР. - Место подписания договора | Цель Повторение изученного на 1 курсе материала, необходимого для «открытия нового знания», мотивация Приемы и методы Преподаватель предваряет сообщение готовой темы интригующим материалом (прием «яркое пятно»). Прием «подводящий к теме диалог» представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока обучающимися. |
4. Сообщение темы и целей урока | - Как вы думаете, о чем пойдет речь? - Тема - Озвучить цели и задачи урока | - Формулируют и записывают в тетрадь - Предлагают варианты ответов | Цель Формулирование темы урока. Постановка проблемной задачи совместно с обучающимися. Приемы и методы «Мозговой штурм» |
5 . Постановка познавательной задачи | - Поставьте перед собой задачи: что каждому предстоит узнать, чему научиться? | - Формулируют задачи | Цель Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. |
6. «Открытие» обучающимися новых знаний 6.1. Рассмотрение конкретных проблемных ситуаций. 6.2. Анализ и обсуждение путей решения проблемных ситуаций. 6.3. Выводы и обобщение. | - Предлагаю вашему вниманию видеоролик « В.В.Путин о причине распада СССР» и проблемную ситуацию №1: каковы, на Ваш взгляд причины, повлекшие распад СССР и геополитические последствия этого - Лекция и работа с презентацией « Россия в 90-е гг. » - Предлагаю вашему вниманию проблемную ситуацию №2: поиск модели организации мирового сообщества и новых концепций построения международных отношений после распада СССР ( см. презентацию « Глобализация» - Лекция - Предлагаю вашему вниманию проблемную ситуацию №3: положительные и отрицательные стороны каждой концепции. Как они могут влиять на мировую политику. - Далеко не очевидный факт, что сегодняшний мир многополярен. Проблемная ситуация № 4: многополярен ли современный мир | - Делятся на 3-4 группы и в процессе «мозгового штурма» находят варианты решения проблемы в теч. 2- 3 минут, - предлагают свои версии - Обсуждают - Записывают в тетрадь | Цель Познакомить обучающихся с новым материалом в процессе работы группы на едином проблемном поле, развитие навыков работы в команде, развитие навыков обобщений, повторение и применение имеющихся знаний ( 1 курс) Приемы и методы: Интерактивные технологии, проблемно – диалогические, ИКТ, «Мозговой штурм», групповая работа |
7. Первичное закрепление | - Назовите центры нового мирового порядка. Назовите события последних 5 – 3 лет, оцените влияние нового мирового порядка на подоплеку этих событий. - См. д\ф « Евромайдан для России» | - Цветные революции, локальные вооруженные конфликты, однополярность мировой политики. | Цель Закрепление материала на конкретных исторических примерах, развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы, оперировать, имеющимися данными, привлекать собственный опыт Приемы и методы: « мозговой штурм, критическое мышление, проблемно – диалогические приемы |
8. Практическая работа | - Концепция национальной безопасности Что это такое? Зачем она нужна? В чем ее суть? Работа с документами: Концепция нац. безопасности 2000 – 2016 - Есть изменения? Почему? | - Делятся на группы, каждая группа рассматривает свой документ. Обсуждение. | Цель Развитие умения работать с источником, работать в группе, анализировать и обобщать, осуществление практической деятельности Приемы и методы: проблемно – диалогические приемы, групповая работа |
9. Рефлексия | - В начале урока Вы ставили перед собой задачи узнать что – либо новое. Достигли ли Вы этих целей. С каким настроением вы работали на уроке?
| - Анализируют и оценивают свою работу на уроке | Цель Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы |
10. Подведение итогов занятия | - Оценивание деятельности обучающихся на уроке | Цель Анализ успешности усвоения материала и деятельности обучающихся Приемы и методы: Похвала, оценка, ситуация успеха | |
11. Дз | - материал урока - опережающее задание по теме: « Постсоветское пространство»- справки по бывшим советским республикам, новостные ролики, документальные и художественные фильмы, иллюстрирующие взаимоотношения на постсоветском пространстве. ( индивидуально) - опережающее задание по теме: «Россия – США - Западная Европа – партнерство или новая « холодная война» - подготовка к дискуссии - Комментарии | - Записывают Д\з | Цель Самостоятельный поиск источников информации, обор и анализ информации. |