Внешняя среда организации
Внешняя среда организации состоит из групп ситуационных факторов, находящихся вне организации. Значение внешних факторов меняется от организации к организации и от подразделения к подразделению в одной и той же организации. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия (факторы микроокружения); все другие – к среде косвенного воздействия (факторы макроокружения).
Характеристики внешней среды:
- взаимосвязанность факторов (все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой);
- сложность (под сложностью внешнего окружения понимают число и разнообразие факторов, на которые организация вынуждена реагировать);
- подвижность (подвижность среды характеризуется скоростью, с которой в среде происходят изменения);
- неопределенность (неопределенность среды является функцией имеющегося по конкретному фактору количества информации и уверенности в достоверности этой информации).
Макроокружение включает правовой фактор, политический, социальный, экономический, технологический.
Правовой фактор с содержательной точки зрения представляет собой «правила игры», которые общество устанавливает для профессионального функционирования производителей.
С формализованной точки зрения правовой фактор представляет собой сумму законов и подзаконных актов, которые определяют направленность и содержание деловой активности и содержание отношений с другими субъектами экономических отношений и государственными структурами и общественными институтами. Другими словами правовой фактор, это все то, что определяет возможный объем прав, обязанностей и свобод делового человека.
К характеристике правового фактора относится и такое понятие, как правовая культура, под которой мы понимаем законопослушание.
Конкретные формы правового фактора:
- права, обязанности и ответственность производителя;
- возможные формы защиты собственных интересов при их нарушении другими субъектами права;
- процессуальный механизм защиты интересов и его характеристики;
- возможные формы ответственности в случае нарушения обязанностей, принимаемых на основе договорных отношений;
- стабильность правовой системы;
- возможность лоббирования собственных интересов в законодательных органах.
Политический фактор определяет отношение государства к протекающим в обществе процессам в сфере деловых отношений и направленность его воздействий (реальных и потенциально возможных) на такие процессы.
Качество и характер стабильности политического строя – основные характеристика фактора.
Составляющие политического фактора:
- доминирующая в обществе политическая сила и ее позиции;
- оппозиция и её положение в обществе;
- угрозы для организации в случае прихода к власти оппозиции;
- отношение правительства к предпринимательству и деловому сообществу;
- формы контактов правительства с представителями бизнес-сообщества;
- размер и форма платы, взимаемой правительством или чиновниками с коммерческих структур за лоббирование интересов;
- отношение правительства к той отрасли, в рамках которой функционирует организация;
- отношение правительства к региону пребывания организации и характеристика региона.
- Основные составляющие социального фактора:
- национальные традиции и обычаи;
- образовательный уровень нации;
- особенности национальной культуры;
- уровень и качество жизни;
- национальные ценности;
- уровень профессиональной подготовки рабочей силы;
- отношение людей к работе, самостоятельной деловой активности и деловому успеху;
- мобильность рабочей силы и населения в целом;
- отношение окружающих к самостоятельной деловой активности и деловому успеху;
- наличие инфраструктуры и ее качество (все, что способствует ведению предпринимательской деятельности – транспортные коммуникации, информационные центры, маркетинговые, инжиниринговые консалтинговые структуры).
Основные составляющие экономического фактора:
- степень доступности использования необходимых ресурсов;
- величина ВНП и его структура;
- темпы инфляции;
- уровень безработицы;
- производительность труда;
- ставки налогообложения;
- средняя заработная плата или средний уровень семейного дохода;
- стабильность экономической политики федерального правительства и региональных органов власти и ее направленность;
- уровень рыночных цен на потребляемые ресурсы и их возможная динамика;
- уровень развития национальных экономической и управленческой школ и др.
Технологический фактор представляет собой то, что появляется за пределами отрасли, где функционирует организация.
При изучении и осмыслении технологического фактора внешней среды возможны следующие два варианта.
1. Выявление и фиксация технологического отставания от конкурентов, если менеджер в процессе конкурирования придерживается стратегии преследования конкурентов.
2. Выявление и фиксация появления на рынке новой (по сравнению с используемой в данный момент), более совершенной и производительной технологии, если менеджер придерживается стратегии опережения конкурентов.
Внешнюю среду ООО «Меридиан» следует охарактеризовать как сложную. У рассматриваемого предприятия около полусотни различных контрагентов:
- конкуренты;
- поставщики;
- арендодатель;
- ОАО «Медтехника», проводящее поверку и калибровку средств измерений;
- ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области», проводящее замеры освещения и микроклимата, оформление медицинских книжек, а также санитарно-эпидемиологическую экспертизу и микробиологические исследования;
- организации; осуществляющие профилактический осмотр сотрудников;
- организации, предоставляющие различные услуги связи такие, как интернет, внутризоновая, междугородняя, международная и мобильная телефонная связь;
- вневедомственная охрана;
- организации, осуществляющие эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств охранно-пожарной сигнализации и электротехнических установок ООО «Меридиан»;
- прачечная;
- ОАО «АО Лотос», осуществляющее временное хранение и демеркуризацию ртуть содержащих отходов;
- учебно-технический центр, проводящий пред аттестационную подготовку для энергетического персонала и другие.
С вышеперечисленными контрагентами оптика осуществляет взаимодействие на основе существующих законодательных актов, норм и правил. Руководство «Меридиан» уверено, что чёткое выполнение формальностей защищает организацию от закрытия контролирующими органами, в то время как для многих конкурирующих организаций такая возможность теоретически существует. В то же время с представителями перечисленных контрагентов «Меридиан» старается поддерживать и неформальные отношения, что помогает оптике поддерживать постоянное соответствие существующим нормам.
В регионе, в котором находится ООО «Меридиан», работают множество конкурирующих динамично развивающихся организаций, многие из которых представляют торгово-промышленные сети, например, Айкрафт, Очкарик и другие. В различных торговых центрах и магазинах открываются небольшие ларьки, торгующие очками, изготовленными без лицензии.
Таким образом, конкурентную среду ООО «Меридиан» следует признать подвижной и неопределённой.
Изменения в демографической ситуации, происходящие в России, оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на деятельность фирмы. Изменение возрастной структуры общества, в которой наибольший удельный вес занимает население предпенсионного и пенсионного возраста, имеющее очень низкие доходы, приведет к сокращению количества реализуемой продукции и оказываемых услуг. Но старение общества, которое способствует повышению доли людей, имеющих нарушения зрения, будет способствовать увеличению объема заказов и оказанных услуг и при установлении наиболее оптимальных цен позволит организации увеличить объем продаж.
К социальным факторам, которые могут в дальнейшем повлиять на деятельность компании «Меридиан», относятся следующие:
- средний уровень заработной платы в отрасли: поскольку заработная плата работников фирмы несколько превышает среднюю зарплату в данной отрасли, то у фирмы имеется возможность повышать требования к работникам;
- движения в защиту прав потребителей и повышение требований к фирмам, предоставляющим медицинские услуги и продукцию;
- усиливающееся внимание потребителей среднего и высшего класса к своему здоровью и сохранению, что способствует увеличению объемов продаж фирмы;
Территориальная среда (место размещения) оптики оказывает существенное влияние на восприятие и отношение покупателей к магазину.
Ивановское отделение организации находится в центральной деловой зоне города, Родниковское отделение расположено близ крупного магазина в центре города.
Формированию благоприятной атмосферы способствует территориальная и транспортная доступность обоих подразделений «Меридиан», которая определяется состоянием транспортных коммуникаций, подъездных путей, а также доступностью для пешеходов.
Технологический фактор оптики имеет следующую особенность. Новые современные станки, сконструированные по новым методам и технологиям, позволяют изготавливать очки не только более высокого класса и привлекательной формы, но и делать это быстрее и качественнее. Таким образом, рост основных средств позволяет увеличить количество выпускаемой продукции и расширить её ассортимент. В настоящий момент в оптике «Меридиан» используются в работе ручной, полуавтоматический и автоматический станки, последний из которых полностью соответствует современным требованиям. В целом руководство компании характеризуют своё технологическое состояние как соответствующее уровню основных конкурентов.
Сильные и слабые стороны организации, а также угрозы и возможности внешней среды показывает SWOT-анализ, представленный в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Матрица SWOT