Требования к организации физкультурного уголка
1. Соответствие правилам безопасности и требованиям здоровьясбережения (соответствие возрасту, мебель с закругленными углами, на колесах).
2. Оптимальное место для занятий с оборудованием — площадка, максимально удаленная от окон, шкафов, уголка живой природы.
3. Расположение ниш, полочек, крючков, ящиков, тележек и другого инвентаря должно отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение на них оборудования — принципу целесообразности. Например, игра «Дартс» должна быть размещена на уровне глаз ребенка, массажеры для стоп — в нижней части шкафа и т.п.
4. При подборе физкультурного оборудования необходимо исходить из логики развития психо-физических качеств двигательных способностей: быстроты, ловкости, координации, интересов и предпочтений детей и возможности организации двигательной деятельности на ограниченной площади по одному и небольшими группами.
5. Физкультурный уголок должен логично вписаться и интерьер комнаты, гармонируя с ним по колориту и стилю.
Первая задача воспитателя – правильно подобрать необходимое физкультурно-игровое оборудование. Для ее решения следует исходить из логики необходимости развития базовых основных видов движений: ходьбы и бега, развивающих равновесие и координацию, подпрыгиваний на месте (в два юла) и спрыгиваний с высоты (в три года), катания, прокатывания и бросания мяча, ползания, подлезания под дуги, влезания и ящик, на куб, перелезания через бревно, лазания по лестнице-стремянке и др.
В связи с этим, в групповой комнате должен быть следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря, используемых для самостоятельной и организованной двигательной деятельности детей:
- доски гладкая и ребристая длиной 1,5 м, шириной 20 см;
- гимнастическая скамейка длиной 2 м, высотой 15 см, шириной 20 см;
- дуги для подлезания и прокатывания мячей высотой 50 см, шириной 50 см (минимум две); кубы с длиной ребра 25-30 см (минимум 2);
- кубы, ящики для влезания и метания в цель высотой 20,15 м 10 см, шириной 50,47,44 см и длиной 50,47 и 44 см;
- лесенка-стремянка высотой 1,5 м; 4- мячи диаметром 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см (минимум по 5каждого размера);
- мячи надувные пляжные диаметром 40 см (один-два);
- игрушки-каталки (по два комплекта разных видов);
- бревно длиной 1,5 м, диаметром 20 см;
- профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.);
- крупные игрушки на колесах (не менее четырех);
- шнур длиной 10 м, диаметром 10-12 мм;
- инвентарь для УГ, ОРУ: погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки (по количеству детей);
- палки гимнастические длиной 75-80 см (4 шт);
- гимнастический шест длиной 1,8-2 м.
Весь инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям и правилам безопасности. Данное требование имеет исключительную важность. Поэтому особое внимание воспитатель обязан уделять контролю за деятельностью детей с оборудованием, проверять его устойчивость и надежность.
Следующая задача-правильное размещение физкультурно-игрового оборудования.Часто воспитатели, стремясь к зонированию игрового помещения, располагают физкультурный инвентарь в определенном безопасном для ребенка и удобном для использования месте (в ящике, коробе, на стеллаже и пр.). Считаем, что это не совсем целесообразно по следующим причинам.
Во-первых, поведение ребенка ситуативно и целиком определяется возникшими обстоятельствами. Другими словами, попал яркий мяч в поле зрения ребенка, он будет с ним манипулировать до тех пор, пока не надоест или не укатится в недосягаемое место. Натолкнулся малыш на ящик с колечками, попытался влезть в него, собрать пирамидку, поднял голову вверх и заметил вращающийся пляжный мяч, укрепленный на потолке и переключился на взаимодействие с новым объектом и т.п.
Во-вторых, дети в возрасте двух-трех лет очень подражательны, поэтому, увидев как увлеченно играет сверстник с мячом или задорно бегает с игрушкой-каталкой вперед-назад по группе, малыш обязательно захочет последовать его примеру.
Постигая азы «азбуки движений», ребенок подобно исследователю изучает свойства разных предметов и игрушек, попадающих в зону его внимания. Физкультурный снаряд для него — это база для изучения способов его применения.
В связи с вышесказанным, можно расположить физкультурное оборудование и мелкий инвентарь по периметру комнаты в безопасных зонах. Можно попытаться смоделировать траекторию и характер движений детей. А создание игровых ситуаций («сидящий мишка на каталке», «котенок, застрявший на верхней перекладине лесенки-стремянки», «машинка, расположившаяся под дугой-гаражом», «зайчик, сидящий на ребристой доске» и мн.др.) будет мощным стимулом к многократному выполнению двигательных действий с игрушками. Ребенок должен испытывать сложность в поиске предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нем.
Таким образом, в первой и во второй младших группах нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Вся группа может представлять единое двигательное пространство, в котором каждый малыш может удовлетворить свою потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями.
Руководство