Послепечатная обработка изданий

Внешний вид готовой печатной продукции зависит не только от удачного дизайна изделия, оптимального подбора материалов, соблюдения нормативов печатного процесса, но и от качества и разнообразия послепечатной отделки.

Различают следующие виды послепечатной обработки:

-тиснение фольгой, конгрев;

- вырубку, рицовку, надсечку;


- перфорацию;


- сверление отверстий; 


- скругление углов; 


- фальцовку, биговку; 


-ламинирование;

- переплет, шитье скобами, клеевое бесшвейное скрепление (КБС); 


- лакирование офсетным и УФ-лаками.

Высококачественная послепечатная отделка позволяет не только придать полиграфической продукции привлекательность, оригинальность, но и значительно продлить ее долговечность.

За последнее время послепечатная отделка книжной продукции и брошюр претерпела весьма значительные изменения. Прежде оформление книг было достаточно жестко стандартизировано и определялось в первую очередь характером предназначения издания - требованиями к долговечности, читательским адресом, уровнем полиграфического исполнения и т. д. Основные переплетные материалы, которые использовались для изготовления переплета, - ледерин, бумвинил, коленкор, а технологии отделки – горячее тиснение фольгой, печать переплетными красками.

Для таких изданий, как детские книги, энциклопедии, словари, ГОСТ регламентировал использование только переплетных тканей.

Сейчас, когда книга стала товаром, который должен привлекать внимание покупателя, способы послепечатной отделки постоянно совершенствуются и усложняются. Для отделки переплетных крышек и обложек используется сплошное лакирование обложки различными видами водно-дисперсионного лака, выборочное лакирование различными видами УФ-лака, блинтовое и конгревное тиснение, тиснение фольгой, ассортимент которой дает возможность воплотить самые сложные дизайнерские решения.

Нередко в одном издании совмещаются различные виды отделки. Так, есть технология печати по металлизированной фольге с дальнейшей лакировкой или припрессовкой матовой (глянцевой) пленки и изготовления из таких полуфабрикатов переплетных крышек или обложек.

При изготовлении дорогих подарочных изданий, а также книг для детей, применяется картон с поролоном, придающим объем переплетным крышкам. Можно выпускать книги в суперобложке, с приклейкой ляссе и закрашиванием обрезов книг.

С точки зрения эстетической привлекательности изделий для покупателя современные способы послепечатной отделки выполняют свою функцию. Однако, поскольку сегодня издатели стремятся одновременно оптимизировать расходы на полиграфические услуги, основным материалом для изготовления переплетной крышки стала бумага, хотя также используются проверенные на практике бумвинил, балакрон, баладек, эфалин.

Из способов послепечатной отделки в последнее время растет популярность выборочного УФ-лакирования. Есть возможность наносить на бумажные листы с припрессованной матовой и глянцевой пленкой УФ-лаки, металлизированные краски, голографическое серебро и т.д.

Переплетная крышка, по сравнению с обложкой, более прочна и трудоемка в изготовлении. Она также является внешним покрытием книжного блока, и состоит из сторонок и корешка, покрытых переплетным материалом. Способ крепления с книжным блоком – при помощи корешкового материала и форзаца.

Фальцовка


Процесс сложения запечатанного листа в тетрадь, или просто фальцовка присутствует при изготовлении абсолютно всех групп изданий. Фальцовка является первой операцией на брошюровочном этапе. В зависимости от расположения сгибов и их количеству, существует несколько видов фальцовки. 
Простые или сложные тетради формируются из запечатанных листов. В случае, если на печатном листе имеет место быть одна или более тетрадей, перед фальцовкой производится разрезка.

В полиграфии четкий сгиб принято называть фальцем (от нем. falz), продукт фальцовки - сфальцованным листом или тетрадью, а соответствующие устройства и машины - фальцевальными.

Различают три основных вида фальцовки листов - перпендикулярную, при которой каждый последующий сгиб перпендикулярен предыдущему; параллельную, когда последующий сгиб параллелен предыдущему, и комбинированную, при которой лист сгибают и параллельными и перпендикулярными сгибами. Кроме того, фальцовка может быть симметричной и смещенной.

По назначению, различают фальцовку проспектов и книжно-журнальную фальцовку. При фальцевании книжно-журнальной продукции должна быть предусмотрена возможность последующего скрепления.

Самым распространенным видом фальцовки книжно-журнальной продукции является симметричная перпендикулярная фальцовка, а при получении готовых тетрадей с книжно-журнальных ротаций - комбинированная. Параллельная фальцовка тетрадей книжного блока применяется сравнительно редко.

При всех видах фальцовки тетради могут иметь различное число сгибов и поэтому они подразделяются на одно-, двух-, трех- и четырехсгибные. Числом сгибов определяется число страниц в тетради. Для книг и журналов применяются в основном тетради, сфальцованные в три (16-страничные) и в четыре сгиба (32-страничные), крайне редко - в два сгиба.

В один сгиб фальцуют лишь форзацы, обложки, вклейки и рекламную продукцию. Сфальцованные листы, которые обрабатываются в дальнейшем на ниткошвейных или подборочно-швейных машинах, могут иметь шлейф около 8 мм, который позволяет раскрывать тетрадь в самонакладе.

Чем больше сгибов, тем сложнее осуществлять фальцовку: каждый последующий сгиб выполнить труднее, чем предыдущий, из-за увеличения толщины и жесткости полуфабриката. Для облегчения последующих сгибов применяют бигование листа по месту будущего сгиба при его выходе из фальцаппарата. В тех сгибах, которые впоследствии будут обрезаны, часто делают перфорацию, чтобы облегчить сгибание и выдавливание воздуха из внутренних частей тетради.

К фальцовке предъявляются следующие основные требования: правильная последовательность страниц, точность сгибов, отсутствие морщин, отсутствие смазывания оттисков, удобная для подборки и шитья конструкция тетради. Листы-оттиски, подлежащие фальцовке, должны иметь две стороны, быть не слишком влажными и не должны иметь помятых кромок или загнутых углов.

Существует множество вариантов фальцовки. Отдельные модели фальцевальных машин допускают получение 200 и более вариантов тетрадей.

Фальцовку классифицируют по способам и вариантам. Способ определяет тип фальцевальной машины, а ее конфигурация или структурно-технологическая схема, согласно которой расположены и работают основные и дополнительные устройства фальцмашины - возможные варианты фальцовки. В подавляющем большинстве случаев фальцовка листовой печатной продукции основана на двух способах: ножевом и кассетном.

В обоих случаях операция фальцовки сводится к следующему: сначала на месте будущего сгиба образуется петля, которая затем захватывается и обжимается вращающимися фальцваликами.

Разрезка – деление стопы на нужное число частей при помощи одноножевой резательной машины. После этого процесса идет процесс фальцовки листов на фальцаппаратах. Выбирают количество фальцев в зависимости от толщины бумаги.

После комплектовки неизменно следует очередной процесс, который называется скреплением.

Существует несколько видов скрепления:


1. шитье нитками


2. шитье проволокой


3. клеевое бесшвейное скрепление (КБС)


4. шитье термонитями


5. комбинированный способ (соединяет шитье нитками с последующей проклейкой)

При изготовлении книжной продукции, шитье проволокой не используют. 
Для изготовления брошюр и журналов чаще всего применяется шитье проволокой. Хотя, в этом случае, имеется свой недостаток – плохая раскрываемость изданий.
 Одним из самых универсальных способов скрепления специалисты называют КБС. Этот способ нашел широкое применение при изготовлении книжно-журнальной продукции и отлично себя зарекомендовал. Он идеально подходит, как для книг в обложке, так и для книг в переплетной крышке. 
По сути, технология шитья термонитями похожа на ниткошвейное скрепление. Этот способ используется при изготовлении брошюр и книжных изданий. Технология шитья термонитями проста – нить подается в швейную секцию, тетрадь прокалывается и проведенная нить приплавляется. 
Все плюсы шитья нитками сочетает в себя комбинированный способ скрепления. Дополнительная проклейка корешка делает конструкцию более прочной и надежной. Этот вариант скрепления чаще всего применяется для шитья блоков книг, рассчитанных на длительный срок службы, и для подарочных изданий.

Для обложек печатники берут более плотную бумагу и работают с ними отдельно от книжных блоков. Происходит процесс разрезки на нужный формат, фальцовки и укладки в стопку. После чего наступает очередь биговки – нанесение продольных штрихов в местах раскрытия. На этом этапе брошюровочные и отделочные процессы благополучно пересекаются, поскольку процесс биговки относится уже к отделке. 
Есть еще один путь биговки – бигуется не отдельная обложка, а все издание в обложке. В этом случае облегчается вставка блока и улучшается раскрываемость издания. 
Обложка приклепляется к блоку либо при их совместном шитье нитками или скобами, либо уже скрепленный блок кроется обложкой вроспуск или с кантом.


Обрезка также является переплетением брошюровочного и отделочного процессов и выполняется на трехножевых машина.

Этап переплетных процессов наступает после того, как завершены все операции по обрезке. В силу вступает обработка скрепленного блока.

Основные направления операций:


Обжим – снижает риск попадания клея на внутренние развороты тетрадей и устраняет утолщение корешка, возникающее поле заклейки.


Заклейка - усиливает прочность, соединяя тетради между собой.


Обрезка с трех сторон – необходима для удаления петель фальцев, а также получения гладких обрезов и стандартного формата издания.


Кругление – операция для выравнивания толщины блока в корешке с толщиной последнего обреза.


Приклейка корешкового материала – прочная связь блока с переплетной крышкой идеально сохраняет форму корешка при пользовании книгой.


Приклейка капталов и бумажной полоски на корешок – необходима для упрочнения конструкции.


Сушка – удаление избыточной влаги из материалов и ускорение процесса скрепления элементов конструкции книжного блока.


Как правило, после сушки следует процесс отделки переплетной крышки. Здесь возможны тиснение фольгой, блинтовое ( плоское бескрасочное), конгревное (рельефное). После того, как переплетная крышка и блок вложены в автомат, на форзацы наносится клей, а блок вставляется в переплетную крышку.


Последним процессом, который завершает технологический процесс послепечатной подготовки является отделка. Для различных печатных изданий она разная. К листовкам применительно припрессовка пленки или лакирование, тиснение, перфорация. Для изданий в обложке – биговка и тиснение. В переплетной крышке – тиснение и штриховка.

Тиснение фольгой – перенос пигментного слоя фольги на воспринимающую поверхность. 
Штанцевание – высечка остро заточенным штампом фигурной формы выбранной издательством конфигурации.

Технология тиснения позволяет добиться фактур и поверхностей, которые невозможно получить печатными красками. Эта возможность - выйти за пределы плоского печатного листа - часто используется при выпуске эксклюзивных имиджевых изданий. При декоративной отделке подарочной упаковки часто используется тиснение фольгой.

Тиснение - это изменение фактуры поверхности материала, путем нанесения с печатной формы (клише) при помощи пресса выпуклого, вдавленного или перенесенного с фольги рисунка.

Технология тиснения основана на нанесении изображений путем давления металлического или полимерного клише на материал. Основой для нанесения изображений методом тиснения могут служить изделия из любых материалов, поддающихся воздействию давления и температуры. В зависимости от материала, изображения рисунка и количества тиража печатная форма (клише) изготавливается двумя способами на разных материалах со своей технологией. Травление, где в основном используются магнивые пластины с разными толщинами для глубины травления и лазерная гравировка, где в основном используются латунные пластины, с многоуровневой фрезой, стойкими к большому тиражированию. Тиснение разделяется на три типа: конгревное, блинтовое и тиснение фольгой.

Конгревное тиснение позволяет «приподнять» элементы над плоскотью и делает их выпуклыми. Для конгревного тиснения изготавливается клише из двух частей: основное с лицевой стороны материала и ответное с оборота. Не стоит забывать, что от материала и самого рисунка завист высота подъема изображения. В большинстве случаев конгрев выполняется на прессах без температурного режима.

Блинтовое тиснение, в отличии от конгревного тиснения, создает эффект углубления элементов в поверхности материала. Для блинтового тиснения изготавливается одно клише, с более глубокими пробельными участками.

Каширование – это процесс приклеивания одного менее плотного материала, называемого лайнером, к более плотной основе. При кашировании на основу наносится слой клея, за тем накладывается лайнер на верный угол и происходит обжим. По этой причине основа делается на 4мм меньше форматом, чем лайнер.

В качестве лайнера выступает бумага или тонкий картон с изображением, нанесенным офсетной печатью, ламинированные материалы, дизайнерская бумага, магнитный винил, магнитная бумага или некоторые виды пленки.

Основой может служить гофрокартон или микрогофрокартон (2х или 3х слойный), переплетный картон различной толщины, пластик, линза и другие материалы. При кашировании основой может служить ламинированный картон или толстая дизайнерская бумага.

Каширование применяется при изготовлении POS материалов, упаковки, и другой продукции, требующей нанесения качественной полиграфии на жесткой и достаточно толстой основе.

Фольгирование – это альтернативный традиционному горячему тиснению процесс нанесения фольги на бумагу и картон, т.е. – процесс спекания тонера лазерного принтера или копировального аппарата с металлизированной фольгой под воздействием высокой температуры.



Фольга наносится на отпечатанное лазерным принтером изображение. В отличии от тиснения фольгой – на обратной стороне нет следов клише. Изображение хорошо прорабатывается. Технология не предназначена для фактурной бумаги типа «лен», т.к. тонер в углублениях фактуры не спекается с фольгой. Недостатком лазерного фольгирования является то, что очень трудно добиться точного совмещения цветов. Вариантом решения проблемы является перекрытие одной фольги другой.

Наши рекомендации