Периодическая печать в системе СМИ: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.

Печать в системе СМИ приобрела особое место в связи с тем, что информация фиксируется с помощью типографской техники. Это обусловило ряд важн. свойств, взаимоотношений печати и аудитории. Есть возможность быстрого ознакомления. со всеми сообщен. Можно составить общее впечатление и выбрать материал для чтения. Можно обращаться к тексту в удоб. время. Порядок и темп чтения устанавливает читатель. Это определяет большую свободу при контакте с печатн. изданиями. Свойства, при которых она проигрывает другим СМИ: информация идет не непрерывно как на ТВ, однодневна. Печать - прежде всего пресса. С учетом потребности аудитории сложилась система газет - периодич. изданий, в которых печатается преимущественно оперативная информация. Последнее время большое знач. - еженедельники. Часть из них - еженед. газеты. Часто они - как приложения к ежедн. Еженедельные тонкие журналы - их информация выходит за рамки недельных событий. Ж-лы - носители фундамент. информации, дают возможность масштабного .взгляда на действительность. Ж-лы различаются по тематике, аудитории, региону, по объему.

РАЗВЕРНУТО: Периодическая печать - совокупность печатных изданий, вышедших или выпускаемых в определённые промежутки времени; одно из основных средств массовой информации и пропаганды. К периодической печати относятся газеты, журналы, и бюллетени. Отставая от радио и телевидения в оперативности, печатные СМИ превосходят их в аналитичности. В периодических изданиях высока требовательность к стилю и точности словоупотребления.

Конечно, у каждого из печатных изданий есть свои особенности:

Газета. Здесь наряду с проблемными и публицистическими выступлениями важное место занимает короткая информационная заметка, заставляющая читателей обратить внимание на то или иное событие или явление. Еженедельнику уже не столь необходима высокая оперативность, зато здесь чрезвычайно уместны обзоры, аналитические материалы.

Журнал, в отличие от газеты, редко публикует материалы «по горячим следам». Дело в том, что здесь технологический цикл значительно длиннее, чем в газете. Зато у журнала есть свои достоинства. Так, один и тот же номер журнала читает примерно в пять раз больше людей, чем экземпляр газеты. Принято считать, что журнал может предоставить автору больше места, чем газета. Это далеко не всегда так, поскольку существуют различия между «толстыми» и «тонкими» журналами. Но у них есть и общее – это четко установленная периодичность выхода. Существуют два типа журналов в зависимости от аудитории, для которой они предназначены. Первый тип, потре6ительскиежурналы, предназначен для тех, кто покупает товары для собственного потребления. Эти журналы распространяются по почте, через газетные киоски или магазины

Ко второму типу относятся деловые журналы. Эти журналы предназначены для деловых людей и подразделяются на торговые (их читают розничные и оптовые продавцы и другие распространители), промышленные (их читают производители) и профессиональные журналы (их читают терапевты, адвокаты и др.).

Журналы представляют собой СМИ, которые могут обратиться ко многим демографическим группам. По своей природе журналы должны заполнять читательские ниши уникальным содержанием, чтобы удовлетворять интересы специфических групп. Они чрезвычайно разнообразны по своим характеристикам, читательской аудитории и общению с ней.

Особенность еженедельникакак типа заключается в особом темпоритме отображения и изучения действительности. Появление этого типа издания было подготовлено возросшими запросами аудитории в глубине, интерпретации информации, многообразии содержания.

Еженедельники занимают промежуточное место между журналами и газетами.

Альманах, в отличие от журнала, выпускается по мере накопления материала и редко имеет четко выраженную периодичность.

Бюллетень - периодическое издание конкретной фирмы (учреждения), содержащее текущую информацию о её деятельности, а также содержание которого составляют нормативные, инструктивные, справ., рекламные материалы издающей его организации.

Основные признаки периодического издания (кроме регулярности выхода):

· тенденция к продолжению публикации издания без предельного срока его прекращения;

· единое название всех выпусков;

· наличие восходящей нумерации годов издания, томов, номеров;

· наличие редактора (или редактора-издателя) либо редакционной коллегии во главе с главным или ответственным редактором.

Функции:

организация (структурирование) общественного мнения.

осуществление идеологического воздействия государства

информационное обслуживание экономической деятельности в сфере частного предпринимательства.

установление обратной связи в системе управления.

Основная задача периодических изданий - формировать общественное мнение. Все эти функции реализуются, но в разной степени, и через газеты, и через журналы. Они могут сочетаться в одном издании.

Важнейшей характеристикой периодической печати является: количество изданий, выходящих одновременно: значительное количество открываемых изданий оказывалось недолговечным, особенно на начальных этапах становления периодики и во время общественных потрясений. Поэтому часто используемый показатель общего количества периодических изданий неадекватно отражает состояние газетного и журнального дела.

Другой существенной характеристикой является тираж периодического издания. Эти две характеристики непосредственно взаимосвязаны. Очевидно, когда изданий много, то тираж каждого из них может быть меньше, чем когда существует лишь одно издание.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - Департамент государственной политики в области средств массовой информации - Отдел печатных изданий и полиграфии

Наши рекомендации