Системы измерения в полиграфии
Такая система измерений появилась довольно давно, практически одновременно с зарождением полиграфии как индустрии, и совершенствовалась на протяжении многих лет.
Причина проста: нужно было как-то проводить довольно сложные расчеты, причем так, чтобы они не ставили в тупик и не затягивались на долгое время, а никаких вычислительных средств тогда не было. Считать нужно было только целые числа, поскольку с ними еще можно было бы как-то разбираться при помощи простых средств вычисления, например счетов. Поэтому и был разработан довольно сложный, но эффективный механизм расчетов, которым можно пользоваться до сих пор, но не пользуются: новому поколению полиграфистов, имеющих компьютеры и программы компьютерной верстки, проще считать в привычных миллиметрах, чем в квадратах и цицеро.
Система опирается на дюйм. Нам более привычен американский дюйм (он равен 25,4 мм), хотя есть и другие дюймы, отличающиеся от американского, и следовательно, есть параллельная полиграфическая система измерений, основанная на других цифрах. Это вносит немало путаницы, но сделать с этим ничего нельзя. Мы же в качестве примера рассмотрим систему измерений, построенную на американском дюйме: другие системы строятся похожим образом.
Итак, в основе всего лежит пункт, равный 1/72 дюйма. В нашем случае это составляет примерно 0,35 мм (есть еще другие пункты, например пункты Дидо, длина которых иная). Если придется пересчитывать какие-то значения из пунктов или других единиц измерения, нужно четко понимать, на основе каких пунктов они построены.
Пункт используется при указании размера шрифта (кегля) и интерлиньяжа, причем для обычных текстовых материалов. Пожалуй, только это и осталось от былой единицы измерения в современной полиграфии. Во всяком случае, понятие шрифт 10 пт сейчас ни у кого не вызывает вопросов. Далее сложнее.
Величина в 12 пунктов называется цицеро. Она используется для определения размеров заголовочных шрифтов, пробелов и полей на полосе, а также при установке ширины колонки набора. Важно, что ранее величины заголовочных шрифтов в пунктах не мерили. Все шрифты, которые по размеру были больше 72 пт измеряли уже не в пунктах, а в цицеро, и прирост размера шрифта шел тоже в одно цицеро. Шрифт 72 пт устанавливался в 6 цицеро, далее шел 7, 8, 9... цицеро. Необходимо также отметить, что величина в 1 цицеро является самой оптимальной для установки средника между колонками при многоколонном наборе текста. По крайней мере, исследования в удобочитаемости говорят именно об этом.
Величина в 48 пунктов называется квадратом. История появления этого названия довольно сложна, скорее, эта величина должна называться не квадратом, а кубом. Дело в том, что в первых версиях комплектов для ручного набора именно такого размера была величина «ноги» для литер ручного набора. В результате пробельный материал, у которого и ширина, и высота были в 48 пт, оказывался идеальным кубом. Но на жаргоне наборщиков его назвали квадратом, и это название укрепилось в качестве термина. Длина «ног» у литер выросла, но название осталось. Квадрат используется при установке размеров полосы набора и размеров шрифтов для набора афиш.
Шпация - пробел фиксированной величины, устанавливаемый при формировании строки в некоторых случаях. Шпации бывают трех видов (иногда четырех, но это уже нововведение, придуманное в начале XX в. при изобретении монотипа): круглая, полукруглая и тонкая. На самом деле круглая шпация больше похожа на квадрат, поскольку у нее ширина равна высоте, но названия укрепились. У круглой шпации ширина равна высоте, то есть ее ширина равна кеглю набора. У полукруглой соответственно равна половине кегля, а у тонкой - четверти. Круглая шпация наилучшим образом может использоваться для установки абзацного отступа, полукруглая как пробел для отбивки (например, при отступе от значка в начале абзаца), а тонкая подходит для разрядки текста. Величина межсловного пробела в строке должна быть между полукруглой и круглой. На это полезно обращать внимание при верстке, по крайней мере, если есть желание делать культурную верстку.
Еще один параметр, который следует знать, - объем текста. Это сейчас его измеряют в килобайтах, а раньше такой единицы измерения не было. Поэтому и была придумана единица, которая объединяет объем рукописи и объем текста определенного кегля, размещаемого на листе бумаги условного формата. Ранее все рукописи принимались в работу только в отпечатанном на машинке виде. Печатали их на специальных бланках с логотипом издания (жаргонное название «собака»). На эту «собаку» помещалось примерно 2 тыс. знаков в машинописном виде. В то же время в печатном виде на лист формата 60х90 см умещалось 40 тыс. знаков текста, набранного неким условным шрифтом кегля 12 пт. А значит, на один лист умещалось 20 «собак». Величина в 40 тыс. знаков была выбрана в качестве «учетно-издательского листа», то есть единицей измерения объема текста. Но проще, оказалось, мерить в листах рукописи - в величинах, равных 2 тыс. знаков. Фраза «рукопись в 150 листов» имеет вполне понятные значения: в ней примерно 300 тыс. знаков.
Этим полиграфические единицы измерения не заканчиваются, их намного больше, но для общего понимания процесса вполне хватит.