Разрушение горных пород при высоких температурах
Нагревание горных пород до 1300 К связано с развитием термонапряжений, процессами испарения влаги, декрипитацией, релаксацией остаточных напряжений, полиморфными и фазовыми переходами, спеканием и выгоранием органических соединений в породах осадочного комплекса.
Механизм разрушения горных пород рассмотрим на примере образцов габбро-диорита, как типичного представителя изверженных горных пород. Аналогичному изучению были подвержены образцы и других горных пород.
Петрографический состав габбро-диорита: плагиоклаз (Лабрадор) — 25 %, плагиоклаз (андезин) - 35 %, пироксен - 33 %, кварц - 5 %, рудный минерал — 2%. Структура габбро-диорита гипидооморфнозернистая.
Средний размер зерен плагиоклаза колеблется в пределах от 0,1 до 2 мм, отдельные зерна достигают 3 мм. Зерна плагиоклаза нарушены системой трещин. Зерна пироксена несколько меньше зерен плагиокла-1В и достигают 1,5—2 мм. Кварц представлен зернами неправильной формы с размерами 0,1 мм.
Образцы в виде стержней с квадратным сечением 10 х10 мм и длиной 180 мм вырезались из монолитного штуфа без видимых нарушений в строго выдержанном направлении с целью избежать возможного влияния анизотропии.
Образец помещался в печь типа "Суол", зажимался в захватах, постоянная нагрузка передавалась через рычаг, закрепленный в шарнире неподвижной опоры.
Образец нагревался с постоянной скоростью равной 0,3 К/с вплоть до момента разрушения. Зависимость предела прочности на разрыв как функции температуры показана на рис. 2. Поверхности скола исследовались методами оптической и электронной микроскопии.
Предварительно была доказана применимость данной методики для получения температурной зависимости прочности горных пород в условиях воздействия одноосного растяжения [рис. 3].
В результате выполненных экспериментов было установлено, что, если изменять температуру в печи при постоянной действующей растягивающей нагрузке, то и γ, полученные при постоянной температуре, соответствуют друг другу в пределах допустимого разброса. Причем, при изменении скорости нагрева (dТ/dt) на порядок предельные температуры находятся в хорошем соответствии (табл. 2) [22].
С целью выяснения возможного влияния фазовых переходов на механизм разрушения образцов габбро-диорита были получены кривые| дифференциального термического анализа (ДТА). В диапазоне температур до 1200 К наблюдаются незначительные изменения в области 900 К, связанные, наиболее вероятно, с фазовым переходом α→β — кварц. Развитие экзотермических реакций начинается при температуре свыше 1200 К. Таким образом, в интервале температур до 1200 К в исследуемых образцах габбро-диорита не происходит существенных фазовых изменений состояния.
Однако влияние окислительных реакций (нагревание на воздухе) на механизм развития скола пока оценить трудно.
Резкое изменение прочности наблюдается в диапазоне температур
300—700 К. Прочность на разрыв при 600 К для образцов габбро-диорита составляет 1,5 МПа, т.е. на порядок меньше, чем при комнатной температуре. В диапазоне 700—1000 К происходит дальнейшее снижение прочности, но небольшое по сравнению с диапазоном температур 300— 700 К.
При температуре свыше 700 К снижение прочности не превышает 20 % максимальных значений, соответствующих температуре 600 К.
Следует отметить, что снижение прочности на разрыв образцов габбро-диорита при повышении температуры происходит более резко, чем, например, силикатных пород при сжатии. Причем, диапазон температур 300—700 К оказывает наиболее сильное влияние на потерю прочности.
Под микроскопом исследовались поверхности сколов образцов габбро-диорита. С повышением температуры превалирующий внутри-зерновой процесс разрушения (до 600 К) эволюционирует в явно межзерновое (межкристаллитное) разрушение. При температуре до 500— 600 К "плоскость" скола пересекает зерна без видимых изменений цвета минеральных компонентов. При температуре свыше 900—1000К наблюдаются выделения по межзерновым границам, рельеф поверхности скола становится более дифференцированным. С целью количественной оценки степени изменения рельефа поверхности скола выполнены измерения высоты между положительными и отрицательными формами рельефа Δh.
При температуре свыше 1000 К величина Δh достигает предельного значения 0,62 мм, т.е. половины среднего размера зерна минералов, слагающих исследуемую горную породу. Обнаружена тенденция изменения угла наклона "плоскости" отрыва к направлению растягивающего усилия. При температуре до 600 К угол близок к 70°, свыше он составляет около 90°.
Электронная фрактография была выполнена по методу одностадийных угольных реплик и предварительного травления поверхностей отрыва. Снимки поверхностей скола исследовались при увеличении до x 10-12 • 103.
Превалирует внутризерновое хрупкое разрушение минеральных компонентов. При температуре до 600 К характерны следующие основные типы поверхностей скола: развитие характерных ступеней скола в виде речного узора, формирующихся за счет пересечения плоскости скола скоплений винтовых дислокаций; образование характерных ступеней скола у границ наклона; разделение зерен плагиоклаза и пироксена и последующее хрупкое разрушение границ внутри зерна.
На рис. 4, а показан характерный вид поверхности скола зерна пироксена при Т = 500 К, диагносцируемого характерными углами меж-Влоковых границ 80 и 120°, т.е. углами близкими к углам кристаллической решетки моноклинных пироксенов. За счет разрушения минеральных зерен поверхность отрыва имеет ступенчатый вид.
Анализ электронных фотографий при температуре выше 800 К наглядно подтверждает механизм межзернового разрушения габбро-диорита от растягивающих нагрузок и дает возможность выявить некоторые особенности развития разрушения.
В условиях межзернового расщепления зерен формируются гладкие поверхности зерен, с характерным выходом краевых дислокаций ,(рис. 4, б). При температуре 1000—1200 К плотность дислокаций на поверхности граней кристаллов В среднем составляет около 20 • 106 см-2.
Выход краевых дислокаций на Поверхность граней способствует расщеплению межзерновой границы одновременно с миграцией межзернового флюида по границам минеральных фаз.
С повышением температуры развиваются процессы проскальзы-
Рис. 4. Поверхности скола образца габбро-диорита
- вания минеральных зерен по межзерновой границе. Величина среднего смещения зерен составляет 0,8 м. Проскальзывание и вращение зерен за счет термоупругих напряжений ослабляет межзерновые связи — следствием является высокая степень дифференциации поверхности отрыва при температуре свыше 1000 К.
Диапазон температур 600-900 К соответствует переходу от внутризернового к межзерновому разрушению габбро-диорита. Расщепление межзерновых границ при температуре свыше 700—800 К препятствует развитию внутризернового разрушения.
Экспоненциальная зависимость прочности от температуры для образцов габбро-диорита достаточно типична для горных пород, относимых к классу изверженных. Плавное нелинейное изменение прочности с ростом температуры — основная особенность такого вида зависимостей.
Детальные исследования результатов электронной фрактографии поверхностей скола образцов гранита позволили выявить ряд особенностей трансформации механизма разрушения с ростом температуры.
На рис. 5 показаны снимки поверхностей разрушения, полученных по методу одностадийных угольных реплик, при увеличении порядка х 2 х 6
Типичный пример инкристаллитного развития процесса разрушения при Т = 293 К показан на рис. 5, а. Трещина пересекает черна с форми-
Рис. 5. Поверхности скола образца' гранита
- рованием типичного хрупкого рельефа поверхностей скола, например, силикатного стекла. Преобладают ступени и ручьи скола на поверхностях зерен основных породообразующих минералов.
Характерные формы рельефа поверхности скола при Т = 383 К сохраняются и практически соответствуют механизму хрупкого разрушения при комнатной температуре (рис. 5,6).
Интенсивное развитие процессов разделения зерен при Т = 418 К и превалирующая роль межзернового разрушения показаны на рис. 5, е.
Интенсивное развитие субблоков и переход к типично межзерновому расщеплению поликристаллического агрегата при Т = 475 К показано на рис. 5, г. С ростом температуры вплоть до 773 К этот механизм разрушения в образцах гранита сохраняется.
На рис. 6 показана зависимость предела прочности на растяжение от температуры образцов железистых кварцитов. Осреднение методом наименьших квадратов указывает на линейную связь между пределом прочности образцов на разрыв и ростом температуры. Аналогичные типы зависимостей характерны и для гарцбургитов Алтая. Особенностью является точка излома при температуре 600 К, соответствующая переходу от инкристаллитного развития скола к межзерновому (рис. 7).
Неоднородность состава и особенности строения горных пород проявляются при испытаниях на растяжение в зависимости от температуры. Для пород типа долеритов отличительной особенностью является разброс значений предельных растягивающих напряжений в области
низких температур и его снижение по мере роста температуры (рис. 8).
Для определения термокинетических параметров использовались Экспериментальные данные, полученные в диапазоне температур, соответствующем инкристаллитному разрушению образцов горных пород.
Полученные таким образом результаты изучения прочности горных пород использованы для определения термокинетических параметров 1/0 и у. Метод сводится к построению зависимости U = U0 -γσ = 2,3 х RT lg (τ/ и графическому определению параметров U0и γ. Структурно-чувствительный коэффициент γ определяется как тангенс угла наклона U (σ).
Типичные примеры силовых зависимостей для некоторых разновидностей горных пород показаны на рис. 9. Показательны зависимости, полученный для образцов гнейсов (Красноярский край) и железистых кварцитов КМА.
На рис. 10 показаны силовые зависимости, полученные при испытаниях образцов однородного мелкозернистого Шокшинского кварцита в виде стержней (10 х 10 х 180) и пластинок (2 х 5 х 120) в одинаковых условиях темпа роста температуры и постоянной растягивающей нагрузке. Наблюдается хорошее соответствие в определении значения U0 для кварцита. Различие в наклонах прямых, а следовательно, и величине структурно-чувствительного коэффициента объясняется масштабным эффектом, теория которого в приложении к горным породам достаточно разработана.
В качестве эталонов в данной методике использовалась медная и алюминиевая проволока диаметром 0,75 мм. Результаты определения термокинетических параметров U0и γ находятся в удовлетворительном соответствии (табл. 3) со значениями, приведенными в работе [35].
Результаты определения термокинетических параметров горных пород приведены в табл. 4.
Термоциклирование образцов горных пород при отсутствии внешней нагрузки позволяет раскрыть механизм накопления дефектов в поликристаллическом материале. На рис. 11 показана зависимость понижения скорости распространения продольной волны в стержнях, приготовленных из кварцитов КМА (10 х 10 х 140), от числа циклов нагрева-охлаждения (нагрев — до температуры 780 К в течение 20 мин,
охлаждение - при комнатной температуре). Аналогичные эксперименты проведены на образцах мрамора и на других типах горных пород и руд.
Закономерное снижение скорости распространения упругих волн
и се резкие изменения после 1—2 циклов связано, как правило, с образованием видимых трещин, а последующие изменения — с более тонкой перестройкой микроструктуры образца.
Воздействие температуры приводит к развитию микротрещин в образцах, при этом газопроницаемость горных пород после охлаждения, как правило, возрастает и этот процесс имеет частично обратимый характер. Результаты этих исследований приведены в табл. 5 ( и — газопроницаемость соответственно до температурного воздействия и После; р — давление газа).
Снижение газопроницаемости образцов известняка связано со спеканием микротрещин и пор.
В заключение следует отметить :
- зависимость прочности на растяжение основных типов изверженных и метаморфических горных пород в диапазоне температур, предшествующем механизму межзерновой деструкции, близка к линейной, что дает возможность использования уравнения долговечности С.Н. Жур-
кова для описания процесса разрушения горных пород до высоких температур порядка 600 К;
— накопление поврежденности в горных породах в условиях высоких температур соответствует концепции термофлуктуационного механизма накопления поврежденности вследствие развития дислокационных процессов в зернах породообразующих минералов и инкристаллитного развития микро- и макротрещин;
— в целом нелинейная зависимость прочности скальных горных пород в условиях одноосного растяжения определяется эволюцией механизма разрушения от инкристаллитного к межзерновому;
— в горных породах осадочного комплекса выгорание органических включений, спекание и другие (физико-химические процессы отжига) исключают использование для описания процесса разрушения термофлуктуационного механизма накопления поврежденности;
— для некоторых типов горных пород высокий разброс значений при определении прочности на растяжение в диапазоне температур 300— 600 К указывает на условность применения кинетических концепций.
Горные породы, зернистые среды и механизм разрушения и деформации горных пород, как диссипативных сред, связан с взаимодействием зерен на межзерновых границах. Экспериментально обнаружено, что ряд горных пород в нормальных условиях разрушается по межзерновым границам, как наиболее слабым зонам поликристаллического конгломерата.
Для изучения этого процесса использованы возможности электронной микроскопии, в том числе и растровой. Детальные исследования выполнены на образцах рудных песчаников Джезказгана с использованием электронной фрактографии (метод одностадийных угольных реплик).
Главными породообразующими минералами песчаников Джезказгана является кварц и полевые шпаты, представленные в основном ортоклазом. Зерна кварца и полевых шпатов плохо окатаны, линейные размеры зерен находятся в пределах 0,1—1 мм. Цементирующим воздействием песчаников являются карбонаты, представленные кальцитом, реже доломитом. Рудообразующим минералом является борнит (до 2,5 %). Зерна борнита неправильной формы, их сростки достигают размеров до 1—2 мм. Рудный минерал приурочен к карбонатному цементу.
При развитии поверхности скола внутри зерен инкристаллитный механизм разрушения характеризуется формами микрорельефа, показанными на рис. 12, а. Особенностью рельефа является характерное развитие ручьев скола — ступенек и их взаимных пересечений. Рельеф поверхности обладает основными признаками разрушения хрупких материалов (см. рис. 12, б).
Повсеместной особенностью инкристаллитного разрушения зерен породообразующих минералов является характерное образование ступенек на вновь образованной поверхности скола.
Рис. 12. Примеры икристаллитного разрушения зерен песчаника
Рис. 13. Поверхности зерен песчаника
Формирование ступенчатого рельефа является следствием предшествующего напряженного состояния зерна и развития субблоковой Структуры. Размер субблоков в минеральных зернах, как, например, В зернах кварца соответствует линейным размерам порядка — μ.
Рельеф поверхности участков, соответствующих межзерновому разрушению, резко отличается (рис. 13).
Рельеф поверхности зерен исследован при увеличении от х 3 • 103 до X 2 •104. Последовательно изложим его основные особенности, акцентируя внимание на формах рельефа поверхности зерен.
Обращает внимание факт роста "правильных локальных форм на поверхности контактирующих зерен кварца. В некоторых случаях это пирамиды
Достаточно правильной геометрической формы и с резко выраженной огранкой, но, как правило, они трансформируются в структуры рекристаллизации с нерезко выраженными гранями роста. Причем, на поверхности зерен эти образования имеют превалирующую ориентационную направленность. Не вызывает сомнения, что эти формы рельефа связаны с процессами метаморфизма после цементации песчаных фракций, поскольку аналогичные формы рельефа поверхности зерен характерны и для минералов изверженных горных пород.
Рис. 14. Поверхность скола образца кварцита при температуре 293 К
Взаимодействие на границах зерен под воздействием тектонических напряжений проявляется в формировании бороздок скольжения на поверхностях контактирующих поверхностей зерен гранитов. Бороздки скольжения имеют одинаковую направленность в пределах отдельных граней кристаллов.
Следует отметить, что в пределах локальных участков бороздки скольжения на поверхностях соседних зерен параллельны, что может служить дополнительным подтверждением механизма ориентационной перестройки зерен за счет ротационных эффектов.
Механизм возникновения бороздки скольжения является разновидностью проявления механизма сил зацепления, препятствующих переориентации зерен.
Более тонкой структурой поверхности рельефа зерен является "аморфизованный" слой, наблюдаемый при реализации межзернового разрушения в кварцитах (рис. 14). Аморфизованный слой представлен материалом поверхностного разрушения зерен кварца и цементирующего материала. При исследовании безрудных достаточно однородных Шокшинских кварцитов методом растровой электронной микроскопии с предварительным напылением поверхности образца золотом толщиной около 100 А и рабочим напряжением 2,5 и 10 кВ установлено, что толщина "аморфизованного" слоя составляет около 0,1 μ .
Рис. 15. Поверхность скола образца гнейса ирв температуре 473 К
Причем, в кварцитах на поверхностях зерен не обнаружено следов рекристаллизации. Следует предположить, что более высокий диапазон Температур и давлений исключает формирование раскристаллизационных форм рельефа на поверхности граней (по сравнению с песчаниками). В процессе рекристаллизации в условиях высокого термодинамического воздействия принимает участие весь объем зерна. При разрушении кварцитов обнаружены локальные участки типично вязкого механизма разрушения.
Точки перехода от инкристаллитного разрушения к межзерновому для изверженных горных пород типа гранита и габбро соответствуют температурам порядка 600—700 К (эквикогезивная температура), — диапазону температур ниже температур фазовых переходов в этих породах.
При межзерновом расщеплении формируются гладкие поверхности зерен с выходом краевых дислокаций. При температурах 700—900 К плотность дислокаций на поверхности граней кристаллов составляет в среднем около 2 • 1011 м-2.
Выход краевых дислокаций на поверхность граней способствует расщеплению межзерновой границы и развитию остаточных напряжений в зернах породообразующих минералов. Однако этот механизм, вероятно, более существенней при разрушении в пределах одного минерального зерна, объясняющий разориентацию блоков. Ряд изверженных и метаморфических горных пород содержит в своем составе слюды.
Скольжение по развитым плоскостям спайности обеспечивает развитие процессов пластического течения в локальных объемах горных пород. На рис. 15 показан снимок поверхности скола образцов гнейса (Красноярский край), полученный на растровом] электронном микроскопе.
Скопления чешуек слюды образуют зоны смятия, заметны полосы скольжения.
Экспериментально наблюдаемая зависимость снижения прочности горных пород с повышением температуры при растяжении наиболее интенсивно проявляется у изверженных горных пород типа гранитов, габбро, габбро-диоритов в интервале температур до 600 К. При исследовании поверхности скола методами оптической и электронной микроскопии образцов перечисленных видов горных пород установлено, что эквикогезивная температура, т.е. температура равенства прочности на разрыв зерен и межзерновых границ гранитов равна 500 К и соответственно 600—700 К для пород типа габбро.
Эквикогезивная температура соответствует температуре перехода от инкристаллитного разрушения горных пород к межзерновому. Дальнейшее повышение температуры не приводит к существенному снижению прочности.
Таким образом, оценка величины эквикогезивной температуры имеет практическое значение для термического разрушения горных пород.