Структура мирового рынка объектов интеллектуальной собственности (ОИС)
рынок продукции, содержащей ОИС: - высокотехнологичные товары, - материальные носители для информации, являющейся объектом авторского права, промышленной собственности, коммерческой тайны или смежных прав | рынок работ и услуг по разработке ОИС, и консультированию | рынок непосредственно прав на ОИС (рынок технологий), где осуществляется их передача в виде патентов, лицензий, проектов и документации |
Экспорт высокотехнологичной продукции 2006г.
Страны | Стоимость, млрд. долл. | Доля высокотехнологичной продукции в экспорте готовых изделий, % |
США | 197,0 | 34 |
Япония | 127,0 | 28 |
Германия | 83,0 | 18 |
Сингапур | 74,0 | 63 |
Великобритания | 73,0 | 32 |
Франция | 59,0 | 24 |
Республика Корея | 54,0 | 35 |
Нидерланды | 44,0 | 35 |
КНР | 41,0 | 19 |
Малайзия | 40,0 | 59 |
Мексика | 31,0 | 22 |
Россия | 24,3 | 8 |
Беларусь | 0,591 | 3 |
Источник: ЮНКТАД
Основные продавцы и покупатели патентов и лицензий на мировом рынке
Страны | Экспорт, млн.долл. | Импорт, млн.долл. |
США | 36,8 | 11,3 |
Страны-члены ЕС | 17,6 | 29,5 |
Япония | 7,4 | 9,0 |
Великобритания | 6,7 | 6,1 |
Германия | 3,3 | 4,9 |
Нидерланды | 2,3 | 3,0 |
Франция | 2,3 | 2,7 |
Италия | 0,5 | 1,2 |
Источник: ЮНКТАД
Особенности мирового рынка ОИС
• находится на этапе становления
• в основном является рынком технологий
• неоднородность объектов, причисляемых к ОИС
• совершение сделок по лицензионным договорам
• уникальность и многообразие лицензионных договоров
• права на ОИС не распространяются за границы государства, выдавшего патент, что предполагает наличие международной системы регулирования торговли ОИС
• неоднородность мировой системы защиты прав ОИС
• деление стран на экспортеров и импортеров ОИС
Тенденции развития мирового рынка ОИС
• мировое лидерство США, ЕС и Японии на рынке ОИС
• доля ПРС в мировом экспорте высокотехнологичной продукции 75%
• усиливаются позиции НИС в международной торговле высокотехнологичными товарами
• 2/3 соглашений заключается внутри ТНК
• растет доля договоров на передачу «ноу-хау» (50% лицензионных соглашений)
• внутри ТНК оборудование и материалы становятся сопутствующими при поставках знаний и услуг, а не наоборот
• появляется новый способ передачи ОИС - стратегические альянсы
• усиливается роль ОИС в повышении конкурентоспособности товара
• услуги по передаче ОИС становятся наиболее крупной и быстрорастущей статьей международной торговли услугами
• формируются сети реализации прав ИС для оценки, поиска новых путей применения и реализации ОИС
• усиление механизмов охраны ОИС
• значительную часть иностранных инвестиций составляют ОИС
• усиливается стремление фирм запатентовать свои изобретения
Теория технологического разрыва, 1961 г. (М.Познер)
• торговля между странами может быть вызвана техническими изменениями, возникшими в одной из отраслей торгующих стран
• страна, в которой впервые появилось техническое новшество, приобретает сравнительное преимущество по производству традиционных товаров с меньшими издержками
• страна, первой открывшая новый продукт, временно обладает монополией на рынке данного товара
• данная страна производит и экспортирует не то, что дешевле, а то, что больше пока никто не выпускает
• технологический разрыв дает лишь временные преимущества в торговле - как только техническое новшество начинает производиться другими странами, исчезают основания для внешней торговли этим товаром
Теория жизненного цикла товара, 1966 (Р.Вернон, Ч.Киндельбергер, C.Уэльс, З. Хирш и др.)
Жизненный цикл товара
Этап (введение, внедрение)
Ø осуществляется разработка нововведения
Ø организуется производство и сбыт нового товара внутри страны А
Ø новый продукт выпускается небольшими партиями
Ø его изготовление требует много квалифицированного труда
Ø в конце этапа начинается экспорт нового продукта из страны А
2 этап (быстрый рост, расширение)
Ø появляется производство товара за границей
Ø повышается капиталоемкость производства
Ø местные фирмы вытесняют производителей страны А, снижая цены
3 этап (замедление, зрелость)
Ø другие страны поставляют товар в страну А, совершенствуют, стандартизируют и налаживают его массовое производство
Ø фирмы страны А производят еще более совершенный новый товар
4 этап (закат, старение)
Ø товар стареет, его сбыт и производство сокращаются
Ø товар не приносит прибыли и исчезает с рынка
Структура рынка технологий
(по степени правовой защищенности ОИС)
Продажа права (лицензии) на использование защищенных в правовом отношении: § патентуемых изобретений, § полезных моделей, § промышленных образцов, § товарных знаков | Продажа незащищенных в правовом отношении ноу-хау: § технических знаний § опыта § чертежей § инструкций § информации § сведений |
Механизмы регулирования торговли технологиями