Технология изготовления бортовой секции

Таблица 3.1

Тип секции Эскиз типовой секции Характеристика типовой секции Сборка по традиционной технологии
Предварительно изготовляемые узлы Последовательность выполнения работ
Бр.Х   Технология изготовления бортовой секции - student2.ru Набор двух направлений одной высоты; шельф палубы разрезной, без набора; наружная обшивка плоская. Полотнище наружной обшивки. 2,24,35,38,7,40,56,64,30,7,65,142,144,10,145,147,148,149,150,143,151,10,152,153,157,156,155.

Таблица 3.2

Перечень, шифры и содержание работ, выполняемых при изготовлении бортовой секции Х секций.

Наименование работы Код работы
Подготовка стенда №2
Сдача конструкции под сварку №7
Контроль сварных швов №10
Укладка полотнища наружной обшивки №24
Удаление временных креплений №30
Разметка полотнища №35
Установка р.ж. и набора главного нап. №38
Приварка наб. гл. напр. к п. №40
Установка перекрестных р.ж. №56
Установка деталей россыпи №64
Сварка набора №65
Установка доизоляционного насыщения №142
Установка доизоляционного насыщения(к) №143
Установка и приварка обухов №144
Освободить от оснастки №145
Контуровка №147
Нанесение контрольных линий №148
Снятие секции и узла №149
Кантование №150
Подварка швов №151
Замеры секции и узла №152
Сдача на качество №153
Грунтовка секции №155
Маркирование №156
Установка наружных стенок лючины №157
Шифр работ Содержание и наименование работ
Подготовка стенда фальшкомингса лючин. Удалить временные крепления на стенде, зачистить места их приварки; проверить стенд на горизонтальность и прямолинейность согласно ОСТ5.9324-79.
Сдача конструкции под сварку. 1) Проверить правильность сборки согласно, чертежей и плазовых данных; 2) Проверить правильность подготовки кромок под сварку; 3) Проверить чистоту кромок. В случае их загрязнения очистить в соответствии с ОСТ5.9092-81.
Контроль сварных швов: 1. Осуществить контроль сварных швов в соответствии с ОСТ5.1093 – 78 и схемой контроля сварных швов; Исправить дефекты сварных швов в соответствии с ОСТ5.1078-76.
Укладка полотнища наружной обшивки или настила второго дна на стенд. Подать краном полотнища, уложить на стенд, обжать и закрепить. Прикрепление производить только по контуру полотнищ.
Удаление временных креплений: 1. Удалить газовой строжкой или газовой резкой фиксирующие стойки, гребенки, планки, раскрепляющие стойки, установленные при сборке конструкций. Места их приварки зачистить; 2. Допускается удалять временные крепления скалыванием по шву при условии сохранения основной конструкции.
Разметка полотнища. Произвести разметку полотнища согласно ОСТ5.9324-79. Линии разметки накернить. Примечание. При внедрении надежного устройства шагового применения полотнища на поточных линиях разметка мест установки набора главного направления на плоских секциях не производится.
Установка ребер жесткости главного направления на полотнище: 1) Подать краном ребра жесткости на полотнище, разложить их согласно чертежам, вдоль линии разметки; 2) Установить ребра жесткости по разметке под малку или угольник, обжать к полотнищу и закрепить прихватками.
Приварка набора главного направления к полотнищу. Приварить набор главного направления автоматом или полуавтоматом напроход симметрично относительно продольной оси полотнища. В местах недоступных автомату - применять полуавтоматическую сварку.
Установка перекрестных разрезных ребер жесткости. 1) Разложить ребра жесткости согласно чертежам вдоль линии разметки; 2) Установить ребра жесткости по линиям разметки под малку или угольник с подгонкой по набору главного направления, закрепить к полотнищу и набору главного направления прихватками; 3) Разложить части шельфа палубы вдоль линии разметки, установить их по линиям разметки под малку или угольник с подгонкой по набору и ранее установленной части шельфа, состыковать части между собой и с набором, обжать и закрепить прихватками к наружной обшивке.
Установка деталей россыпи. Установить детали россыпи согласно чертежам и закрепить электроприхватками.
Сварка набора. Сварить набор между собой и с полотнищем, по ячейкам с общим направлением сварки от середины секции к её краям, выполняя сначала сварку набора между собой, затем приварку его к полотнищу. Примечания: 1. Сварка набора между собой и приварка его к полотнищу может производиться параллельно сборке, но только в объеме завершенного участка работ, а именно 2. В районе между вертикальным килем и первыми стрингерами (одновременно по обеим сторонам от диаметральной плоскости секций); 3. В районе между первыми и вторыми стрингерами. При этом сдача набора под сварку должна производиться также по завершенным участкам. 4. Если в днищевой секции предусмотрен предварительный развал, то перед началом приварки набора к полотнищу следует освободить его от фиксации к постели до первого крайнего (бортового) стрингера.
Установка и приварка доизоляционного насыщения: 1. Разметить места установки насыщения; 2. Сделать вырезы, зачистить кромки; 3. Установить насыщение согласно чертежу; 4. Сдать установку насыщения под сварку; 5. Приварить насыщение полуавтоматом в двуокиси углерода или вручную, выполняя сварку симметрично относительно продольной и поперечной осей секции.
Установка и приварка доизоляционного насыщения после кантования секции. Выполнить с обратной стороны секции установку и приварку корпусного насыщения аналогично операции №142.
Установка и приварка обухов для кантования и транспортирования: 1) Установить обухи в соответствии со схемой кантовки и транспортирования секции, сдать под сварку; 2) Раскрепить при необходимости секцию временными ребрами жесткости; 3) Приварить обухи; 4) Приварить набор корпусной конструкции в районе обухов в объеме, предусмотренном схемой кантования и транспортирования секции.
Освободить секцию или узел от закрепления к оснастке.
Определения изгиба секции. Определить согласно ОСТ5.9324-79 изгиб секции путем замера зазоров, образовавшихся между секцией и лекалами или стойками постели. Если постель имеет предварительный развал, то замеры следует производить с учетом величины развала. Изгиб секций, собираемых на постелях высотой 800 мм и менее, необходимо проверять со стороны набора с помощью шлангового ватерпаса.
Контуровка: 1. Проверить габаритные размеры секции или узла; 2. Удалить припуски по кромкам секции газовой резкой, разделать кромки под сварку согласно чертежу, зачистить кромки.
Нанесение контрольных линий. Нанести контрольные линии согласно ОСТ5.9324-79, накернить их, отметить краской.
Снятие секции или узла с оснастки. Снять секцию или узел краном, подать на сборочный стенд или площадку для сдачи и доделки, установить секцию иди узел на опоры.
Кантование. Перекантовать секцию или узел в соответствии со схемой кантования и транспортирования.
Подварка швов: 1. Подготовить сварные швы корпусных конструкций и насыщения для подварки; 2. Подварить сварные швы в последовательности, аналогичной сварке основного шва.
Замеры секции или узла согласно ОСТ5.9324-79.
Сдача секции или узла на комплектность и качество.
Грунтовка секции: 1. Провести грунтовку секции согласно ведомости грунтовки и ОСТ5.9566-83 монтажные кромки шириной 50-75 мм не грунтовать; 2. Восстановить контрольные линии, нанесенные на секции, отметить их белой краской.
Маркирование. Выполнить маркирование секции или узла с лицевой и внутренней стороны белой краской. Маркировку обвести краской.
Установка наружных стенок лючины.



Контроль качества.

Таблица 4.1

Классификация и определения нормируемых местных деформаций обшивки.

Вид Определение Тип Эскиз
Бухтиноватость Отклонения обшивки от плоскостности или за­данных плазовых обводов в виде чередования гребней и впадин, возникающие в результате потери устойчивости, вы­званной остаточными укорочениями сварных соединений. I Бухтиноватость обшивки на уча­стках между на­бором   Технология изготовления бортовой секции - student2.ru
Ребристость Отклонения обшивки от плоскостности или за­данных плазовых обводов в виде впадин, возникающие в результате возникновения угловых деформаций от приварки набора. II Изгиб полотнища или набора в поперечном направлении Технология изготовления бортовой секции - student2.ru
Угловые деформации Искажение заданных чертежом или плазом углов между свариваемыми элементами набора в результате возникновения угловых сварочных деформаций. VI «Домик» в плоскости стенки набора Технология изготовления бортовой секции - student2.ru
VII «Домик» при стыках набора (из плоскости стенки набора) Технология изготовления бортовой секции - student2.ru
VIII Перекос между стенкой набора и обшивкой Технология изготовления бортовой секции - student2.ru
IX Перекос между пояском и стенкой набора Технология изготовления бортовой секции - student2.ru
Провал ребра Местные отклонения от прямолинейности или плазовых обводов в виде остаточных прогибов балок набора совместно с обшивкой V Изгиб р.ж. в основной плоскости наружной обшивки Технология изготовления бортовой секции - student2.ru

Контроль качества работ при изготовлении конструкции должен осуществляться производственными и контрольными мастерами УКП, технологической службой цеха-изготовителя, специалистами НТУ, при этом необходимо руководствоваться требованием чертежей, пунктами технологического процесса и нормативно-технической документацией.

При этом проверяется:

1) Качество деталей, поступающих на сборку;

2) Качество сборки под сварку;

3) Качество выполненных сварных швов;

4) Приемка готовой конструкции.

1. Детали, поступающие на сборку, должны быть подвергнуты внешнему осмотру. При этом проверяется:

- Наличие маркировки и клеймо ОТК, подтверждающего марку материала;

- Форма и размеры деталей,

- Угол скоса кромок, глубина разделки и размер притупления кромок,

- Качество обработки свариваемых поверхностей (отсутствие на кромках трещин, вырывов и др. дефектов),

- Чистота деталей (отсутствие ржавчины, окалины, масел, влаги и др. загрязнений).

- Наличие припусков в соответствии со схемой припусков.

2. При контроле качества сборки под сварку проверяется:

- Качество сборки деталей и узлов под сварку,

- Правильность сборки и расположение деталей в конструкции,

- Узлы разделки кромок, величины зазора между деталями,

- Чистота поверхности свариваемых кромок и мест положения швов,

- Правильность расположения, размеры и качество прихваток, гребёнок, подъёмных приспособлений, качество прихваток и швов технологических креплений.

3. Сварные соединения должны быть подвергнуты и приняты службой технического контроля предприятия.

Технический контроль сварных соединений должен включать:

а) Входной контроль,

б) Производственный контроль,

в) Операционный контроль,

г) Приемочный контроль.

Операции технического контроля по всем его видам должны быть внесены в технологический процесс изготовления конструкции согласно ОСТ5Р.1093-93.

а) Входной контроль включает контроль основных и сварочных материалов, выполняемых при выполнении контроля.

б) Производственный контроль включает:

- контроль квалификации дефектоскопистов;

- контроль подготовки инженерно-технических работников сборочно-сварочного производства;

- контроль состояния сварочного оборудования;

- контроль состояния сборочно-сварочного инструмента и оснастки.

в) Операционный контроль включает:

- контроль качества сборки под сварку;

- контроль технологии и качества выполнения сварных соединений.

г) При приёмочном контроле следует применять:

- визуальный и измерительный контроль;

- контроль радиографическим методом;

- контроль ультразвуковым методом;

- контроль методом испытания на непроницаемость и герметичность.

Неразрушающую диагностику всегда начинают с проведения визуального и измерительного контроля (ВИК). Его проводят с использование оптических систем и формированием пучков световых лучей, отражённых от поверхности изделия. При ВИКе используются: микроскопы, эндоскопы, линзы, радиусные шаблоны, измерительные щупы, угломеры и т.п.

Измерительный контроль - вторая часть ВИК. Измерением называют нахождение, значение физической величины опытным путём с помощью средств измерения.

По сравнению с другими методами неразрушающего контроля визуальный контроль легко применим и относительно недорог. Доказано, что этот метод контроля является надежным источником точной информации о соответствии сварных изделий техническим условиям.

Радиографический и ультразвуковой методы контроля следует применять как самостоятельные методы, так и в сочетании друг с другом.

Ультразвуковой метод применяют для контроля стыковых и тавровых сварных соединений листового проката с толщиной от 6 до 40 мм включительно.

Радиографическим и ультразвуковым методом следует контролировать сварные соединения, имеющие 100% провар корня шва.

Сварные соединения, подлежащие контролю непроницаемость и герметичность, должно устанавливать предприятие проектант и указывать в проектной документации.

4. Окончательно изготовленная конструкция в объёме требований чертежа проверяется на непроницаемость и герметичность.

После сварки у конструкции могут появиться ряд сварочных деформаций. Виды возможных деформаций и меры их устранения приведены в ОСТе 5.9079-80 (Таблица 4.1).

Наши рекомендации