Методика определения основных показателей систем комплексной механизации пртс-работ
В систему обслуживания (СО) ПРТС-работ всегда входят три компонента: поставщик (грузоотправитель), транспортная организация и потребитель (грузополучатель). В зависимости от обслуживаемых грузопотоков СО может быть реализована в трех вариантах: во-первых, внутри одного предприятия, если обслуживаются внутрицеховые или межцеховые перевозки; во-вторых, на перевозках грузов между различными системами (например, между предприятиями агропрома и торговыми организациями), расположенными в одном городе, которые выполняются, как правило, внешним автомобильным транспортом; в-третьих, межотраслевые, обеспечивающие межобластные перевозки и в отдаленные районы страны, которые выполняют смешанным (автомобильно-дорожным, железнодорожным и водным) транспортом.
Для объективной оценки эффективности СО ПРТС-работ необходимо было бы пользоваться комплексными показателями, которые
характеризуют эффективность обслуживания во всей системе. Таким показателем являются приведенные затраты (руб/год)
(4.28)
где ε — нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат, ε = 1 / [Т]ок; для перерабатывающих предприятий принимают ε = 0,15, а для заготовительных — 0,12; здесь [Т]ок — нормативный срок окупаемости капитальных затрат; К — капитальные (единовременные) затраты по всему комплексу, руб.; Э — ежегодные эксплуатационные затраты по всему комплексу, руб/год; при этом стоимость по договорам услуг внешних транспортных организаций определяют по прейскурантам этих организаций.
Методика определения капитальных и эксплуатационных затрат приведена ниже *.
Для сравнения вариантов, рассчитанных на обслуживание различных по величине грузопотоков, определяют удельные приведенные затраты (руб/т), относимые к единице расчетного годового грузопотока:
(4.29)
где Qг — годовой грузопоток предприятия (цеха, склада), выпускающего (или потребляющего) грузы, перемещаемые в данной СО (нетто), т/ч.
Однако такой метод может применяться только в СО внутри одного предприятия. В случае включения в систему перевозок внутри города (и области) внешним автотранспортом удельные приведенные затраты определяют раздельно у поставщика и потребителей, а затраты транспортной организации (руб/т) учитывают по официальной стоимости перевозок. Тогда
(4.30)
где аавт = a0 L; здесь а0 - стоимость перевозки тонно-километра груза, руб/ткм; а0 — определяют по тарифным ставкам; L — средняя дальность перевозок груза внешним автотранспортом, км.
При определении размера платы за перевозку груза или за пользование грузовыми автомобилями по повременному тарифу необходимо учитывать, что:
неполные полкилометра не оплачиваются, а полкилометра и более оплачиваются как целый километр;
общее время пользования грузовым автомобилем, оплачиваемое по повременным тарифам, округляется с точностью 0,5 ч; время менее 0,5 ч считается за 0,5 ч, а более 0,5 ч - за полный час; минимально оплачиваемым расстоянием является 1 км, а минимально оплачиваемым временем -2 ч;
При перевозках мелких отправок в городском и пригородном сообщениях плата за перевозку отправками массой до 0,5 т взимается за фактическую массу, но не менее чем за 0,3 т, а за перевозку грузов отправками массой свыше 0,5 т до 1,0 т взимается за фактическую массу, но не менее чем за 0,75 т.
где α — средневзвешенное значение тарифной ставки (по группам автомобилей), коп.; Gа - средневзвешенное значение расчетной грузовместимости автомобиля, т.
Если в общей системе перевозок участвуют также другие виды внешнего транспорта (железнодорожного и водного), то общие удельные приведенные затраты (руб /т) определяют по выражению
где aж.-д и авод — стоимость перевозок 1 т груза соответственно железнодорожным и водным транспортом, руб/т; аж.-д и авод зависят от дальности перевозок и определяются по тарифным ставкам.
Кроме основного показателя - удельных приведенных затрат -часто используют показатель удельных трудовых затрат, который, как правило, не противоречит основному (удельным приведенным затратам) и позволяет достаточно объективно оценить эффективность системы, особенно до тех пор, пока чисто стоимостные показатели не имеют достаточно надежной базы из-за резко изменяющихся во времени единичных стоимостей основных фондов и оборотных средств.
Удельные трудовые затраты (чел.-ч/т) определить легко, если известна численность работающих на ПРТС-работах в данной СО:
(4.31)
здесь m — число категорий работающих, выполняющих различные по характеру работы (рабочие, грузчики, водители машин, операторы и др.); ni — число рабочих в каждой группе, чел.; Фi-нормативный годовой фонд одного рабочего по категориям, ч/год; при 18-дневном отпуске Фi = 1853 ч, при 24-дневном Фi = 1810 ч; Qг - годовой грузопоток цеха, склада, предприятия, т/год (нетто).
Целесообразно определить tраздельно для категорий рабочих, занятых на ручных работах, и рабочих-механизаторов.
Капитальные затраты
В каждой подсистеме (поставщик, потребитель и транспортная организация) методика определения капитальных затрат следующая. В зависимости от того, сооружается ли комплекс вновь или осуществляют реконструкцию существующих комплексов, состав капитальных затрат будет различным. Капитальные затраты для новых комплексов (руб.)
(4.32)
Ценность территории, отводимой под застройку комплекса:
где FK— общая площадь складского комплекса, м2; Ст — ценность земли, отводимой под застройку, тыс. руб/га; значения СТ приведены в справочнике*; Кзаст — коэффициент застройки; Кзлст= 0,3...0,5.
Стоимость зданий и сооружений (Кс) можно определять по укрупненным измерителям. Для складов
где Кзд — стоимость здания (корпуса) склада, определяют по наружным размерам склада [объем (м3) равен Lc Вс Нс] и единичной стоимости 1 м3 различных складов (руб/м3):
где С — единичная стоимость неотапливаемых складов в зависимости от его полезной высоты при ширине склада 12—18 м (см. рис. 3.6).
Стоимость отапливаемых складов принимают на 15 % выше. Стоимость 1 м3 здания склада определяется нормативами строительных организаций. Стоимость стеллажей
где SЯ - стоимость одной ячейки стеллажей, руб.; R — общее количество ячеек в стеллажном складе; R = X Y Z, здесь X, Y и Z соответственно число ячеек по ширине, длине и высоте склада.
Размеры элементов нестандартизированных стеллажей определяют, рассчитывая их на прочность и жесткость. Основы расчета приведены выше.
Стоимость здания зарядных устройств Кз.v, если оно не включено в общее здание склада определяется в зависимости от количества зарядных мест, причем с увеличением количества зарядных мест единичная стоимость снижается.
Стоимость устройства дорог (руб/м)
где Sдор — стоимость 1 м пути; стоимость Sдор железнодорожного пути нормальной колеи на деревянных шпалах составляет 60...90 руб/м; стоимость внутренних автодорог шириной 7—9 м на существующей территории составляет 25 руб/м; Lдор — длина пути, м.
*Маликов О. Б., Малкович А. Р. Склады промышленных предприятий. - Л.: Машиностроение, 1989. - 668 с.
Необходимую длину путей определяют с учетом возможности выполнения маневровых работ.
Общая стоимость конвейерных галерей и эстакад
где m — число типов галерей; Si - стоимость 1 пог. м галереи, которая определяется типом галереи (наземная отапливаемая, подземная холодная или отапливаемая, высотная эстакадная) и ее конструктивными особенностями, руб/м; Li- длина галереи i-го типа, м.
Суммарная стоимость оборудования (тыс. руб.)
где m — число типов рассматриваемого оборудования в соответствии с принимаемой схемой механизации; n - число единиц оборудования данного типа; Кпр.о , Kдост о , Км — стоимости приобретения, доставки и монтажа оборудования каждой единицы оборудования, тыс. руб.
Для части номенклатуры оборудования единичные стоимости приведены в справочнике*. Однако следует учитывать изменения, происходящие со стоимостями во времени, или относить их к текущему году.
В справочнике* приведены полные стоимости единиц оборудования с учетом начислений на доставку (4 %), монтаж (16 %), хранение (1,7 %), нормативные запасные части и др. (2,6 %). Поэтому
где К — полные значения общей стоимости единицы оборудования.
Стоимость транспортной тары
*Маликов О. Б., МалковичА. Р. Склады промышленных предприятий. — Л.: Машиностроение, 1989. — 668 с
Дополнительные капитальные затраты, необходимые для увеличения количества подвижного состава в связи с уменьшением грузовместимости единицы подвижного состава по сравнению с номинальной, применительно к железнодорожному подвижному составу
При реконструкции предприятий нет необходимости определять весь объем капитальных затрат, достаточно лишь оценить изменяющиеся по вариантам составляющие капитальных вложений.
Например, при сравнении вариантов механизации приемных устройств существующего силосного склада не следует включать в общие капиталовложения строительную стоимость склада, неизменяющуюся по вариантам механизации, но которая может значительно превышать стоимость изменяющейся части.