Система допусков для цилиндрических зубчатых передач
Точностные требования к передачам устанавливают исходя из их назначения. Допуски не цилиндрически зубчатые передачи определяются стандартом ГОСТ 1643 – 81.
Этим стандартом установлено 12 степеней точности зубчатых колёс и передач: 1, 2, 3 … 12. Для степеней точности 1 и 2 и 12 допуски стандартом не предусмотрены (для перспективы).
Для каждой степени точности установлены независимые нормы допускаемых отклонений параметров, определяющих:
1) кинематическую точность колёс и передачи
2) плавность работы
3) контакт зубьев зубчатых колёс в передаче
Также ГОСТ 1643 – 81 устанавливает шесть видов сопряжений определяющих гарантированный боковой зазор.
Боковой зазорв передаче jn – это расстояние, измеренное по нормали между нерабочими профилями зубьев сопряженных колёс.
Минимальная величина бокового зазора необходима для:
1) размещения смазки
2) для компенсации температурных деформаций
3) компенсации погрешностей изготовления и монтажа передачи.
Виды сопряжений по боковому зазору: A, B, C, D, E, H.
Этим же стандартом установлены восемь видов допуска Тjn на боковой зазор:
a, b, c, d, h, x, y, z.
↑ ↑ ↑ ↑ ↑
A, B, C, D, H,E.
Обычно вид допуска назначается одноименным с видом сопряжения. Однако это соответствие допускается изменять, используя при этом виды допуска x, y, z.
Стандартом установлено 6 классов отклонений межосевого расстояния:
I, II, III, IV, V, VI.
Гарантированный боковой зазор в сопряжении обеспечивается при соблюдении классов отклонений межосевого расстояния
Н и Е – II класс III, IV, V, VI.
↑ ↑ ↑ ↑
D C B A
Это соответствие допускается изменять.
Точность изготовления зубчатых колёс и передач задаётся степенью точности, а требования к боковому зазору – видом сопряжения по нормам бокового зазора.
Условное обозначение точности цилиндрической передачи на чертеже
Пример. 8 – 7 – 6 Ва ГОСТ 1643-81,где
8 – степень точности по нормам кинематической точности,
7 – степень точности по нормам плавности,
6 – степень точности по нормам контакта зубьев,
В – вид сопряжения,
а – вид допуска на боковой зазор и соответствием между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния.
С ГОСТ 1643-81
7 – степень точности по всем трём нормам,
С – вид сопряжения при соответствии с видом допуска на боковой зазор и с классом отклонений межосевого расстояния.
Са / V – 128 ГОСТ1643-81
7 – степень точности по всем нормам,
с – вид сопряжения,
а – вид допуска на боковой зазор,
V – класс отклонений межосевого расстояния,
128 – боковой зазор расчетный.
Выбор степени точности и вида сопряжений
1. Расчетный метод – из расчета допустимых погрешностей.
2. На основе опыта эксплуатации аналогичных передач назначается точность проектируемых передач. Обязательно используют принцип комбинирования норм точности, т.е. различные степени устанавливают по трём нормам
- степень точности нормы плавности может быть на 1 или 2 степени точнее или на 1 грубее кинематической точности
- нормы контакта могут быть точнее норм плавности и на 1 грубее.
3. Табличный– на основе рекомендаций, таблиц и справочной литературы.
Пример.Выбрать степени точности и вид сопряжения по боковому зазору для зубчатого колеса, используя принцип комбинирования норм точности, если
z1 = 32; z2 = 20; Vокр. = 2м/с; m = 3мм.
Решение
1. Первой выбираем степень точности по плавности работы (в обозначении точности зубчатого колеса вторая цифра) по таблице справочника окружной скорости 2м/с соответствует – 8-я степень точности.
Окружная скорость зубчатого колеса Vокр., м/с | До 2 | Св.2 до 8 | Св.8 до 10 | Св.10 до 15 |
Степень точности по плавности |
2.Используя принцип комбинирования норм точности назначаем степень по нормам кинематической точности на 1 грубее, чем по плавности, а по контакту на 1 точнее, т.е.
9 - 8 - 7
3. Вид сопряжения по боковому зазору выбираем по таблице 13 ГОСТ 1643-81 исходя из межосевого расстояния и минимального бокового зазора.
Для прямозубых колес межосевое расстояние определяется как
aw = (Z1 + Z2) × m / 2,
где Z1, Z2– число зубьев колес передачи.
aw = (32 + 20) × 3 / 2 = 78 мм.,
jn min ≈ 0,01 ∙ m (для тихоходных передач при Vокр. до 3м/с);
jn min ≈ 0,02 ∙ m (для среднескоростных передач при Vокр. 3 / 15м/с) ;
jn min ≈ 0,03 ∙ m (для быстроходных передач Vокр. > 15 м/с).
jn min = 0,01 ∙ 3 = 0,03мм = 30мкм
Вид сопряжения определяем из условия
jn min таб. ≥ jn min
74 > 30мкм.
Ориентировочно боковой зазор можно рассчитать по зависимости
jn min = 0,01 ∙ m (для тихоходных передач, Vокр до 3м/мин);
jn min = 0.02 ∙ m (среднескоростных, Vокр от 3до 15 м/мин);
jn min = 0.03 ∙ m (высокоскоростных, Vокр свыше 15 м/мин).
Точность зубчатого колеса: 9 – 8 – 7 С ГОСТ1643-81.
4. Показатели, определяющие кинематическую точность зубчатого колеса
Все показатели для контроля зубчатых колес делятся на:
- дифференцированные
- комплексные.
Дифференцированные показатели характеризуют только отдельные погрешности изготовления зубчатых колёс. Используются для контроля зубчатых колёс 5 …8 степени точности. При этом по отдельности не используются, а используются попарно.
Комплексные– наиболее полно отражают точность колёс и применяются для контроля колёс 3 … 5 степени.