Основные схемы базирования. Задача обеспечения концентричности наружных поверхностей относительно отверстия и
Задача обеспечения концентричности наружных поверхностей относительно отверстия и перпендикулярности торцовых поверхностей к оси отверстия может быть решена обработкой:
- наружных поверхностей, отверстий и торцов за один установ;
- всех поверхностей за два установа или за две операции с базированием при окончательной обработке по наружной поверхности (обработка от вала);
- всех поверхностей за два установа или за две операции с базированием при окончательной обработке наружной поверхности по отверстию (обработка от отверстия).
При обработке за один уставов рекомендуется следующий технологический маршрут обработки втулки:
1) подрезка торца у прутка, подача прутка до упора, зацентровка торца под сверление, сверление отверстия и обтачивание наружной поверхности, растачивание или зенкерование отверстия и обтачивание наружной поверхности со снятием фасок на свободном торце, предварительное развертывание, окончательное развертывание, отрезка. Эта первая операция выполняется на токарно-револьверном станке, одношпиндельном или многошпиндельном токарном автомате;
2) снятие фасок с противоположного торца втулки на вертикально-сверлильном или токарном станке;
3) сверление смазочного отверстия;
4) нарезание смазочных канавок на специальном станке.
При обработке втулки из трубы вместо сверления производят зенкерование или растачивание отверстия, далее технологический маршрут сохраняется.
При обработке втулки с базированием по внутренней поверхности рекомендуется следующий технологический маршрут обработки втулки:
1) зенкерование отверстия втулки и снятие фаски в отверстии на вертикально-сверлильном станке (технологическая база - наружная (поверхность);
2) протягивание отверстия на горизонтально-протяжном станке со сферической самоустанавливающейся шайбой, которую применяют, потому что торец не обработан;
3) предварительное обтачивание наружной поверхности (в зависимости от точности заготовки), подрезка торцов и снятие наружных (а часто и внутренних фасок на токарно-многорезцовом полуавтомате). Базирование осуществляется по внутренней поверхности на разжимную оправку;
4) чистовое обтачивание наружной поверхности, чистовая подрезка торца.
При выборе метода базирования следует отдавать предпочтение базированию по отверстию, которое имеет ряд преимуществ:
1) при обработке на жесткой или разжимной оправке погрешность установки отсутствует или значительно меньше, чем при обработке в патроне с креплением заготовки по наружной поверхности;
2) более простое, точное и дешевое центрирующее устройство, чем патрон;
3) при использовании оправки может быть достигнута высокая степень концентрации обработки.
В качестве примера в табл. 5.2 приведен маршрут технологического процесса механической обработки втулки, изображенной на рис. 5.3.
Рис. 5.3
Таблица 5.2
Технологический маршрут механической обработки втулки
Наименование и краткое содержание операции | Операционный эскиз | |
Заготовительная (ГКМ) | ||
Токарная с ЧПУ. Выполняется на станке с ЧПУ РТ-706. Растачивание диаметров 1, 3 под шлифование, 2 начисто, подрезка торца, растачивание канавки и фасок | ||
Токарная с ЧПУ. Выполняется на станке с ЧПУ РТ-706. Обтачивание диаметров 1 (под шлифование) 2, 3, 4 начисто, подрезка торца, обтачивание канавки 1 и фасок | ||
Радиально-сверлильная. Выполняется на радиально-сверлильном станке 2Н53. Сверление отверстий Æ 7, длиной 10 мм и зенкерование отверстий Æ на длину 5 мм | ||
Термическая НRС 50-55 | ||
Внутришлифовальная. Выполняется на станке 3227. Шлифование диаметров 1, 2 и торца 3 начисто | ||
Круглошлифовальная. Выполняется на станке 3А153. Шлифование диаметра 1 и торца 2 |
Корпусные детали
Корпусные детали - это базовые детали, служащие для размещения в них сборочных единиц и отдельных деталей. Характерная особенность корпусов - наличие опорных достаточно протяженных и точных плоскостей и отверстий. Корпусные детали могут быть разделены на две основные группы: а) коробчатого типа (призматические) с плоскими поверхностями больших размеров и основными отверстиями, оси которых расположены параллельно или под углом; б) фланцевого типа с плоскостями, являющимися торцовыми поверхностями основных отверстий.
И те, и другие корпуса могут быть разъемные и неразъемные.
Рассмотрим технологический маршрут обработки кронштейна (рис. 5.4), относящегося к деталям коробчатого типа. Кронштейн установлен в машине на плоскость А. В отверстии кронштейна Æ 47Js7 находится подшипник качения, являющийся опорой для вала.
Рис. 5.4