Тематика практических занятий
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Теория и практика социокультурного проектирования»
6.030601 «Менеджмент»
Разработчик:
Ст. преподаватель кафедры менеджмента, Е.Н. Колесникова
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента
«__28_» ____08_______ 2015 г., протокол №____1_
Луганск – 2015
Цели освоения дисциплины
1.Изучить общие принципы разработки социокультурных проектов, а
также овладеть практическими навыками социально-культурного
проектирования. Дать представление об основных понятиях и категориях
проектирования социокультурных процессов, привить навыки диагностики
культурной среды; изучить опыт инновационной деятельности в сфере
культуры, освоить методы социокультурного проектирования.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла
дисциплин и содержательно взаимосвязана с дисциплинами
«Менеджмент », «Маркетинг» , «Управление проектами».
Требования к результатам освоения дисциплины.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины:
- способность непрерывно совершенствовать и повышать свой
интеллектуальный, культурный и духовно-нравственный уровень (ОК-1);
- способность к самостоятельному обучению новым методам
исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля
своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способность использовать на практике умения и навыки в
организации творческих, исследовательских и проектных работ, в
управлении коллективом (ОК-4);
- способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска,
брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);
- готовность к разработке инновационных проектов развития района, города , региона;
- способность к проектированию инновационных программ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- базовые методологические понятия, идеи, теории социокультурного
проектирования;
- основные функции социокультурного проектирования;
- условия, необходимые для социокультурного проектирования;
- специфику и особенности социокультурного проектирования;
- основные направления и виды социокультурного проектирования;
- основные функции социокультурного проектирования.
- методику социокультурного проектирования.
Уметь:
- на практике применять технологии социокультурного
проектирования;
- использовать в своей деятельности подходы в организации
социокультурного проектирования;
- использовать элементы инновационного менеджмента;
- проводить экспертизу социокультурных проектов;
- разрабатывать социокультурные проекты, анализировать их
эффективность и результативность;
- создавать собственные социокультурные проекты.
Владеть:
- методикой формирования региональных и локальных
социокультурных проектов;
- технологиями анализа социокультурного проектирования;
- навыками самостоятельной проектной деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины
Тема 1. Сущность и методология социально-культурного
проектирования. Теоретические основания социокультурного
проектирования.
Тема 2. Социокультурное проектирование в системе разработки и
реализации региональной культурной политики.
Тема 3. Структура социально-культурной проектной деятельности.
Классификации социально-культурных проектов.
Тема 4. Технологии социально-культурного проектирования. Стадии,
методы и инструментарий социально-культурного проектирования,
разработка программ и планов.
Тема 5. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и
программ.
Тема 6. Социально-культурное проектирование и особенности
внедрения инноваций в практику.
Тематический планКурс | Семестр | Раздел дисциплины, содержание | Всего | Аудиторные занятия (часов) | Самостоятельная работа студента | Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового) | ||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия | ||||||
Тема 1. Сущность и методология социально-культурногопроектирования.Теоретические основания социокультурного проектирования. | Ментальная карта в XMind тест. | |||||||
Тема 2. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики. | Контрольный тест, ментальная карта в XMind. | |||||||
Тема 3. Структура социально-культурной проектной деятельности. Классификации социально-культурных проектов. | Контрольный срез, ментальная карта в XMind | |||||||
Тема 4. Технологии социально-культурного проектирования. Стадии, Методы и инструментарий социально-культурного проектирования,разработка программ и планов. | Инд. рефераты, ментальная карта в XMind Урок-зачет. | |||||||
Тема 5. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ. | Контрольный срез, ментальная карта в XMind | |||||||
Тема 6. Социально-культурное проектирование и особенностивнедрения инноваций в практику. | Контрольный тест, ментальная карта в XMind | |||||||
- | экзамен |
Содержание дисциплины
Тема 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования. Теоретические основания социокультурного проектирования. Понятие социокультурного проектирования (сущность, объект, цели, задачи, приоритетные области). Программа и проект как результаты проектной деятельности (особенности, условия, формы осуществления). Мировоззренческие основы проектной деятельности, целевая установка и
варианты проектных стратегий. Технологические и содержательные элементы проектирования (проблематизация, целеполагание, инструментализация, развертывающаясясистема действий). Специфика целевого обоснования проекта и
формирования его содержательных разделов. Социально-культурная деятельность как объект проектирования (содержание и специфика проблемного поля культуры и социума в контексте проектирования). Содержание процессуальных аспектов культуры и задачи проектной деятельности. Предметно-результативный уровень культуры: содержание,
приоритеты и проблемы проектирования. Ценностно-нормативный срез культуры как мировоззренческая основа проектной деятельности. Направления проектной деятельности в области развития культурной инфраструктуры. Понятие «регион» в контексте проектирования. Специфика отраслевого и территориального подхода к культуре как объекту проектирования. Принципы социокультурного проектирования. Проблемно-
целевая ориентация как ведущий технологический принцип проектной деятельности.
Тема 2. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики. Теоретико-методологические основы региональной культурной политики (понятие, объект и субъект, приоритеты, цели, задачи, средства,
ресурсы, социальные механизмы, процедуры и технологии). Взаимосвязь и взаимообусловленность культурной политики и социокультурного проектирования на региональном уровне. Содержание и технология этапов разработки региональных культурных программ (информационно- аналитический или диагностический, нормативно-прогнозный, концептуальный, проектно-планирующий, исполнительско-внедренческий, контрольно-коррекционный). Структура и содержание региональной
программы поддержки и развития культуры.
Тема 3. Структура социально-культурной проектной деятельности.
Классификации социально-культурных проектов. Проблемная ситуация в социально-культурной сфере. Виды ситуаций. Типы факторов по критерию возможных целенаправленных изменений ситуации. Понятие социального картографирования как процедуры создания карт социальных явлений и процессов. Роль картографирования в
социальном проектировании. Тематика и характер карт. Проектная игра и экспертный опрос как методы социокультурного проектирования. Имитационный опрос – информационно-целевой анализ писем граждан в редакции средств массовой информации. Проблемно-ориентированные игры как метод инициативного проектирования. Подготовка проектной игры. Диагностика проектируемой локальной ситуации. Составление сценария
игры. Разработка проектных предложений. Создание механизмов реализации проектных предложений.
Тема 4. Технологии социально-культурного проектирования. Стадии, методы и инструментарий социально-культурного проектирования, разработка программ и планов.
Основные направления социально-культурного проектирования. Выделение отличий коммуникативных и научно-исследовательских технологий. Алгоритм проектирования социокультурных процессов. Этапы социокультурного проектирования. 1-й этап – предпроектный: определение вероятностного направления развития объекта социально-культурной сферы; 2-й этап – разработка проекта: содержание программно-планировочной
деятельности как формы интеграции основных направлений досуговых интересов и потребностей личности, создание реальной возможности для проявления инициативы и самодеятельности, культурно-досуговой активности людей; составление программы, направленной на реализацию поставленных целей. 3-й этап – постпроектный: создание организационно- управленческого механизма, позволяющего реализовать
запрограммированные мероприятия. Стадии, методы и инструментарий социально-культурного проектирования, разработка программ и планов.
Тема 5. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ.
Источники финансирования социокультурных проектов и программ:
1) бюджетное финансирование (федеральное, местное) культурных программ, осуществляемое на основе социально-творческого заказа конкретному исполнителю отдельных разделов программы;
2) фонды – некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и программу деятельности. Реализация собственных программ фондов путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни – организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан. Структура заявки на участие в федеральных программах; структура и технология оформления заявки на получение гранта.
Тема 6. Социально-культурное проектирование и особенности
внедрения инноваций в практику. Сущность социокультурного проектирования как целенаправленной, научно обоснованной, нацеленной на изменение существующей
социокультурной ситуации в сфере досуга. Элементы социокультурного проектирования в социокультурной сфере. Понятие «эксперимент» в социокультурном проектировании. Цели эксперимента. Роль эксперимента для социокультурного проектирования.
Тематика практических занятий
Практическое занятие 1-2. «Методика подготовки социокультурного
проекта» (проводится в форме дискуссии)
1. Что такое социокультурный проект.
2. Сущность социокультурного проектирования как целенаправленной,
научно обоснованной, нацеленной на изменение существующей
социокультурной ситуации в сфере досуга.
3. Элементы социокультурного проектирования в социокультурной
сфере.
4. Понятие «эксперимент» в социокультурном проектировании.
5. Цели эксперимента. Роль эксперимента для социокультурного
проектирования.