Тематика практических занятий

Шифр раздела, темы дисциплины Наименование раздела, темы дисциплины Наименование и содержание практического занятия (c указанием часов)
Р1 Средневековье. Литература эпохи разложения родового строя и зарождения феодализма. «Старшая Эдда» (история развития и название, анализ сюжетов и характеристика персонажей. Тема судьбы и проклятого золота, специфика героического характера, особенности поэтики)
Р2 Средневековье. Литература развитого феодализма и позднего средневековья. Героический эпос позднего средневековья. «Песнь о Роланде» (возникновение и бытование героических поэм, характеристика французского эпоса, анализ «Песни о Роланде», сопоставление с другими героическими поэмами)
Р3 Рыцарская литература средневековья. Романы о Тристане и Изольде — пример средневекового рыцарского романа (основные циклы, формирование романного жанра, анализ романа о Тристане и Изольде). Диспут-исследование: легенда о Тристане и Изольде — варианты, трактовки и авторские версии Рубежный контроль
Р4 Городская литература средневековья. -
Р5 Возрождение. Литература Возрождения. -
Р6 Национальные литературы стран Европы (13-16 вв) Поэзия средневековья и Возрождения (эволюция жанров и поэтики, Вийон, Данте, Петрарка, Шекспир). Литературный салон: поэзия средневековья и Возрождения
Творчество Данте (биография, новации в области сладостного нового стиля, сфера научных интересов, двойственность поэтики в предренессансный период)
Занятие-провокация: Роман Сервантеса «Дон Кихот» (художественный мир, истоки жанра и образов, композиция, эволюция, оценка романа) Рубежный контроль
Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (жанр, сатира, образы, композиция)
Комедии Шекспира (сущность комического, жанр, проблематика, характеры, художественная выразительность, влияние на последующую литературу). Инсценирование отрывков комедий и трагедий Шекспира: от художественного слова к пониманию авторской концепции
Трагедии Шекспира (сущность трагического, жанр, проблематика, характеры, вечные вопросы, художественная выразительность, влияние на последующую литературу). Рубежный контроль

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА: «Старшая Эдда» (история развития и название, анализ сюжетов и характеристика персонажей. Тема судьбы и проклятого золота, специфика героического характера, особенности поэтики)

План

1. История развития и название.

2. Сюжеты и персонажи (пересказ сюжетов: сотворение мира, гибель богов, истории о Торе, Одине и Локи, о Велунде и Нидуд, подвиги Сигурда в молодости, смерть Сигурда).

3. Тема судьбы и проклятого золота.

4. Специфика героического характера.

5. Особенности поэтики.

6. Влияние на последующее литературное развитие.

Задание

Прочитать текст, комментарии к нему, другую литературу.

Рекомендуемая литература

Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения/ Cост. Б.И.Пуришев. - М., 1959 - Т. 1-2.

История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Учебник для филол.спец. вузов/М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др. - М., 1987.

Беовульф.Эдда. Песнь о Нибелунгах. Вст. ст. А.Гуревича. - М., 1975.

Гуревич А. Эдда и сага. - М., 1979.

www.norse.ulver.com/

ТЕМА: Героический эпос позднего средневековья. «Песнь о Роланде» (возникновение и бытование героических поэм, характеристика французского эпоса, анализ «Песни о Роланде», сопоставление с другими героическими поэмами)

План

  1. Возникновение героических поэм. Их бытование в устной традиции (творчество жонглеров, шпильманов, хугларов).
  2. Героический эпос Франции, его основная тематика.
  3. "Песнь о Роланде". История создания поэмы. Авторская позиция.
    а) историческая основа эпоса и ее трансформация в поэме;
    б) образы поэмы: Роланд, Оливье, Ганелон, Карл, Турпин (найдите в тексте описание облика персонажей, сопоставьте образы Роланда и Оливье);
    в) художественные особенности поэмы (композиция (параллелизм событий, эпические повторы), язык, художественные приемы, основная роль гиперболизации);
  4. Характеристика испанского героического эпоса ("Песнь о Сиде") в сопоставлении с "Песней о Роланде".
  5. Характеристика немецкого эпоса ("Поэма о Нибелунгах") в сопоставлении с "Песней о Роланде".
    Литература
    1. Западноевропейский эпос. Л., 1977.
    2. Волкова Э. Эпос Франции. М., 1984.
    3. Жирмунский В. Народный героический эпос. М., 1962.
    4. Михайлов А.А. Французский героический эпос: Вопросы поэтики и стилистики. М., 1995.
    5. Михальчи Д. Послесловие, комментарии // Песнь о Роланде. М., 1968.
    6. Смирнов А. Кто был автором "Песни о Роланде" // Смирнов А. Из истории западноевропейской литературы. М.-Л., 1965.
    7. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. М., 1976 (БВЛ, Т.10).

ТЕМА: Романы о Тристане и Изольде — пример средневекового рыцарского романа (основные циклы, формирование романного жанра, анализ романа о Тристане и Изольде). Диспут-исследование: легенда о Тристане и Изольде — варианты, трактовки и авторские версии

Рубежный контроль
План
1. История рыцарского романа (основные циклы рыцарских романов).
2. Формирование романного жанра в средневековой литературе (проблема взаимодействия жанров, традиции эпоса и волшебной сказки).
3. Французский рыцарский роман "Тристан и Изольда":
а) композиция романа; особенности сюжетной организации;
б) концепция героя (проблема одногеройности рыцарского романа);
в) поэтика рыцарского романа (вневременность и пространственная нелокализованность; использование фольклора, фантастики, элементов куртуазии);
г) авторская позиция в рыцарском романе;
д) психологизм романа: раскрытие парадоксальной логики любви и человеческих взаимоотношений.
4. Рубежный контроль. Терминологический диктант.
Литература
1. Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976.
2. Мэлори Т. Смерть Артура. В 3-х книгах. М., 1991.
3. Средневековый роман и повесть. М., 1974.
4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
5. Мелетинский Е. Средневековый роман. М., 1983.
6. Мелетинский Е. Поэтика мифа. М., 1976.
7. Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде //Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976. –С.623-697.
8. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра средневековой литературы. М., 1976.
9. Тодоров Ц. Поиск повествования: Грааль //Литература русского за-рубежья. Часть 4. Тюмень, 1998. С.77-99.
10. Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. СПб., 1901, 1997. - С.25-33.
11. Трифонова Л.Л. "Жизнеописание трубадуров" как источник правил средневекового этикета /Л.Л.Трифонова //Вестн. Амурского гос. ун-та. - 2003. - №20. - С.79-82.

ТЕМА: Литературный салон: поэзия средневековья и Возрождения (эволюция жанров и поэтики, Вийон, Данте, Петрарка, Шекспир).

Задание

Разбиться на четыре подгруппы, подготовить выразительное чтение стихов предложенных авторов и сообщения на темы:

1. Поэтическая манера Франсуа Вийона (тематика, проблематика, излюбленные образы, мотивы, основной пафос).

2. «Сладостный новый стиль» Данте: понятие «дольче стил нова» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти), структура сборника «Новая жизнь», образы лирического героя и его возлюбленной, своеобразие женского образа: двойственность образа Беатриче; дамы-ширмы, новаторство Данте.

3. Любовная лирика Петрарки: жанры, «Канцоньере», образ женщины, воплощение художественного времени.

4. Сонеты Шекспира: образная система, обогащение жанра сонета, новаторство в разработке образов лирического героя и возлюбленной.

ТЕМА: Творчество Данте (биография, новации в области сладостного нового стиля, сфера научных интересов, двойственность поэтики в предренессансный период)

План

1. Биография Данте.

2. Сфера научных интересов Данте (тематика его философских трактатов «Пир», «Об итальянском языке», «О монархии»).

3. «Божественная комедия» - проявление двойственности поэтики на пересечении двух эпох:

а) цель комедии, философская основа, форма загробного повествования;

б) структура поэмы;

в) образная система;

г) символика, аллегоризм, др. художественные средства;

д) вывод о чертах нового мировоззрения Данте, проявившихся в «Божественной комедии».
Литература

1. Абрамсон И. От Данте к Альберти. М., 1979.

2. Алексеев М.П. Первое знакомство с Данте в России //От классицизма к романтизму. Л., 1960.

3. Баткин Л. Данте и его время. М., 1965.

4. Голенищев-Кутузов И. Данте. М., 1967.

5. Дживелегов А. Данте Алигьери: Жизнь и творчество. М., 1946.

6. Доброхотов А. Данте Алигьери. М., 1990.

7. Лотман Ю.М. Символические пространства. Путешествие Улисса в "Божественной комедии" Данте //Лотман Ю.М. Среди мыслящих миров. М., 1996. С.249-264.

8. Стам С.М. Читая "Божественную комедию" Данте /С.М.Стам //Средневековый город. - Саратов, 2001. - Вып. 14. - С.133-153

ТЕМА: Занятие-провокация: Роман Сервантеса «Дон Кихот» (художественный мир, истоки жанра и образов, композиция, эволюция, оценка романа). Рубежный контроль

План

  1. История жизни Сервантеса. Создание романа.

2. Художественный мир романа:

а) жанровое своеобразие;

б) структура романа (соотношение книги и жизни);

в) действительность и инсценировка событий в романе, их театрализация (розыгрыш, мистификация);

г) роль вставных новелл и знаменитых речей Дон Кихота о "Золотом веке".

  1. Истоки образа Дон Кихота.Концепция героя в романе: две сферы бытия – сфера безумия и сфера мудрости(докажите текстом).
  2. Сопоставление Дон Кихота и Санчо Пансы.

а) языковая стихия (пословицы, романсы);

б) диалоги Дон Кихота и Санчо Пансы.

  1. Эволюция образов.
  2. Пародия, гротеск, ирония, юмор в романе.
  3. Дон Кихот и "донкихотство": понятие о "донкихотовской ситуации" и "вечном образе" в мировой литературе.Оценка романа в критике.

Литература

1. Сервантес М. Дон Кихот. - М., 1988.

2. Державин К. Сервантес: Жизнь и творчество. - М., 1958.

3. Пинский Л.Е. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация //Магистральный сюжет. - М., 1989.

4. Пискунова С.И. "Дон Кихот" Сервантеса и жанры испанской прозы XVI –XVII веков. М.: Изд-во МГУ, 1998.

5. Степанов Г. Дон Кихот: Персонаж и личность //Сервантовские чтения. - Л., 1985.

6. Шкловский В. Медный меч или заключительная глава о "Дон Кихоте" //Шкловский В. О теории прозы. - М., 1981.

7. Штейн А. На вершинах мировой литературы. - М., 1988.

8. Светлакова О.А. "Дон Кихот" Сервантеса: Проблемы поэтики. - СПб., 1996.

9. Светлакова О.А. В.В.Набоков о "Дон Кихоте" //Вестн. Моск. ун-та. Сер.9, Филология. - 1998. - №3. - С.40-47.

ТЕМА: Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (жанр, сатира, образы, композиция).

План:

1. Проблематика романа.

2. Способы выражения сатиры (на церковников, например, - утопия, шутка, аллегория и т. д.; на войну, феодальный суд, систему воспитания и т. д.). Докажите текстом.

3. Охарактеризуйте композиционный замысел романа (о чем повествует каждая книга, связь между ними, смысл финала).

4. Средства комического (привести примеры).

5. Образная система. Воплощенный портрет идеального правителя. Образы Пантагрюэля и его окружения.

6. Сделайте вывод о сущности философии пантагрюэлизма.

Задание.

Самостоятельно подберите литературу по изучаемой теме. Составленную библиографию сдать.

ТЕМА: Комедии Шекспира (сущность комического, жанр, проблематика, характеры, художественная выразительность, влияние на последующую литературу). Инсценирование отрывков комедий и трагедий Шекспира: от художественного слова к пониманию авторской концепции

План

1. Жанровое своеобразие комедий.

2. Проблематика комедий разных этапов творчества Шекспира.

3. Художественная выразительность образов. На примере любой выбранной комедии раскройте проблему.

4. Сущность комического у Шекспира.

Литература

Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1967–1960.

Шекспир У. Комедии: Пьесы / Пер. с англ. М. Зенкевича, М. Донского, П. Мелковой, Т. Щепкиной-Куперник. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Шекспир У. Комедии и трагедии / Пер. с англ. О. Сороки. М.: Аграф, 2001.

Бартошевич А.В. Народно-гуманистические основы комедии Шекспира: Дис… канд. искусствоведения. М., 1965.

Пинский Л.Е. Шекспир: Начала драматургии. М., 1971.

Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989 (раздел: «Комедии Шекспира» — с.49–125).

Луков Вл.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней / 5-е изд. М., 2008.

ТЕМА: Трагедии Шекспира (сущность трагического, жанр, проблематика, характеры, вечные вопросы, художественная выразительность, влияние на последующую литературу). Рубежный контроль.

План

1. Жанровое своеобразие трагедий. Трагедии разных этапов творчества Шекспира.

2. Проблематика трагедий, характер трагического конфликта.

3. Трагедия «Гамлет»:

· конфликт, его развитие и разрешение,

· особенности композиции (параллелизм и удвоение), система образов в трагедии,

· сущность характера Гамлета (гений, гуманист, идеальный рыцарь, ничтожество),

· монолог «Быть или не быть» как определенный этап развития героя,

· беседа Гамлета с актерами: принципы шекспировского театра.

4. Человек и общество в трагедиях Шекспира.

5. Самоопределение героя в трагической ситуации.

6. Художественная выразительность образов. Способы обрисовки характеров. На примере любой трагедии.

7. Сущность трагического у Шекспира (понятие трагического изменения характера).

8. Влияние на последующее литературное развитие.

Задание

Прочитать тексты, комментарии к ним, другую литературу.

Литература

Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения/ Cост. Б.И.Пуришев. - М., 1959 - Т. 1-2.

История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. Учебник для филол.спец. вузов/М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др. - М., 1987.

Аникст А. Шекспир: Ремесло драматурга. М., 1974.

Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986.

Шведов Ю. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975.

http://www.durov.com/literature3/chirkov-77.htm

http://www.durov.com/literature3/admoni-77.htm

любые другие источники

Наши рекомендации