Образовательный проект как средство управления школой
РАЗРАБОТКА, ВНЕДРЕНИЕ И АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
Образовательный проект как средство управления школой
План
1. Проектирование в образовании.
2. Структура и содержание проектов различных видов.
3. Гранты – средство финансирования проектов.
1. Во второй половине XX века некоторые передовые ученые. Руководители образовательных учреждений не стали мириться с тем, что школы были однотипными и не были ориентированы на каждого ученика. Они стремились создать свои школы, в которых могли быть реализованы идеи гуманизма, демократизма и принципы. Которые учитывали физиологические, психологические особенности детей, современные дидактические разработки и т.д. Так появились авторские школы.
В 90-е годы ХХ века реформирование образования привело к появлению разных видов и типов школ. Это были не только лицеи и гимназии, но и школы, которые на основании дифференциации учащихся и возможностей учебного заведения выбрали то или иное направление развития: экологическое, гуманитарное, естественно-математическое и т.д.
Для создания таких школ стали использоваться проекты. Сегодня каждая школа выбирает свое направление. Разрабатываются проекты специалистами, разработчиками, (учеными), во многих школах введена должность заместителя директора школы по научной работе. Однако, выполняют проект все работники школы. Поэтому считается, что выполнять проект лучше будет тот работник, который сам участвовал в разработке проекта. Руководители школ стремятся вовлечь большее количество учителей в разработку проекта.
Как же разработать проект школы? Каждый ли может это сделать? На эти и многие вопросы мы ответим далее.
О. Проект – это совокупность документов, тестов, выражающих план, замысел для создания реального объекта, системы деятельности и пр.
О. Проектировать – это значит создавать проект.
В образовании полагают, что проектирование – это придумывание, изобретение, моделирование ( создание на бумаге, в мыслях и т.д.). Близко к этому стоит планирование, составление проектов уроков в виде поурочных планов.
Проектирование в образовании – это не только формулирование целей, содержания, методов, форм, способов организации, но и условий реализации, т.е. расчет времени, финансов, всех ресурсов.
Принципы проектирования.
Принцип инновационности. Взаимосвязь целей, содержания, методов, форм должна работать на развитие образования, которое возможно при изобретении новшеств.
Принцип целенаправленности. Цель – это конечный результат. Она показывает то, к чему стремятся люди, разрабатывающие проекты. Соблюдение принципа предотвращает такую ошибку как несоответствие целей и конечного результата.
Принцип системности. В проекте должна быть представлена логичная структура, удовлетворяющая требованиям полноты и обязательной взаимосвязи всех его компонентам.
Принцип преемственности. Он отражает в проектах диалектическую взаимосвязь норм, правил, стандартов (без которых не может функционировать школа) и новшеств, которые создают новые нормы, стандарты, традиции (без которых невозможно развитие школы).
Принцип научности. Он предполагает обоснованность каждой инновационной идеи научными концепциями, теоретическими положениями.
Принцип технологичности. Любые новые идеи должны быть технологизированы, т.е. их реализация представлена в виде этапов, алгоритмов, процедур, системы мер, методик.
Принцип конкретности. Цель, задачи должны быть сформулированы на столько конкретно, чтобы их достижение можно было определить (измерить количественно), чтобы понятны были все необходимые критерии (показатели, характеристики, признаки), по которым определяется соответствие цели и результата.
Принцип оптимальности. Проект должен быть наилучшим из нескольких возможных вариантов, с точки зрения заданных критериев и конкретных возможностей.
Принцип участия в разработке всех субъектов, которые будут его выполнять.
На сколько важны данные принципы можно судить по тому, что может случиться, если при проектировании будет не соблюден хотя бы один из них.
Требования к проектами развития. Они вытекают из принципов.
1) наличие инновационной идеи. Это требование часто не выполняется. При изучении добротных проектов бывает трудно найти то предлагаемое новшество, за счет которого должно осуществиться развитие. Признаком наличия инновационной идеи в проекте является неаксиоматичность гипотезы эксперимента, которая всегда в той или иной мере лежит в сути инновационных преобразований.
В проекте развития может содержаться и ретровведение. Идея, технология, возникшая давно, но для данной школы она является новой. Иными словами, речь идет не о научной актуальности и научной новизне, а о практической актуальности конкретной идеи для данной школы.
Обоснование актуальности. Оно вытекает из анализа противоречий между желаемыми и имеющимися результатами или теми характеристиками личности, которые не удовлетворяют учителей, родителей, самих школьников.
Полнота состава проекта. Проект развития должен содержать все необходимые и достаточные компоненты: информацию об объекте развития, анализ проблем, концепцию преобразования объекта, включающую главную ее часть – гипотезу, ценностные и целевые установки, перечень мероприятий по реализации проекта, характеристику управляющей системы, критерии эффективности и т.д.
Целостность структуры и содержания. Целостность предполагает бузупречную разветвленную логическую взаимосвязь всех частей проекта развития, когда одно вытекает из другого и является предпосылкой следующего раздела.
Реалистичность проекта. Все идеи проекта должны быть четко изложены, подкреплены наличием всех необходимых ресурсов (интеллектуальных, научно-методических, кадровых, материально-технических, финансовых и т.д.)
Контролируемость. В проекте должны быть четко показаны механизмы обратной связи на каждом этапе реализации проекта. Необходимо четко определить промежуточные цели, конечный результат и проверку.
Рассказать о том, как осуществлялось проектирование студентами.
2. Структура и содержание проектов различных видов.
Существует множество видов проектов. М.М.Поташник критерием отбора проектов считает следующий: доминирующие виды проектов развития образовательных систем, сложившихся в России к 2005 году. Он выделяет следующие виды проектов: программа развития, образовательная программа учреждения, программа эксперимента, инновационный проект, исследовательский проект, образовательные проекты социально-гражданских инициатив.
Специалист по проектированию М.В.Левит считает, что любой образовательный проект должен состоять из следующих частей:
1. Обоснование актуальности проекта.
2. Краткая характеристика проблем проекта, его стратегической цели, объекта, предмета в рамках проекта эксперимента.
3. Постулирование исходных теоретических положений проекта.
4. Заявление проектной гипотезы (основного содержания проекта).
5. Характеристика методов и средств проекта.
6. Обоснование этапов и сроков осуществления проекта.
7. Обоснование бюджета проекта и каждого из его этапов.
8. План реализации проекта.
Рассмотрим структуру и содержание программы развития общеобразовательного учреждения.
-информационная справка о школе. Она представляет исходное состояние школы, которая нуждается в развитии (Содержит сведения начиная от количества учащихся, учителей (по полу, социальному положению), характеристика социума, краткие итоги года и т.д.
- проблемный анализ состояния школы.
Выявляются результаты учебно-воспитательного процесса, которые не удовлетворяют. Затем формулируются результаты, которых необходимо достичь. По разнице желаемых и имеющихся результатов формулируются проблемы результатов. Ранжируются проблемы по значимости.
- концепция новой школы.
Концепция начинается с перечня инновационных идей. За счет реализации которых предлагается ликвидировать выявленные в анализе проблемы и развить образовательное заведение.
Все новшества, составляющие концепцию, распределяются между компонетами двух частей (в сравнении «было» - «предлагается»).
I часть. Характеристика нового управляемого объекта:
1. Структура нового (модернизированного) образовательного учреждения по ступеням образования (в две колонки «было» - «предлагается») и так во всех пунктах.
2. Учебный план.
3. Новые учебные программы
4. Технологии, методики и механизмы, способы обучения и воспитания, развития личности с помощью которых будет реализовано новое содержание образования.
5. Характеристика нового содержания образования, структуры, организации внеурочной. Внеклассной, внешкольной воспитательной работы.
II часть. Характеристика управляющей системы новой школы.
1. Новая (или обновленная) организационная структура управляющей системы в виде графической модели, где показаны ее уровни, звенья, названы все субъекты управления и на сколько это возможно показаны связи между ними).
2. Новый (обновленный) функционал всех индивидуальных и коллективных объектов управления.
3. новые (если они есть) механизмы управления (что нового вводится в планировании, организации, контроле, новые методы управления)
4. Новые механизмы (формы, способы, средства) получения обратной информации.
- стратегия перехода – определение этапов перехода от прежней школы (состояния) к новой. Необходимо установить число этапов, их продолжительность. Распределение всех задуманных концепций инноваций по годам.
- формулирование целей первого этапа:
Цель на любом этапе должна удовлетворять требованиям:
1) конечный результата должен быть сформулирован на столько конкретно, чтобы был ясен механизм сравнения полученного результата с желаемым;
2) определено конечное время достижения цели.
- План действий
План действий представляет матрицу, в которой даются конкретные ответы на шесть вопросов: Что (делать)? Как? Когда? Где? Кто? Сколько средств?
План действий строится не на всю программу в целом, а только на предстоящий год в точном соответствии с временными этапами и задачами. Сформулированными в предыдущем разделе.
Образовательная программа учреждения.
Этот документ, проект состоит из 2-х частей: программы функционирования и программы развития. Именно так и нужно составлять проект. Нельзя смешивать в одном документе пути, технологии, методы и мероприятия, касающиеся разных программ.
Если готовится образовательная программа, то в ней целесообразно выделять развитие в отдельный раздел «Инновационная деятельность школы». Это делается для упрощения работы экспертной комиссии. Если школа участвует в конкурсе, то она награждается за инновационную деятельность. И деньги выделяются на осуществление нововведения. Школа на функционирование получает государственные, бюджетные деньги. И последнее, структура инновационного блока образовательной программы будет такой же как и у программы развития.
Программа эксперимента.
Существует много определений эксперимента. Мы хотим обратить внимание на наиболее важные стороны этого явления. Во первых, отметим, что это метод исследования; во-вторых, он направлен на проверку созданной теории на практике. Если речь идет о педагогическом эксперименте, то он направлен на выявление того, как педагогическая инновация влияет на обучение и воспитание школьников.
Заметим, что такая программа является одним из самых распространенных видов проектов, связанных с экспериментами локального характера. Наиболее масштабные эксперименты лежат в основе кандидатских диссертационных исследований. В курсовых работах студентов так же реализуется эксперимент.
Цель всякого эксперимента – создание нового. Поэтому любая творческая работа предполагает творчество. В связи с этим эксперименты, как и инновации бывают модифицированные, совершенствующие и радикальные. Покажем структуру программы эксперимента.
1. Обоснование актуальности проблемы.
2. Формулирование темы.
3. Объект исследования.
4. Предмет исследования.
5. Формулирование цели эксперимента.
6. Определение задач эксперимента.
7. Гипотеза исследования.
8. Прогнозирование положительных результатов и возможных негативных последствий.
9. Разработка и выбор конкретных методик и методов исследования.
10. Сроки эксперимента.
11. Этапы эксперимента.
12. определение резервного времени.
13. База эксперимента.
14. Работа с участниками эксперимента.
15. Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента.
16. Оценка результатов эксперимента.
Провести анализ курсовых работ, диссертационных исследований. Заметим, что программа эксперимента в большей мере. Чем другие виды проектирования подходят для разработки новшества отдельными учителями.
Инновационный проект.
Инновационным проектом принято называть проект, идея которого возникла не на основании анализа работы конкретного образовательного учреждения, а в результате творческой дискуссии, мозгового штурма, рефлексивно-ролевой игры по какой-то проблеме. Эта идея вызвала интерес у членов проектной группы и они, готовя проект развития, повышали степень актуальности этой идеи для учебного заведения.
Инновационными проектами называются проекты, которые имеют высокую социальную степень для всех образовательных систем в нашем обществе. При этом создается принципиально новый объект. Поташник приводит примеры таких инновационных проектов:
«Освоение ценностного подхода в содержании современного образования»,
«Освоение не только здоровьесберегающих, но и здоровьеразвивающих технологий обучения в школе»,
«Предупреждение экстремизма, интолерантности, ксенофобии в сознании и поведении детей»,
«Разработка методов, средств, способов организации самообразования, самовоспитания, самостроительства личности ребенка с 1-го по 11-й классы»
«Формирование у педагогов и учащихся ключевых для жизни человека социально ценных компетенций»,
«Противодействие ошибочным инициативам органов образования, приводящим к неизбежным негативным последствиям в развитии детей и школы» и др..
Большая часть нововведений, положенных в основу подготовки проектов развития относится к категории ретровведений, т.е. новшеств известных, описанных в литературе, но обладающих новизной для конкретной школы. Реже встречаются новшества комбинаторного типа, когда инновация расчленяется на части за счет новой комбинации частей между собой.
Радикальные нововведения в инновационных проектах встречаются еще реже. Их введение требует больших ресурсов.
Примером таких нововведений может служить отход от классно-урочной системы. Речь идет о дифференцированном подходе к детям в процессе обучения. Предлагается ликвидировать классные коллективы в одной параллели и вести обучение по собственному выбору детей по трем программам: А – углубленное изучение предмета; В – обычная программа; С – облегченная программа (но не ниже нижней планки государственного образовательного стандарта). В расписании стоят такие предметы как математика, химия, биология. Ребенок желает изучать математику по программе А; химию – В; биологию – С.
Или еще вариант: до 12 часов дня дети изучают по всем предметам обязательный минимум, а после обеда расходятся в группы, где все предметы изучаются с разной степенью глубины (по выбору самих детей).
К инновационным технологиям радикального типа относятся проекты, связанные с разработкой и освоением новых информационных и коммуникационных технологий. Так в Челябинском государственном педагогическом университете разрабатываются проекты, в которых компьютер рассматривается не как средство в педагогических технологиях, а как прообраз искусственного интеллекта, который способен решать педагогические задачи. На основании базы знаний об учениках, учителях, содержании образования и др. компьютер по запросу учителя готов сообщить оптимальное решение поставленной задачи.
Структура инновационного проекта может быть любой из выше перечисленных структур. Иногда спонсоры выдвигают дополнительные требования к содержанию.
Описание научно-практического задела. Авторам проекта необходимо описать:
1) научно-методические ресурсы (обзор и анализ литературы, наличие зарубежного опыта. Мнения экспертов.
2) кадровое обеспечение (достаточна ли квалификация педагогов, имеются ли научные консультанты и т.д.)
3) материальные аспекты (достаточна ли компьютерная база, программно-методическое обеспечение, наличие инвентаря, мебели и т.д.)
4) финансовые (в полной ли степени представляются бюджетные средства для функционирования школы).
5) жизнеспособность проекта (на сколько спроектированное новшество будет актуальным в средне и дальнесрочной перспективе).
Исследовательский проект.
Его отличие от других проектов развития состоит в том, что он направлен на выявление взаимосвязи между факторами, объектами (наприм. Снижения успеваемости); выяснение причин, определение соотношения и т.д.
Ведущим методом исследовательского проекта является эксперимент. Отметим длительность исследовательского проекта. Он предполагает мониторинг показателей процесса, результатов.
В качестве структуры исследовательского проекта чаще всего используют структуру программы эксперимента с той разницей, что в цели, задачах, результатах подчеркивается, что речь идет не столько о создании технологичического продукта, сколько об анализе, выявлении зависимостей, причин, влияющих факторов.
Проект носит прогностический характер. Приведем пример. Одна из актуальных проблем современности формирование толерантного сознания учащихся с целью профилактики и предупреждения проявлений экстремизма, национальной. Расовой, религиозной нетерпимости, агрессивности в поведении учащихся школ, ПТУ, средних специальных заведений. В Санкт-Петербурге в 2004 скинхеды убили таджикускую девочку, в 2005 году в Туле убили студентов медакадемии из Африки. В 2006 году события в Кандапоге. Это только незначительная часть преступлений. Попытки создания более или менее эффективную модель воспитательных мер не увенчались успехом. Поэтому сверх актуальными являются проекты «Выявление причин проявления экстремизма, интолерантности, ксенофобии в сознании и поведении детей в начале ХХI века».
Образовательные проекты социально-гражданских инициатив.
Для того, чтобы получить первое впечатление о таких проектах приведем примеры названий. Это «Детям Беслана», «Зеленая ель», «Охрана и и восстановление водных ресурсов», «Чистый двор», «Твой дом» и т.д.
Каких-то объемных, структурированных планов они не требуют. В проекте указывается: тема, цель, участники деятельности, финансирование. Деньги, как правило, расходуются на приобретение бумаги. Оборудования, фотоработы и т.д.
Проекты развития в виде социально-гражданских инициатив тем и хороши, что доступны для любой школы на любом этапе ее функционирования.