Структура раздела РП | Компоненты целевого раздела (Что требуется?) | Характеристика целевого раздела, самостоятельно разрабатываемой модуля РП (формируем) |
| | |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
Обязательная часть включает то содержание, которое с точки зрения целевых ориентиров ФГОС ДО является обязательным для всех дошкольников. |
1.1. Пояснительная записка | 1.1.1. Цели и задачи реализации образовательной области (обязательная часть) На основе ПООП, с учетом которой будет разрабатываться модуль. Где взять? Смотри: п. 1.6 и п. 2.4 ФГОС ДО, и/или ПООП. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
1.1.2. Принципы и подходы Где взять? Смотри: ФГОС ДО п. 1.4 и/или ПООП. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
1.1.3. Психолого-педагогические условия; - сущность научных взглядов на развитие детей раннего или дошкольного возраста, используемых в качестве обоснования для формирования и реализации образовательной области; Где взять? Смотри: ФГОС ДО ФГОС ДО (п. 3.2.5). | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
1.1.4. Значимые характеристики: | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
- характеристика особенностей развития социально-коммуникативной сферы детей (результаты педагогической диагностики предыдущего возрастного этапа) - особенности выявленных трудностей освоении содержания образовательной области, развитии детей (дети – одаренные, с ОВЗ, с особыми образовательными потребностями) |
1.2. Планируемые результаты | 1.1.5. Планируемые результаты освоения детьми содержания образовательной области Где взять? Смотри ПООП | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
Участники образовательных отношений имеют право на разработку части программы, соответствующей потребностям, мотивам, интересам детей, членов их семей, обусловленных особенностями индивидуального развития дошкольников, спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, сложившимися традициями, а также возможности педагогического коллектива. Часть, формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%), может быть выстроена с учетом парциальных программ для всех, а также для определенных групп воспитанников, может углублять и расширять содержание, конкретизировать некоторые вопросы для определенных групп дошкольников, имеющих особые потребности, например, это могут быть парциальные программы детей-мигрантов, нуждающихся в адаптации в иноязычной среде. Данную часть любого модуля РП, разрабатываемую совместно с участниками образовательных отношений, рекомендуется формировать после проведения анкетного опроса, бесед, консультаций с членами семей воспитанников, педагогами. Вполне возможно, что родители также могут стать авторами образовательных инициатив, которые будут использованы в собственных парциальных программах. |
1.1. Пояснительная записка | 1.2.1. Цели и задачи реализации образовательной области (части, формируемой участниками образовательных отношений) Где взять? Смотри: Парциальные программы «……», в том числе парциальную программу «Мы живем на Урале». | Ранний возраст Дошкольный возраст |
1.2.2. Принципы и подходы Где взять? Смотри: парциальные программы «……» | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
1.2.3. Значимые характеристики: | |
- наличие особых условий, например: - наличие приоритетного(ых) направления(ий) деятельности ДОО, особенности, условия его(их) обеспечения по образовательной области; - национально-культурные и этнокультурные особенности; - инновационные проекты, реализуемые в группе по образовательной области. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
1.2. Планируемые результаты | 1.2.4. Планируемые результаты освоения парциальных программ Где взять? Смотри: выбранные участниками образовательных отношений парциальные программы «……» | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
Структура раздела РП | Компоненты содержательного раздела (Что требуется?) | Характеристика содержательного раздела, самостоятельно разрабатываемой модуля РП (формируем) |
| | |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
2.1. Описание образовательной деятельности модуля | Содержание образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами образовательной области. В каждой образовательной области определены направления ее реализации, в разных ПООП они представлены по разному: как смысловые блоки, сквозные механизмы развития ребенка по реализации поставленных задач. Каждой образовательной области соответствует определенный вид образовательной деятельности. Где взять? Смотри: ПООП. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
2.2. Формы, способы, методы и средства | - формы реализации содержания; - методы реализации; - средства реализации; - способы реализации. Где взять? Смотри ПООП, научно-методологические статьи в периодической печати (не публицистический материал), методики. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | - описание видов деятельности - описание реализуемых культурных практик; поддерживаемой педагогами, ведущей для развития дошкольников самостоятельной деятельности детей (чему и как учатся дети). Под культурной практикой в образовании понимаются: - «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающиеся пространства организации собственного действия и опыта; - поиск и апробацию (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения самых разнообразных познавательных и прагматических потребностей; - стихийное автономное приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми (работа в различных командах и общественных структурах) – взрослыми, сверстниками и младшими детьми; - приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали и т.д.». Комплексный интегративный характер культурных практик: - освоение социокультурных норм и образцов деятельности; - получение опыта работы и суммирование личных результатов и достижений; - приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества. Где взять? Смотри ПООП, дайджест «Культурные практики детей дошкольного возраста». | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы | поддержка детской инициативы Где взять? Смотри: проекты ПООП. Дайджест «Поддержка детской инициативы детей дошкольного возраста». | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
2.5. Современные образовательные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста | Осуществить выбор технологий реализации задач образовательной области на основе анализа накопленного опыта педагогической деятельности, имеющегося в практике. Сущность образовательных технологий, алгоритм реализации. Где взять? Смотри: ПООП, Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н.С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
2.6. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников | Цели, задачи, принципы, направления взаимодействия с родителями Где взять? Смотри: ФГОС ДО п. 1.4; 1.6; 1.7; 3.1; 3.2.1; 3.2.5; 3.2.6; 3.2.8.; ПООП. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
2.1. Описание образовательной деятельности модуля | Содержание образовательной деятельности в соответствии с парциальными программами Где взять? Смотри: парциальные программы «……» | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства | - описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации парциальных программ Где взять? Смотри: парциальные программы «……» | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | - описание видов деятельности и/или культурных практик, поддерживаемой педагогами, ведущей для развития дошкольников самостоятельной деятельности детей (чему и как учатся дети). Где взять? Смотри: парциальные программы «……» | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы | - поддержка детской инициативы Где взять? Смотри: проекты, парциальные программы. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
2.5. Современные образовательные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста | Образовательные технологии реализации парциальных программ. Сущность образовательных технологий, алгоритм реализации. Активное применение современных технологий ИКТ, LEGO-конструирования, интерактивных средств в образовательном процессе ДОО (например, интерактивный стол, интерактивный пол и др.); Где взять? Смотри: Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н.С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | - способы и направления взаимодействия с родителями по реализации парциальных программ | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
Структура раздела РП | Компоненты целевого раздела (Что требуется?) | Характеристика целевого раздела, самостоятельно разрабатываемой модуля РП (формируем) |
| | |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
3.1. Материально-техническое обеспечение | Материально-техническое обеспечение образовательной области. Определяется с учетом рекомендаций ПООП, условий ДОО. - наименование оборудованных помещений для проведения образовательной деятельности: оборудованные групповые блоки, кабинеты, которые предполагается использовать при осуществлении образовательной деятельности; - характеристика имеющихся электронных информационных ресурсов (электронные базы данных, электронные программные средства, электронные библиотеки, медиатеки, сайт, портал и т.п.) - характеристика совокупности информационных технологий (рабочие места, оборудованные компьютером (с указанием количества), лицензионное программное обеспечение (операционная система, программы, приложения), браузеры, средства защиты информации, другое) - наличие технологических средств (web-камера, микрофон, динамик, наушники, принтер, сканер, мультимедийный проектор с экраном, электронная доска, интерактивный пол, стол, другое оборудование, устройства для накопления и хранения информации (с указанием количества) | |
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | Указываются: Образовательная область: наименование ПООП, методических пособий, учебно-наглядных пособий к ней (автор, название, год издания учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов). Характеристика имеющихся электронных образовательных ресурсов (электронные учебные, учебно-методические пособия, электронные энциклопедии и справочники, электронные тренажеры, образовательные сайты, образовательные порталы, другое). | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
3.3. Распорядок и режим дня | - Планирование должно рассматриваться как нахождение разумного баланса между НОД, организованными взрослыми и занятиями инициированными самими детьми (участие детей в планировании своей деятельности, возможность задумать и реализовать свои планы); баланс между обучением и свободной игрой; - Распорядок (модель организации) дня (первая/вторая половина дня) с учетом задач образовательных областей (направлений их реализации, смысловых блоков), индивидуальных особенностей, интересов воспитанников Варианты построения воспитательно-образовательного процесса на неделю, месяц в том числе план индивидуально-ориентированных мероприятий с детьми; - Учебный план (с пояснительной запиской) по реализации образовательной области. Где взять? Смотри: ПООП, рекомендуемый список методической литературы. Где взять? Смотри: СанПиН 2.4.1.3049-13 п. XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса. - Особенности планирования (комплексно-тематическое, тематическое, проектно-тематическое) / (перспективное, календарно-перспективное, календарное). Новые методы планирования: - совместное с детьми планирование дня; планирование на основе выбора самого ребенка, в том числе, его увлечений; стимулирование и поддержка инициативы; - выбор ребенком занятий, дел, игр и др.; - планирование педагогической деятельности, следуя за ребенком, наблюдая за его развитием на основе непрерывного наблюдения и аналитической работы. Режим дня. Вариативность, гибкость в организации режима дня. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | Традиционные события, праздники, мероприятия ПООП по реализации образовательной области | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | Построение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) с учетом рекомендаций авторов ПООП, вошедших в практику деятельности ДОО. - Назначение, цели организации, функции РППС. - Основные принципы организации РППС. - Нормативные основания организации РППС. - Формирование предметного содержания (насыщения) с учетом задач образовательной области (направлений ее реализации) - модулей. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
3.1. Материально-техническое обеспечение | Определяется с учетом парциальных программ (образовательной области), созданных в ДОО условий. Указываются: - наименование парциальной программы; - наименование оборудованных помещений (пространств) для реализации парциальных программ, которое предполагается использовать при осуществлении образовательной деятельности. - местоположение объектов для проведения практических занятий, которые предполагается использовать при реализации парциальных программ (этаж, № помещения по Техническому паспорту ДОО); - насыщение оборудованием (в т.ч. информационно-технологического, мультимедийного) группового блока, кабинета, участка | |
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена соответствующей методической литературой, выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы, направленной на обогащение содержания и организации образовательного процесса в соответствии с целями и задачами парциальных программ по реализации образовательной области (направления(ий) ее реализации). Может быть как замена, так и взаимодополнение (обогащение) реализуемого содержания. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
3.3. Распорядок | - Распорядок (модель организации) дня (первая/вторая половина дня) с учетом задач парциальных программ (направлений их реализации, смысловых блоков), индивидуальных особенностей, интересов воспитанников; - учебный план (с пояснительной запиской), части формируемой участниками образовательных отношений; Где взять? Смотри: парциальные программы, рекомендуемый список методической литературы. Структура учебного плана Где взять? Смотри: СанПиН 2.4.1.3049-13 п. XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса. - Особенности планирования (комплексно-тематическое, тематическое, проектно-тематическое) / (перспективное, календарно-перспективное, календарное) в части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | Традиционные события, праздники, мероприятия предлагаемые авторами парциальных программ, вошедших в практику деятельности ДОО. | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | Построение развивающей предметно-пространственной среды с учетом рекомендаций авторов парциальных программ; насыщение среды на основе вошедших в практику деятельности ДОО пространства и предметного окружения с учетом региональной специфики, этнокультурного образования. - нормативные основания проектирования РППС; - назначение, функции цели организации РППС; - формирование предметного содержания с учетом задач парциальной программы, образовательной области (направления реализации), по модулям. Например, в модуле «Социально-коммуникативное развитие», направление реализации образовательной области – «Игровая деятельность» - модуль «Семья», «Профессии» и т.д. Смотри – Презентацию «Предметная среда ДОУ» | Ранний возраст с 2-х лет до 3-х лет Младший возраст с 3-х лет до 4-х лет Средний возраст с 4-х лет до 5-ти лет Старший возраст с 5-ти лет до 6-ти лет Подготовительный к школе возраст с 6-ти лет до 7-ми лет |