Оформление иллюстраций. 5.4.1 Иллюстрации (чертежи, рисунки, схемы, диаграммы, фотоснимки) могут быть расположены

5.4.1 Иллюстрации (чертежи, рисунки, схемы, диаграммы, фотоснимки) могут быть расположены как по тексту, возможно ближе к месту упоминания, так и непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые; возможно расположение иллюстрации на следующей странице. Если иллюстрации, располагаемые по тексту, имеют ширину менее 90 мм, то их размещают справа или слева страницы, заполняя оставшееся место текстом.

5.4.2 Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.

5.4.3 Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами аналогично нумерации формул по 5.2.6.

Иллюстрации любого вида по 5.4.1 в соответствии с ГОСТ Р 1.5; ГОСТ 2.105 и ГОСТ 7.32 следует обозначать словом “Рисунок” (без сокращения) и номером иллюстрации.

5.4.4 Иллюстрации могут иметь наименования и пояснительный текст.

Пояснительный текст располагают под иллюстрацией.

Обозначение и наименование иллюстрации приводят под пояснительным текстом по следующей форме:

Рисунок 2.1 – Детали привода

5.4.5 Иллюстрации, представляющие собой чертежи, схемы, диаграммы, должны соответствовать требованиям стандартов ЕСКД. Допускается наклеивать фотографии, а также другие сложные иллюстрации.

5.4.6 В приложении Б приведены примеры оформления диаграмм, изображающих функциональную зависимость величин в соответствии с рекомендациями Госстандарта Р 50 – 77 :

- без шкал – для информационного изображения зависимостей (рисунок Б.1);

- со шкалами (рисунок Б.2) и координатной сеткой (рисунок Б.3) – для изображения количественных зависимостей.

Оформление таблиц

5.5.1 Таблицы применяют для повышения наглядности представления и удобства анализа цифрового материала, не представляемого в виде диаграмм, и оформляют в соответствии с ГОСТ Р 1.5; ГОСТ 2.105 и ГОСТ 7.32.

5.5.2 Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Допустимо располагать таблицу вдоль длинной стороны листа.

5.5.3 На все таблицы должны быть ссылки в тексте в соответствии с 5.1.6.

5.5.4 Нумерацию таблиц следует производить аналогично нумерации формул по 5.2.6.

5.5.5 В соответствии со стандартами по 5.5.1 каждая таблица должна иметь головку, где помещают заголовки и подзаголовки её граф.

5.5.6 Обозначение и, при необходимости, наименование таблицы приводят над ней, начиная с левого угла.

Пример – Таблица 3.2 – Исходные данные

5.5.7 При переносе таблицы на другой лист ее наименование не приводят, а головку повторяют, приводя над ней слова:

Продолжение таблицы 3.2

5.5.8 Над последней частью таблицы приводят слова:

Окончание таблицы 3.2

5.5.9 При переносе таблицы нижнюю горизонтальную линию таблицы на предыдущей странице не проводят.

5.5.10 Недопустимо включать в таблицу графу “Номера по порядку” за исключением случая, когда требуются ссылки на номера позиций таблицы; при этом отдельную графу не выполняют, а номера указывают непосредственно перед наименованиями строк без точек.

5.5.11 При повторах одиночные слова, если они чередуются с цифрами, заменяют кавычками.

  Пример - От 10 до 15 вкл.
Св. 15 20 ”  
  20 25 ”.
                     

Два и более слов заменяют словами “то же” и далее кавычками. Цифры заменять кавычками недопустимо.

5.5.12 При отсутствии данных – в таблице ставят прочерк.

5.5.13 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.

В конце заголовков и подзаголовков точки не ставят.

Заголовки и подзаголовки указывают в единственном числе.

5.5.14 В одной графе таблицы должно быть одинаковое количество десятичных знаков после запятой для всех числовых значений.

5.5.15 Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины, то её обозначение необходимо помещать над таблицей справа, например: “В миллиметрах”. При переносе таблицы обозначение повторяют.

5.5.16 Пример оформления таблицы приведен в приложении В – на рисунке В.1 – начало таблицы (на первой странице), на рисунке В.2 – окончание таблицы (на последней странице); на промежуточных страницах указывают – “Продолжение таблицы…” в соответствии с 5.5.7.

5.5.17 По решению кафедры, в исключительных случаях, допускается оформление таблиц по иным правилам, использованным в официальных документах государственных органов управления или отраслевых нормативных документах, на которые не распространяется действие стандартов по 5.5.1.

Части оформления и ориентировки

В данном разделе приведены требования к содержанию и оформлению частей учебных документов, перечисленных в 3.2 и 3.3. Эти части и их заголовки не должны иметь порядковых номеров.

Титульный лист

6.1.1 Титульный лист должен содержать:

- наименования министерства и академии;

- наименования факультета (в именительном падеже) и кафедры (в родительном падеже), осуществляющих руководство работой;

Пример – авиатехнологический; станков и инструментов;

- наименование вида работы;

- наименования дисциплины и темы работы (при наличии) – кроме выпускных работ; наименования указывают с прописной буквы без кавычек;

- наименование составной части работы – если работа содержит графическую часть и (или) другие книги;

- обозначение документа по СТП 1.02 – в конструкторских проектах (работах); пример обозначения приведен в приложении Л;

- подписи студента, руководителя и нормоконтролера; ученые степень и звание следует указывать в соответствии с ГОСТ 7.12.

Пример – канд.; д-р; техн.; экон.; наук; доц.; проф.

6.1.2 Для выпускных квалификационных работ титульный лист должен также содержать:

а) после наименования вида работы (дипломный проект, дипломная работа, диссертация):

- название работы; название приводят прописными буквами без кавычек;

- наименование квалификации или степени, на соискание которых выполнена работа.

Пример – инженера, бакалавра, магистра;

- наименование направления подготовки;

- наименование специальности или магистерской программы – при их наличии;

- номер книги (если работа состоит из нескольких книг в соответствии с 3.5), её наименование и тему (при наличии), как показано в приложении Ж;

б) после подписей студента и руководителя – подписи консультантов (при их наличии);

в) после подписи нормоконтролера – разрешение о допуске работы к защите с подписью заведующего кафедрой.

6.1.3 Рекомендуемые примеры форм различных титульных листов приведены в приложениях Г – Л.

6.1.4 При оформлении конкретных титульных листов отдельные элементы, содержащиеся в формах, должны быть выполнены следующим образом:

- при их фактическом отсутствии – могут быть исключены;

- необходимые – перенесены с одной формы на другую;

- наименования вида работ – заменены.

В этих случаях требования по 6.1.1 и 6.1.2 должны быть выполнены.

6.1.5 Подстрочные указания курсивом в скобках, приведенные в приложениях Г – Л, на самих титульных листах допускается не указывать.

6.1.6 Титульные листы могут быть выполнены:

- компьютерным способом с соблюдением форм, рекомендуемых настоящим стандартом;

- машинописным способом, применяя разрядку.

6.1.7 Общую часть титульных листов допускается выполнять централизованно, например, типографским способом.

6.1.8 Для всех работ, кроме выпускных, допустимо выполнение титульного листа на лицевой стороне обложки, в том числе, по согласованию с руководителем, рукописным способом.

6.1.9 Студент (соискатель) должен подписывать работу первым.

6.1.10 Рядом с каждой подписью, несколько ниже её, должна быть указана дата подписания в последовательности: день месяца, месяц, год.

Пример – 20.06.02, т. е. 20 июня 2002 года.

6.1.11 После каждой подписи должна быть приведена её расшифровка – фамилия и инициалы.

Задание

6.2.1 Задание по 3.4.1, выдаваемое кафедрой, выполняется по утверждаемой ею форме на одном или нескольких листах (страницах – при двухсторонней печати) формата А4 по ГОСТ 2.301.

Оформление содержания задания (перечня составных частей) следует производить в соответствии с вводной частью раздела 6 (второй абзац) и 6.6, а также с приложением Р (рисунок Р.1).

6.2.2 Задание на текущие работы, выполняемое студентом на одном листе формата А4 по ГОСТ 2.301, должно содержать номера задания и варианта, а также дополнительные данные по указаниям кафедры (руководителя). Один из примеров выполнения студентом задания на “Расчетно-графическую работу” приведен в приложении М (рисунок М.1).

6.2.3 По решению кафедры (руководителя) допустимо совмещение содержательной части задания по 6.2.2 с титульным листом при его выполнении на лицевой стороне обложки по 6.1.8.

Наши рекомендации