Цель, задачи образовательной программы
Цель – развитие мотивации личности к познанию и творчеству средствами современных мультимедиа технологий в области студийной аналогово-цифровой звукозаписи.
Задачи:
Обучающие – сформировать у воспитанников знания основ звукорежиссёрского искусства, элементарного сведения, аранжировки, а также умения анализировать, сочинять, записывать в Audio и в Midi.
Воспитательные – воспитать у детей такие личностные качества, как воображение, трудолюбие, самостоятельность, мышление (не только музыкальное, но и математическое), способность к саморазвитию.
Развивающие – развить память, ориентированность в пользовании компьютерных технологий, музыкальный вкус, слух, ритм. А главное: отвлечение ребёнка от Интернет-сетей и невежественных online развлечений.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.
Программа рассчитана для учащихся последнего года обучения, выпускников детских музыкальных студий или школ. Как правило, это подростки в возрасте от 12 -15 лет. Самый подходящий возраст для освоения мультимедиа технологий.
Основные формы занятий.
Дети занимаются индивидуально и в малых группах.
Учебно-тематический план
Тема | Теория | Практика | всего |
1. Аналогово-цифровое преображение. Основные понятия | |||
2. Микрофоны: виды, принципы действия | |||
3. Программа cubase sx5: интерфейс, запись, монтаж, функции | |||
4. Аранжировка: что такое, технология записи, основы композиции | |||
5. Сведение: технология записи и монтажа. | |||
6. Звукозапись в студии. | |||
всего |
Содержание преподаваемого курса.
Аналогов-цифровое преображение.
Эта тема открывает перед учащимися мир музыкальных технологий. Они знакомятся с такими приборами, как Звуковая карта (встраиваемая, внешняя). Узнают принципы её работы и коммутации: Output, MIDI, XLR, SPDIF. Учатся крутить правильные ручки и фейдеры, получать необходимый результат при подключении, не испортив аппаратуру и не тратя время. Также, знакомятся с понятием AUX. Это достаточно распространённая функция коммутации и в домашних условиях. Усвоив простые правила подключения аппаратуры, дети как дома, так и в школе могут без труда сделать это, сохранив параметры безопасности при взаимодействии с электроприборами.
Микрофоны: виды, принципы действия
Здесь учащиеся узнают о принципах действия микрофонов следующих (наиболее распространённых в применении) типов:
1) Динамический микрофон, используемый в основном на концертных площадках
2) Конденсаторный микрофон, используемый преимущественно в студиях звукозаписи.
Также дети узнают о принципах диаграммы направленности, степени чувствительности. Благодоря этому уже на практике умеют грамотно с ними обращаться.
Это очень важная тема для вокалистов и музыкантов. Умение работать с микрофонами на сцене и в студии – показатель профессионализма.
Программа Сubase Sx5: интерфейс, запись, монтаж, функции.
Большинство звукозаписей реализуются в программе Cubase. Здесь учащиеся узнают принципы её работы, знакомятся с интерфейсом, многочисленными функциями. Учатся монтажу. Это очень актуально, так как основные моменты монтажа характерны для всех видов искусств: видео, изображение, музыка. Научившись, этому на примере Cubase, ребёнок сможет заниматься творчеством в домашних условиях на любых поприщах.
Также данная тема даёт основные понятия о процессе звукозаписи, принципах её осуществления.
4. Аранжировка: что такое, технология записи, основы композиции.
Аранжировка – бесконечно творческий процесс. На этих занятиях помимо пробуждения в детях творческого потенциала, происходит знакомство с основами композиции: поднимаются вопросы о балансе, созвучии, гармонии и, самое главное, о МУЗЫКАЛЬНОМ ВКУСЕ. Обучение технологии записи происходит в форматах MIDI и AUDIO. Midi – более показательный вариант. Здесь и происходит осознание связи музыки и математики (об этой проблеме говорилось в начале творческого отчёта). Audio же формат больше нацелен на слуховое и эстетическое восприятие музыки.
Сведение: технология записи и монтажа.
Записав голос или партию инструмента у учащегося появляется потребность в совершенствовании его или творческих экспериментов. Основы сведения – даёт базовые знания не только звукорежиссёрского мастерства, но и музыкального. Здесь дети знакомятся с функциями и принципами действия следующих обработок:
1) Временных. Возможность вешать эхо, дилэй, реверс. Это способствует формированию чуткого художетсвенного вкуса.
2) Динамические обработки и спектральные. Владение эквалайзером. Тренирует тонкий слух и работоспособность.
3) Autotune: бесспорный помощник любого вокалиста и звукорежиссёра. Умение грамотно им управлять, поможет «подчистить» интонационные недочёты.
Звукозапись в студии.
Хороший звукорежиссёр – прежде всего тонкий психолог. Практика в студии звукозаписи как со стороны исполнителя, так и со стороны звукорежиссёра, тренирует в детях терпение, работоспособность, толерантность. По этой причине звукозаписи в студии выделено самое большее количество часов. Практика – путь к успеху.
Я считаю, что предложенный курс не только актуален, но и в полной мере начнёт своё применение со следующего учебного года. А на данный момент наши учащиеся лишь частично постигают основы данного курса. И, анализируя их отношение к нему - большой интерес и увлечённость - я уверена в том, что курс «Звукозаписи» на базе Детской музыкальной студии «Лада» в дельнейшем перерастёт в авторскую модифицированную образовательную программу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
АЦП – аналогово-цифровой преобразователь.
Устройство звукозаписи E-MU Creative professional
Микрофоны конденсаторные.
Сверху: OKTAVA mk220.Снизу: стереопара RODE
ИНТЕРФЕЙС музыкального редактора CUBASE SX 5.
Общий вид Студии Звукозаписи
Процесс записи. Тлявлина Рената.
Процесс записи .Камалова Камилла
Практика по звукозаписи: выпускницы ДМС «Лада»
Габдрахманова Ангелина и Камалова Камилла
Звукозапись партии фортепиано стереопарой «Rode». Играет Никитина Джамиля Фаридовна – руководитель ДМС «Лада».
Репетиция в классе. Самойлова Аня.
Младший состав ДМС «Лада» и концертмейстер Никитина К.А.
Никитина К.А и учащаяся 4 класса Гагина Регина, Занятия по предмету Фортепиано.
Управление образования Администрации Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан
Уфимский городской дворец детского творчества им.В.М.Комарова
Открытый урок