Творчество вместо стереотипных действий

Творчество характеризуется нестандартным подходом к характеру деятельно­сти. Используемые в контексте творческой деятельности методики, правила, тех­нологии часто отличаются от привычных.

Творческий подход в командевсегда более эффективен,

результативен, рационалистичен, экономичен, чем деятельность

по принятым правилам.

О творчестве сегодня немало написано, существуют прекрасные тренинги раз­вития креативности. Однако пониманию творчества в команде уделено, на наш взгляд, еще недостаточно внимания.

Если в команде собрались одни творческие личности, это замечательно. Прав­да, при одном условии — творческие действия должны быть направлены на до­стижение общего результата.

Каждый член команды может иметь индивидуальную направленность творчес­кой активности. Для одних характерна невероятная самоотдача, увлеченность делом, и в этом реализуется их творческая энергия. Другим свойственно совер­шенствовать имеющиеся технологии и подходы. Третьи придумывают, изобретают что-то принципиально новое. Все это ипостаси творчества.

Для того чтобы знать, какое задание поручать команде и прогнозировать ре­зультат его выполнения, важно знать, носителями каких форм творчества являются члены команды.

Чаще всего в контексте работы команды, ее члены проявляюттри формы твор­чества (креативности):

3 энтузиазм;

Q рационализаторство;

□ изобретательство.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

«Энтузиазм».Использование в работе обычных методов, но с необычной са­моотдачей, душевной теплотой, неформальным подходом. За счет такой нестан­дартности заметно повышаются авторитет, влияние и, как следствие, качество и надежность результата, на получение которого направлена деятельность. Для та­кого подхода характерно ненормированное привлечение собственных ресурсов: эмоциональных, духовных, моральных, физических, материальных. Для того что­бы выполнить задание, человек может пожертвовать собственными деньгами, не спать, не есть, «разбиться, но сделать». Человек «болеет за дело» и делает все возможное и невозможное для того, чтобы оно «двигалось».

Энтузиазм имеет свои «плюсы» и «минусы».

«Плюсы»:

Q максимальное человеческое, душевное, заботливое отношение к заданию, ситуации, ее объектам;

□ перспективная польза для развития ситуации и ее объектов;

□ уникальный результат.

«Минусы»:

□ подход реализуется за счет самоотверженности и душевных качеств члена команды;

□ нестандартность подхода делает его носителя единственным и незамени­мым; другой человек, не обладающий этими качествами, не сможет выпол­нять работу с такой же эффективностью и самоотдачей;

□ малая приемлемость «энтузиазма» для большинства;

□ большой расход используемых ресурсов (жизненная энергия, финансы, материалы, время, оборудование и пр.)

□ «сгорание» человека: тот, кто «болеет за дело» или все стремится сделать сам, «с душой», тот больше переживает, затрачивает больше энергии и бы­стрее «сгорает».

Наиболее распространенный пример «энтузиазма» — это эксклюзивные вещи ручной работы, продукты, материалы. Они всегда дороги и предполагают нали­чие Мастера.

2. «Рационализаторство».Совершенствование и рационализация отдельных элементов используемых методик (правил, механизмов, технологий и т. п.). Эф­фект может проявляться:

□ в облегчении методик;

G в повышении их результативности;

□ в экономии какого-то ресурса (времени, материалов, более высокой квали­фикации сотрудника и т. п.);

□ в качестве и надежности планового результата усовершенствованной методики.

Рационализатор стремится что-либо улучшить, усовершенствовать, «обновить». «Плюсы»:

□ экономия различных ресурсов;

□ упрощение технологии в целом, что делает ее доступной для освоения многими;

□ выигрыш во времени или объемах выполненной работы.

«Минусы»:

О снижение уровня душевной отдачи и «подпитки» для развития ситуации;

□ появление рисков, обусловленных рационализацией; Q сокращение рабочих мест.

Классический пример — замена ручной дойки коров машинной. Повысились надои, но молоко потеряло некоторые свои свойства. Когда процесс усовершен­ствования достигает серьезных масштабов, «рационализаторство» может перей­ти в «изобретательство».

3. «Изобретательство».Предложение принципиально новых приемов, спосо­бов, методов, правил, форм организации, форм взаимодействия (учета, контро­ля) и т. п. Естественно, что новое предложение должно очевидным (для основного

состава команды) образом превосходить по конечному результату привычно дей­ствующий механизм (методику, технологию, порядок и т. п.).

«Плюсы»:

□ максимальное содействие техническому прогрессу;

□ выигрыш во времени, объемах, расходах; О выигрыш в экономии ресурсов. «Минусы»:

□ повышение рисков неапробированных, новых предложений;

□ сокращение рабочих мест;

□ возможные нарушения привычного хода вещей.

Гениальные предложения и изобретения нередко оборачиваются к человеку теневой стороной (ядерное оружие, нарушение экологии и пр.).

Важно, чтобы в команде органично сочетались все три формы твор­чества: и «энтузиазм», и «рационализаторство», и «изобретательство». Для эффективной работы команды достаточно одного-двух «изобре­тателей» и примерно равного соотношения «энтузиастов» и «рацио­нализаторов».

Если команда состоит из одних «энтузиастов», она будет трудиться с неверо­ятной самоотдачей. Однако задания, связанные с поиском новых идей, создани­ем новых продуктов, технологий, концепций, — будут непростыми. «Команда энту­зиастов» — это коллектив отменных исполнителей.

Команда, состоящая преимущественно из «рационализаторов», будет пре­красно справляться с заданиями, связанными с усовершенствованием, модерни­зацией уже имеющихся технологий и продуктов.

Команда «изобретателей» продуктивна в областях, требующих постоянного притока свежих идей и комбинаций (творческий и рекламный бизнес, научные лаборатории, биржи и пр.).

Способности к «рационализаторству» легко тренируются с помощью специаль­ных игр, используемых в тренингах креативности. Таким образом, команду «энту­зиастов» можно обогатить «рационализаторскими» чертами. «Изобретательский» же подход предполагает особый склад ума, также как «энтузиазм» требует нали­чия определенных личностных качеств (альтруизм, самоотверженность, предан­ность и пр.) и высокой мотивации.

Итак, в групповых играх и упражнениях, направленных на развитие творчества в командной деятельности, мы будем обращать внимание на три ключевых момента:

□ диагностика форм творчества (креативности):какую форму творчества проявляет каждый член команды («энтузиазм», «рационализаторство», «изобретательство» или их различные комбинации); понимание форм твор­чества позволит правильно распределять нагрузку между членами команды и прогнозировать качество результата совместной деятельности;

□ тренинг креативности:развитие творческих возможностей членов команды;

□ результативность творческого процесса:творческие версии членов ко­манды должны существовать не сами по себе, а быть ориентированными на наиболее эффективный путь достижения конечного результата.

Наши рекомендации