Творчество вместо стереотипных действий
Творчество характеризуется нестандартным подходом к характеру деятельности. Используемые в контексте творческой деятельности методики, правила, технологии часто отличаются от привычных.
Творческий подход в командевсегда более эффективен,
результативен, рационалистичен, экономичен, чем деятельность
по принятым правилам.
О творчестве сегодня немало написано, существуют прекрасные тренинги развития креативности. Однако пониманию творчества в команде уделено, на наш взгляд, еще недостаточно внимания.
Если в команде собрались одни творческие личности, это замечательно. Правда, при одном условии — творческие действия должны быть направлены на достижение общего результата.
Каждый член команды может иметь индивидуальную направленность творческой активности. Для одних характерна невероятная самоотдача, увлеченность делом, и в этом реализуется их творческая энергия. Другим свойственно совершенствовать имеющиеся технологии и подходы. Третьи придумывают, изобретают что-то принципиально новое. Все это ипостаси творчества.
Для того чтобы знать, какое задание поручать команде и прогнозировать результат его выполнения, важно знать, носителями каких форм творчества являются члены команды.
Чаще всего в контексте работы команды, ее члены проявляюттри формы творчества (креативности):
3 энтузиазм;
Q рационализаторство;
□ изобретательство.
Рассмотрим каждую из них подробнее.
«Энтузиазм».Использование в работе обычных методов, но с необычной самоотдачей, душевной теплотой, неформальным подходом. За счет такой нестандартности заметно повышаются авторитет, влияние и, как следствие, качество и надежность результата, на получение которого направлена деятельность. Для такого подхода характерно ненормированное привлечение собственных ресурсов: эмоциональных, духовных, моральных, физических, материальных. Для того чтобы выполнить задание, человек может пожертвовать собственными деньгами, не спать, не есть, «разбиться, но сделать». Человек «болеет за дело» и делает все возможное и невозможное для того, чтобы оно «двигалось».
Энтузиазм имеет свои «плюсы» и «минусы».
«Плюсы»:
Q максимальное человеческое, душевное, заботливое отношение к заданию, ситуации, ее объектам;
□ перспективная польза для развития ситуации и ее объектов;
□ уникальный результат.
«Минусы»:
□ подход реализуется за счет самоотверженности и душевных качеств члена команды;
□ нестандартность подхода делает его носителя единственным и незаменимым; другой человек, не обладающий этими качествами, не сможет выполнять работу с такой же эффективностью и самоотдачей;
□ малая приемлемость «энтузиазма» для большинства;
□ большой расход используемых ресурсов (жизненная энергия, финансы, материалы, время, оборудование и пр.)
□ «сгорание» человека: тот, кто «болеет за дело» или все стремится сделать сам, «с душой», тот больше переживает, затрачивает больше энергии и быстрее «сгорает».
Наиболее распространенный пример «энтузиазма» — это эксклюзивные вещи ручной работы, продукты, материалы. Они всегда дороги и предполагают наличие Мастера.
2. «Рационализаторство».Совершенствование и рационализация отдельных элементов используемых методик (правил, механизмов, технологий и т. п.). Эффект может проявляться:
□ в облегчении методик;
G в повышении их результативности;
□ в экономии какого-то ресурса (времени, материалов, более высокой квалификации сотрудника и т. п.);
□ в качестве и надежности планового результата усовершенствованной методики.
Рационализатор стремится что-либо улучшить, усовершенствовать, «обновить». «Плюсы»:
□ экономия различных ресурсов;
□ упрощение технологии в целом, что делает ее доступной для освоения многими;
□ выигрыш во времени или объемах выполненной работы.
«Минусы»:
О снижение уровня душевной отдачи и «подпитки» для развития ситуации;
□ появление рисков, обусловленных рационализацией; Q сокращение рабочих мест.
Классический пример — замена ручной дойки коров машинной. Повысились надои, но молоко потеряло некоторые свои свойства. Когда процесс усовершенствования достигает серьезных масштабов, «рационализаторство» может перейти в «изобретательство».
3. «Изобретательство».Предложение принципиально новых приемов, способов, методов, правил, форм организации, форм взаимодействия (учета, контроля) и т. п. Естественно, что новое предложение должно очевидным (для основного
состава команды) образом превосходить по конечному результату привычно действующий механизм (методику, технологию, порядок и т. п.).
«Плюсы»:
□ максимальное содействие техническому прогрессу;
□ выигрыш во времени, объемах, расходах; О выигрыш в экономии ресурсов. «Минусы»:
□ повышение рисков неапробированных, новых предложений;
□ сокращение рабочих мест;
□ возможные нарушения привычного хода вещей.
Гениальные предложения и изобретения нередко оборачиваются к человеку теневой стороной (ядерное оружие, нарушение экологии и пр.).
Важно, чтобы в команде органично сочетались все три формы творчества: и «энтузиазм», и «рационализаторство», и «изобретательство». Для эффективной работы команды достаточно одного-двух «изобретателей» и примерно равного соотношения «энтузиастов» и «рационализаторов».
Если команда состоит из одних «энтузиастов», она будет трудиться с невероятной самоотдачей. Однако задания, связанные с поиском новых идей, созданием новых продуктов, технологий, концепций, — будут непростыми. «Команда энтузиастов» — это коллектив отменных исполнителей.
Команда, состоящая преимущественно из «рационализаторов», будет прекрасно справляться с заданиями, связанными с усовершенствованием, модернизацией уже имеющихся технологий и продуктов.
Команда «изобретателей» продуктивна в областях, требующих постоянного притока свежих идей и комбинаций (творческий и рекламный бизнес, научные лаборатории, биржи и пр.).
Способности к «рационализаторству» легко тренируются с помощью специальных игр, используемых в тренингах креативности. Таким образом, команду «энтузиастов» можно обогатить «рационализаторскими» чертами. «Изобретательский» же подход предполагает особый склад ума, также как «энтузиазм» требует наличия определенных личностных качеств (альтруизм, самоотверженность, преданность и пр.) и высокой мотивации.
Итак, в групповых играх и упражнениях, направленных на развитие творчества в командной деятельности, мы будем обращать внимание на три ключевых момента:
□ диагностика форм творчества (креативности):какую форму творчества проявляет каждый член команды («энтузиазм», «рационализаторство», «изобретательство» или их различные комбинации); понимание форм творчества позволит правильно распределять нагрузку между членами команды и прогнозировать качество результата совместной деятельности;
□ тренинг креативности:развитие творческих возможностей членов команды;
□ результативность творческого процесса:творческие версии членов команды должны существовать не сами по себе, а быть ориентированными на наиболее эффективный путь достижения конечного результата.