Расчет шлицовых соединений на прочность
Основными критериями работоспособности шлицевых соединений являются сопротивления рабочих поверхностей смятию и изнашиванию.
Смятию
где Т — расчетный вращающий момент (наибольший из длительнодействующих моментов при переменном режиме нагружения), Н.м; К3 — коэффициент неравномерности распределения нагрузки между
зубьями (зависит от точности изготовлния и условий работы), Кз = 1,1...1,5; dср — средний диаметр соединения, мм; z — число зубьев; h — рабочая высота зубьев, мм; lp — рабочая длина соединения, мм; [σ]cм — допускаемое напряжение смятия, Н/мм2.
где KИЗН – коэффициент концентрации нагрузки.
Билет№50 Муфты. Назначение. Классификация. Компенсирующие муфты.
Муфтойназывают устройство для соединения концов валов или валов со свободно сидящими на них деталями (зубчатыми колесами, шкивами и т. д.). Основное назначение муфт — передача вращающего момента без изменения его значения и направления.
По управляемости муфты разделяют на:
нерасцепляемые(постоянные), осуществляющие постоянное соединение валов между собой (глухие, жесткие ком-
пенсирующие, упругие компенсирующие);
сцепные управляемые, допускающие во время работы сцепление и расцепление валов с помощью механизма управления (кулачковые, фрикционные); сцепные самоуправляемые, автоматически разъединяющие валы при изменении заданного режима работы машины
(обгонные, центробежные, предохранительные). По степени снижения динамических нагрузок муфты бывают:
жесткие, не сглаживающие при передаче вращающего момента вибрации, толчки и удары; упругие, сглаживающие вибрации, толчки и удары благодаря наличию упругих элементов — пружин, резиновых
втулок и др. Основной характеристикой муфт является передаваемый вращающий момент Т. Муфты подбирают по ГОСТам,
ведомственным нормам, каталогам или проектируют по расчетному моменту.
Жесткие компенсирующие муфты при соединении валов способны компенсировать незначительные радиальные, осевые и угловые смещения, обусловленные неточностями изготовления, монтажа,
особенностями конструкции узлов и деформациями валов при работе. Компенсация отклонений от соосности валов достигается за счет подвижности жестких деталей муфты. Наиболее распространены зубчатые и цепные муфты. Зубчатые муфты компенсируют радиальные, осевые и угловые смещения валов за счет боковых зазоров в зацеплении, обточки зубьев
втулок по сфере, бочкообразного профиля зуба втулки.