Соотношение природной и социальной мер времени
Таблицат
Проблемные | В | Деры времени ~~ •-< |
признаки | Природное время | Социальное время " |
Единицы времени | Астрономические секунды, минуты, часы, сутки и т. д. | События: планы, достижения, жизненные"*" циклы, кризисы, радикальные нововведе- ' ния, смена лидерства и т. д. |
Универсализм Управляемость | Одинаково для всех по ритму (длительность, частота), по поколениям, культурам и т. д. Неуправляемо (неизмеряемо, неконтролируемо) | Преобладание уникальности применительно к обществу, организации и человеку i (они всегда единичны) Поддается и подлежит воздействиям раз- ( ной степени со стороны участников деятельности и извне ее '* |
Направление изменения | Только поступательно и необратимо | Обратимо, повторяемо в разной степени и " " частично |
Темп изменения | Стабилен, неизменен | Ускоряется, астрономические периоды между поворотными событиями все больше ' сокращаются , |
Можно предположить, что в перспективе качество времени станет в числе
ведущих параметров социального сравнения и стратификации общества. Фак-*>
тически же борьба за повышение этого параметра ведется людьми давно. А ц
последнее время стали разрабатываться сложные технологии обеспечении
высокого качества времени в будущем. ,
В сущности, такие технологии направлены на понижение порога непред
виденного. Иначе говоря, как бы вычесть из непредвиденного непредвидимое.
Сущностно или методически непредвидимое непреодолимо, хотя сайентист-
ские установки порождают все новые и новые идеологемы и методики с на
деждой потеснить его. >
Наверное, больше всего усилий и разочарований в этом смысле связано С
прогнозами. Еще на стадии пророчеств и предсказаний они захватили множе
ство умов. В последние 2-3 десятка лет прогнозы оснастились мощной мате
матикой и электроникой, но сбываемость их не повысилась. ?
Как попытка миновать прогнозные ловушки стали разрабатываться сце» нарии, которые по принципу "что будет, если..?" создавали параллельные варианты возможного хода событий из одного и того же исходного состояния^ Сценарии тоже становились все более техничными и громоздкими. Результат тивность их, однако, существенно отстает от их объемов.
Недавно появилась и новая разновидность очень старой и тоже скомпро* метированной работы с будущим временем - планирования.
Это - разработка личных стратегий. Чаще всего спрос на них появляется
у деловых людей. Главное же в подобных стратегиях - распределить желае
мые события в последовательную цепь акций и достижений, непрерывно пре*1
одолевая угрожающе растущую неопределенность будущего. !
Выше были рассмотрены различия между природным и социальным вре-* менем как разными мерами одного и того же пространства. Однако если клю" чевой социальной категорией для описания социального времени предложено , считать качество времени (как социальное содержание времени природного)»' то нельзя не признать два важных обстоятельства:
1) качество времени субъективно, оценочно, даже идеологично, ибо BOi многом зависит от восприятия действующими в нем субъектами;
2) оценка качества времени прямо связана со стабильностью социального времени, его устойчивым ритмом, предсказуемостью, управляемостью.
Если в полном смысле слова, как было показано, социальное время определяется событиями, то отношение к этим событиям, их ожидание, планирование переживаются людьми индивидуально, личностно, хотя и под определенным культурным "контролем".
Иначе говоря, в социальном времени есть объективная и субъективная составляющие. Первая есть т. н. самосовершающиеся процессы, закономерно наступающие изменения, которые если и зависят от людей, то на институциональном уровне (власть, партии, союзы и пр.). Вторая же - субъективная составляющая социального времени - есть собственное переживание этих событий, ценностное отношение к ним. Это субъективное время очень разнообразно, и даже длительность природного и социального времени может восприниматься по-разному различными субъектами в зависимости от типа личности, личной ситуации и т. п. Например, для кого-то нынешние реформы - взрыв застоя, полный шансов и действий. Для других они - изматывающие и бесцельные блуждания, растянувшиеся на беспредельность.
Тут надо сделать важное замечание.
Анализируя субъективное время, мы фактически имеем дело с тонкоструктурными признаками. Речь идет о содержании сознания (идеях, настроениях, оценках, ценностных ориентациях и др.), в отличие от толстоструктурных признаков, которые совпадают с объективно устанавливаемыми (полом, возрастом, социальным положением, профессией и т. д.). Конечно, тонкоструктурные признаки намного труднее улавливаются. Главное же - они гораздо более изменчивы, плывучи.
В планировании радикальных изменений в жизни организаций особенно важна оценка субъективного времени. Как далеко конкретные лидеры бизнеса способны заглядывать? Как они соотносят периоды их бизнеса со временем личного существования? Есть ли у них восприятие времени как целого, где прошлые и сегодняшние действия есть неизбежные предпосылки, детерминанты будущих действий? Насколько для них переносимы нарастающие неточность, неопределенность будущих тенденций и состояний?
С таким настроением перехожу к практической работе с будущим организаций.
VISION ОРГАНИЗАЦИИ
Собственно говоря, работа над образом желаемого будущего организации -это и есть начало работы над стратегией. И даже более того, именно VISION -это первое и главное, что отличает стратегию от долгосрочного плана.
Методика работы над VISION начинает строиться с ответа на вопрос: какой мы видим свою компанию через 5-8-12 лет? Этот временной диапазон Руководящая команда компании или сам ее глава могут определять, исходя из своих амбиций, предшествующего опыта и разного рода ресурсов.
Кстати, все-таки команда, персонал, коллектив или же единолично первый руководитель? Бывает по-разному. Нередки случаи, когда у последнего
нет своих идей, и он обращается к коллективному интеллекту за помощью. Но я неоднократно встречал учредителей собственных бизнесов, которые добились многого благодаря именно силе своих воли и воображения, и они оказывались вполне способными сформулировать сильный и реалистичный VISION, который остальная часть организации принимала серьезно и благодарно. Разве что добавляя туда некоторые возможности или ограничения. И все же чаще и лучше всего эта работа идет в команде руководителей высшего звена. Можно утверждать следующее: качественную работу по стратегии очень хорошо сочетать с командообразованием или наоборот, что то же самое. Процесс ко-мандообразования надежнее всего вести в процессе работы над стратегией. Впрочем, ни один из перечисленных путей не должен быть закрыт. Приведу варианты последних VISION, которые мне приходилось разрабатывать со св<ь ими клиентами.
Для формирования VISION целесообразно пользоваться определенными стратагемами.Что такое стратагема? Это понятие, выражающее ключевую идею, преимущества в образе желаемого будущего. Стратагема характеризует новую роль, статус или состояние фирмы в будущем. Стратагемы вырабатываются управленческой командой, нередко консультанты сами вводят подходящие к контексту обсуждений некоторые варианты их как ценных понятий. Давайте рассмотрим это на конкретных примерах из моей консультационной практики.