Тема 1. Научно-технологическое развитие торговли

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочий вариант учебной программы………………………………….3

2. Теоретический раздел:

2.1 Краткий конспект лекций ……………………..……….………..….19

2.2 Список рекомендованной литературы...………………………...…56

3. Практический раздел:

3.1 Материал к лабораторным работам………...…..………..……..…..65

3.2 Тематика рефератов……………………………………………...…..73

4. Блок контроля знаний:

4.1 Вопросы к экзамену…………………………………………………..75

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ЭУТ

_________________А. И. Ярцев

«25» июня 2014 г.

Регистрационный № УД-696-11/р.

ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИЙ В ТОРГОВЛЕ

Учебная программа учреждения образования по учебной дисциплине

для специальности1 – 25 01 10 «Коммерческая деятельность»

Факультет экономики и управления торговлей

Кафедра экономики торговли

Курс 4

Семестр 7

Лекции – 38 часов Экзамен 7 семестр

Практические (семинарские)

занятия – 24 часа

Лабораторные

занятия – 8 часов

Аудиторных

часов по учебной дисциплине – 70

Всего часов по учебной Форма получения

дисциплине – 168 высшего образования – дневная

Составила Прыгун Ирина Владимировна, канд. экон. наук, доцент

МИНСК 2014

Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине «Экономика инноваций в торговле», утвержденной 8 июня 2011 г., регистрационный № УД-696-11/баз.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой экономики торговли

24.06.2014 г., протокол № 13

Заведующий кафедрой

____________________Н.С. Шелег

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета экономики и управления торговлей УО «БГЭУ»

25.06.2014 г., протокол № 10

Председатель

______________________А.И. Ярцев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по курсу «Экономика инноваций в торговле» подготовлена для студентов специальности 1 – 25 01 10 «Коммерческая деятельность» специализации 1- 25 01 10 02 «Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления» дневной формы обучения.

Многоаспектная проблема осуществления инновационной деятельности в торговле обусловлена объективными требованиями роста эффективности национальных экономик на базе научно-технологического развития. «Оценка теоретических концепций научно-технологического развития показывает, что они претерпели значительную эволюцию, которая во многом обусловлена изменением воздействия техники на производство и потребление продукции, условия обитания человека, а также усилением обратного влияния социально-экономической деятельности на научно-технологическое развитие», - пишет Л.Н. Нехорошева в монографии «Научно-технологическое развитие и рынок».

Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. развитие отрасли должно быть нацелено на:

- увеличение объема и ассортимента товаров и услуг за счет роста количества рабочих мест и производительности труда;

- повышение вклада предпринимательства путем создания условий для его развития;

- формирование крупных конкурентоспособных организаций, интегрированных структур, в том числе сетей, кластеров; создание совместных предприятий и крупных торговых организаций, применяющих сетевые технологии, в том числе торгово-промышленных холдингов, распределительных центров;

- дальнейшее развитие сферы услуг в сельской местности, малых и средних городских поселениях;

- совершенствование каналов товародвижения путем развития электронной торговли (создание Центра электронной торговли, формирование электронного выставочного комплекса, электронной биржи и ярмарок);

- формирование системы республиканских, региональных и зарубежных оптовых логистических центров;

создание условий для перемещения капитала и трудовых ресурсов в сферу услуг из других секторов национальной экономики.

Решение этих задач требует создания адекватных форм организации, экономики и управления инновациями в торговой сфере, интеграции функций инновационной деятельности в торговую, освоения новых научных знаний и передовых достижений мирового ритейла, учета государственного участия в системе инновационных коммуникаций на потребительском рынке.

Учебная дисциплина «Экономика инноваций в торговле» является одной из базовых дисциплин программы подготовки специалистов высшей квалификации в области коммерческой деятельности и направлена на получение фундаментальных и прикладных знаний в части теории и практики торговых нововведений, специфики их проявления при осуществлении предпринимательской деятельности на потребительском рынке.

Цель преподавания дисциплины - сформировать у студентов систему специальных экономических знаний в сфере освоения и расширения инновационных процессов в торговой отрасли, заложить научные основы сбора и обработки информации, проведения различных расчетов и формирования выводов, характеризующих состояние и развитие инновационной деятельности торговыми организациями и системами в рыночной ситуации.

Предметом курса являются экономические отношения и особенности проявления инновационной активности торговых систем при осуществлении современного (инновационного) расширенного воспроизводства.

Освоение дисциплины «Экономика инноваций в отрасли» тесно связано со знаниями и компетенциями, полученными студентами при изучении общенаучных и общепрофессиональных дисциплин «Высшая математика», «Теория вероятностей», «Логика», а также базовых дисциплин экономического профиля «Введение в специальность», «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Социально-экономическая статистика», «Ценообразование», «Маркетинг», «Менеджмент в торговле», «Коммерческая деятельность», «Экономика предприятий отрасли», «Организация торговли», «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров» и др.

Наряду с формированием профессиональных компетенций, изучение дисциплины предусматривает развитие академических компетенций, включающих знания и умения по изучаемой дисциплине, способности и умения учиться, а также социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им.

Знание основ организации инновационного процесса, нормативно-правового обеспечения с учетом специфики торговой деятельности повысило бы качество и эффективность оказания торговых услуг.

Потенциальными преимуществами реализации инновационных проектов и программ в торговле могут стать: 1) укрепление позиции торговых организаций и торговых систем на потребительском рынке; 2) повышение эффективности использования имеющихся ресурсов; 3) развитие организационной гибкости.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Научно-технологическое развитие торговли

Сущность и отличительные особенности научно-технологического развития современного общества. Использование результатов научно-технических разработок. Понятия «научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция», «научно-технологическое развитие», «инновация». Технологическая революция – основа современного этапа НТР. Экологические проблемы технологического прогресса. Роль, функциональное назначение и видовое разнообразие инноваций в экономике.

Торговля как часть социально-потребительского комплекса Республики Беларусь. Ее значимость, особенности, структура и связи. Структурные изменения во внешней среде розничной торговли: технологические, экономические, социальные, демографические, политические и культурные. Значение изменений для розничной торговли как отрасли.

Проблемы научно-технологического развития сферы товарного обращения и организационно-экономические методы их решения. Основные направления научно-технического прогресса в торговле на современном этапе и его влияние на отраслевые риски. Эффективность научно-технического прогресса торговой организации. Задачи и приоритетные области научных исследований в торговле.

Влияние глобализации и интернационализации на развитие мировой розничной торговли. Развитие международного присутствия. Мульти- и транснациональные розничные торговцы. Роль международных торговых организаций.

Наши рекомендации