Стиль поведения учителя на уроке. Либеральный (попустительский).Учитель уходит от принятия решений
Либеральный (попустительский).Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе может наблюдаться неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
Особенности формирования познавательных процессов у подростков
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
· планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
· использование установок в форме убеждения, внушения;
· планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
· использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
· определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
· опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
· руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
· использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3. Закрепление результатов работы:
· навыков путем упражнений;
· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Назовите способы формирования внимательности у учащихся.
У младших школьников внимание рассеянное, поэтому следует использовать деятельность, предполагающую наглядное мышление. Следует чередовать умственную деятельность с практической.
Внимание подростков преимущественно произвольное. Но урок следует вести опираясь не только на произвольное, но и на послепроизвольное, использовать приемы, снижающие степень волевых усилий, например за счет появления интереса к материалу, вести урок в быстром темпе, вовлекая их в продуктивную деятельность, применяя паузы для отдыха.
Личностные особенности учителя и ученика проявились в данной ситуации? Как можно было избежать конфликта?
Что такое индивидуальные особенности? Какие взгляды существуют на их учет в учебно-воспитательной работе? В чем сущность возрастного, индивидуального и личностно-ориентированного подходов в обучении?
Возрастной подход к обучению заключается в учете закономерностей психического развития детей, прежде всего сензитивности разных возрастных периодов кстановлению тех или иных психологических функций иновообразований, атакже роли ведущих типов деятельности вихформировании у школьников.Игнорирование или недостаточная проработка требований возрастного подхода приводит к снижению продуктивности учебной деятельности.
Следующий уровень задач, решаемых на уроке, обусловлен индивидуальными различиями детей. Знакомясь с авторскими работами педагогов, можно заметить, что личностный подход часто редуцируется в них до индивидуального. Личность трактуется в этом случае как индивидуальное, присущее индивиду, а ориентация на личность — как индивидуализация, то есть приспособление к конкретному ученику с его индивидуальными свойствами учебных планов, учебных материалов и форм общения педагога и ученика.
В сферу внимания педагогов попадает широкий спектр индивидуальных различий — от особенностей темперамента и типов мышления до преобладающего способа переработки информации (синтетического и аналитического). Еще один путь индивидуализации обучения — учет интересов детей.
Следующий пример обучения поможет наметить «водораздел» между двумя обозначенными подходами: индивидуальным и личностным. Речь идет о внутренней дифференциации, выделении в пределах класса таких групп, которые выполняют разные (по какому-либо критерию) задания (И.С.Якиманская).
Схема 1 представляет соотношение трех выделенных подходов — возрастного, индивидуального и личностного в виде пирамиды. Основание составляет возрастной подход, над ним надстраивается индивидуальный, а вершина пирамиды — это личностный подход. Можно заметить, что личностный подход не может реализоваться вне возрастного и индивидуального. А вот индивидуальныйвполне может оказаться вне личностной модели обучения.
Схема 1
Итак, индивидуальный подход в обучении может быть реализован при объектной модели взаимодействия педагога с ребенком и не решать в связи с этим задач целостного развития личности. Поэтому индивидуальный подход может сопровождаться теми негативными последствиями, которые характерны для традиционной модели обучения: сопротивлением учащихся обучению, защитной мотивацией, отсутствием познавательной активности и т.п.
Поэтому понятно стремление педагогов определить, что же это такое — личностный подход в реалиях урока.