Каков общий уровень коммуникативной культуры кандидата?
A. Высокий. Старается быть деликатным, доброжелательным, отзывчивым. Соблюдает этику взаимоотношений (не разглашает личных тайн, не сплетничает и пр.)
Б. Средний. Достаточно доброжелателен, воспитан. Иногда может быть несдержан, допускать «вольные» высказывания. Но в целом старается следить за собой и соблюдать этику взаимоотношений.
B. Низкий. Может проявлять грубость, неделикатность, в «запале» группового обсуждения переходить на личности, конфликтовать. Часто не соблюдает этику взаимоотношений.
Вы можете завести специальный «Лист наблюдений за кандидатами в команду» и заносить в него свои наблюдения.
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА КАНДИДАТАМИ В КОМАНДУ
Имя кандидата | Показатели | Собственные комментарии и выводы | ||||||
Мария | А | А | А | А | А | А | А | Человек команды |
Анна | А | Б | Б | А | Б | Б | Б | Будет достойным членом команды, но нужно поработать над собой |
Владимир | Б | Б | Б | Б | Б | А | Б | В принципе, может стать человеком команды, но ему нужно работать над собой, его необходимо обучать |
Иван | Б | В | Б | В | В | Б | В | Возможно, ему стоит предложить индивидуальную работу, в команде ему сложно, и с ним сложно |
Если среди ваших кандидатов преобладают те, кто набрал больше баллов А,то прогноз работы в команде положительный, успешный.
Если среди ваших кандидатов преобладают те, кто набрал больше баллов Б,то, в принципе, прогноз жизнеспособности команды может быть положительным, но при условии, что вы будете целенаправленно формировать среди них коммуникативную культуру. Уместным будет привлечение внешнего тренера для проведения в команде:
□ тренинга по формированию командного духа;
Q тренинга коммуникативной компетентности.
Если среди ваших кандидатов есть те, кто набрал больше баллов В,придется либо с ними расставаться, либо переводить их на индивидуальную работу (если они хорошие специалисты).
Эта схема анализа данных наблюдений позволит вам производить оперативную оценку членов команды и отслеживать их рост, а также оценивать эффективность тренингов для каждого.
ШАГ ТРЕТИЙ: РАБОТА ЧЛЕНОВ КОМАНДЫ НАД СОБСТВЕННЫМИ ОСОЗНАВАЕМЫМИ И НЕОСОЗНАВАЕМЫМИ ЦЕЛЯМИ
Этот шаг лично вы уже прошли. Теперь это предстоит сделать членам вашей команды. Собственно, начиная с этого шага, вам предстоит выделять для подобных игровых совместных занятий примерно 10-15% рабочего времени в неделю (одна игра продолжается 2-2,5 часа).
Итак, предложите членам вашей команды задание исследовать осознаваемый образ цели и «Карту внутреннего мира». При этом вам придется принести собственную карту, чтобы участвовать в групповом обсуждении. Конечно, можно тут же нарисовать новую, если Вы сможете одновременно рисовать и читать задание.
Когда все члены команды закончат рисовать, попросите их показать карты друг другу, выложив их в круг. Пока все рассматривают рисунки, вы можете сказать: «Все "карты" очень разные, так как мы все разные, у каждого свои особенности, свой внутренний мир, свои сильные и слабые стороны; работая единой командой, нам предстоит научиться принимать индивидуальность каждого, а для этого надо к ней прикоснуться».
Далее вы можете построить обсуждение, опираясь на семь ключей «Карты внутреннего мира».
Закончить обсуждение можно так: «Наверное, сегодня мы увидели друг друга немного с иной стороны. Для работы в команде очень важно осознавать свою цель, желать исследовать неосознаваемое и постоянно смотреть друг на друга "свежим", незамутненным обыденностью взглядом».
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Любая группа имеет тенденцию распадаться на подгруппы. По каким неведомым нам законам люди выбирают друг друга, образуют между собой устойчивые связи? Какие силы здесь действуют: личное обаяние, симпатии, близость устремлений и взглядов? Так или иначе, Вам предстоит наблюдать процесс образования в вашей команде «подкоманд». Также в команде могут появиться «звезды» и «аутсайдеры».
Чтобы отслеживать этот процесс и даже регулировать его, вы можете использовать социометрию.
Итак, ваша основная задача на этом этапе посмотреть, каким образом члены вашей команды образуют подгруппы, есть ли в команде явные «звезды» и «аутсайдеры». Зачем это нужно? Затем, чтобы правильно спланировать распределение нагрузки в команде, предлагая работу в «дуэтах», «трио», «квартетах», «квинтетах» и т. д. Если же количество членов вашей команды превышает 7 человек, исследование межличностных предпочтений среди них становится особенно актуальным. Кроме того, изменение межличностных предпочтений свидетельствует о динамике внутрикомандных процессов, о развитии структуры взаимоотношений в команде.
Социометрия
| Социометриейназывают процесс «измерения» межличностных предпочтений.
Перед тем как предлагать это задание членам своей команды, желательно, чтобы Вы его выполнили сами.
Чтобы провести это упражнение-тест, вам необходимо:
□ подготовить комплекты цветных карандашей (по одному комплекту на каждого члена команды); причем в каждом комплекте столько карандашей, сколько членов в вашей команде, включая вас. Рекомендация: лучше не включать в набор карандашей черный цвет;
□ подготовить листы белой бумаги формата А4: по 2 листа на каждого члена команды; можно их пометить так: «Лист 1» и «Лист 2»; лист 1 расположите горизонтально и нарисуйте на нем мягким карандашом (или ручкой) кружки диаметром 2-3 см в один ряд, друг за другом (обязательно в один ряд!); лист 2 оставьте чистым;
□ посадить всех членов команды на расстоянии друг от друга так, чтобы они не могли видеть, что делает другой, раздать каждому комплект цветных карандашей и лист 1.
Инструкция 1: Пожалуйста, в верхней части листа напишите свое имя и поставьте дату. Вы видите на листе обыкновенные кружки. Пожалуйста, возьмите цветные карандаши и раскрасьте кружки. Каждый кружок должен быть одного цвета. Постарайтесь долго не думать, действовать быстро. Спасибо!
Когда члены Вашей команды справятся с заданием, вам необходимо забрать у них лист 1 и раздать лист 2.
Инструкция 2: Пожалуйста, в верхней части листа напишите свое имя и поставьте дату. Теперь перед вами чистый лист. Возьмите любой карандаш или ручку и нарисуйте на нем столько кружков, сколько членов в вашей команде. Кружки могут быть не очень ровными и располагаться могут на всем пространстве листа. Теперь раскрасьте эти кружки. Каждый кружок должен быть одного цвета. Теперь впишите в эти цветные кружки имена членов вашей команды так, как захотите. Спасибо!
По окончании упражнения Вы можете предложить всем сесть в круг и рассмотреть друг у друга только листы 2,обсудить впечатления и ощущения. Лист I — это ключ, и он должен оставаться у вас/
Закончить упражнение можно так: «Прекрасно, что мы все воспринимаем друг друга в разном цвете. Есть цвет — есть новизна и свежесть. Цвет — это то, что позволяет преодолеть серые будни, текучку и обыденность. Цвет, в котором мы воспринимаем друг друга, может меняться, так как меняемся мы сами. Через полгода мы можем сравнить наши рисунки. Что ж, спасибо, и — да здравствует цвет!»
Ключ
Лист 1 — это ряд предпочтений, он же — ключ к тесту. Первые 2-4 места занимают цвета предпочитаемые. Последние два места занимают цвета условно отвергаемые. Вам предстоит соотнести лист 1 и лист 2 каждого члена вашей команды. Таким образом вы увидите, как каждый член команды относится к другим, кого «предпочитает», а кого «условно отвергает». Результаты можно занести в таблицу.
Имена членов команды | Кого «предпочитает» (2-4 имени) | Кого «условно отвергает»(1-2 имени) |
Мария | Иван, Елена | Петр |
Иван | Степан, Петр | Андрей |
Степан | Иван, Мария | Андрей |
Анна | Мария, Петр | Иван |
Петр | Иван, Анна | Елена |
Андрей | Елена, Петр | Иван |
Елена | Андрей, Мария | Петр |
Анализируя таблицу, вы можете выделить «звезд» и «аутсайдеров». «Звезды»— это те, кого чаще всего выбирают в качестве «предпочитаемых». «Аутсайдеры»— это те, кого чаще всего выбирают в качестве «условно отвергаемых».
В нашем примере нет явных «звезд» и «аутсайдеров», предпочтения и условные отвержения равномерно распределены в группе. И это нормальная, здоровая ситуация. Но она станет опасной, когда в группе появится явный «аутсайдер». Кстати, явная «звезда» (если это не вы) тоже не очень приятный знак. Хотя если вы планируете передать дела, то яркая «звезда» в команде подходит для этой цели.
Процедуру социометрии необходимо проводить регулярно (1-2 раза в год), чтобы посмотреть, как меняются межличностные предпочтения в команде. Согласно принципу непрерывного развития (принцип колеса), система межличностных предпочтений должна быть подвижна. В разные периоды каждый член команды должен побыть и «звездой» и «аутсайдером», ибо это важно для его личностного роста и роста команды.