Полевые материалы подготовка радикального нововведения
"Переход на новый хозяйственный механизм в вузах
и институтах усовершенствования врачей"1
(резиденциальная межгрупповая работа)
Задачей данной межгрупповой работы был поиск таких способов экономи-зации медицинского образования, которые помогли бы существенно продвинуть качество подготовки врачей.
1 В этой работе приняли участие также М.Ю. Климова, С.К. Ефремов, В.Г. Капранов, Г.И. Кунц-ман и В.А. Чернец под руководством автора.
Для этого была проведена организационная диагностика (общая и специальная), ее результаты были включены в начало работы как исходный рабочий материал и использованы при подборе участников межгрупповой работы.
I. ОРГДИАГНОСТИКА
В данном случае общая оргдиагностика была совмещена со специальной, т. е. проблемы системы подготовки врачей сразу рассматривались в контексте предполагаемой экономизации этой системы.
Информационный материал для оргдиагностики был получен посредством методов развивающего интервью, анкетирования участников, анализа документов. В результате были выявлены проблемы системы образования и ее позиционный анализ.
Позиционный анализ системы подготовки врачей выявил нарастающие противоречия между различными группами преподавателей. Эти группы таковы: преподаватели, труд которых не поддается экономизации; преподаватели, которые могут использовать те или иные формы хозрасчета, и преподаватели, специфика труда которых позволяет перейти на полный хозрасчет. Позиционный анализ позволил выявить также распределение по такому ценностному дифференцирующему признаку, как отношение к экономизации.
Были установлены и некоторые линии потенциальных конфликтов в организациях, обусловленные внедрением экономических отношений.
В итоге по материалам оргдиагностики центральной проблемой перехода системы на экономические методы становится согласование интересов и действий различных категорий и групп участников процесса подготовки врачей. Разработка механизма согласования названных интересов, следовательно, выдвигается в качестве задачи для межгрупповой работы.
II. РЕЗУЛЬТАТЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
В ходе игры были определены три основные критические линии в системе подготовки врачей:
- студент (слушатель) - преподаватель;
- кафедра - институт;
- институт - министерство.
Общей центральной проблемой на этих линиях отношений была признана проблема субъектности. Кто субъект, т. е. главное действующее лицо во всей системе?
Основное противоречие состоит в том, что технология обучения организована таким образом, что субъектом предполагается студент (слушатель), а в организационном отношении он наименее активен и полномочен. Иначе говоря, процесс обучения настроен на удовлетворение потребности студента в знаниях. Но объективное положение студента (слушателя) не мотивирует его на максимальное усвоение знаний и не дает ему возможности добиваться их получения, воздействовать на качество обучения.
Сходная картина обнаруживается в отношении как преподавателей, так и самих кафедр. Степень их влияния на содержание и организацию своего труда незначительна, что обусловливает их безынициативность. Основные инициативы и воздействия на организацию и содержание учебного процесса идут "сверху" - от Минздрава и других госорганов.
Общий вид таков: вся организационно-экономическая система подготовки врачей должна быть радикально переориентирована на "новых" для нее субъектов: студента (слушателя) и преподавателя. Должны быть созданы условия, когда преподаватель и студент будут заинтересованы и активны в достижении высокого качества обучения, т. е. превратятся из исполнителей программ, заданных им правил взаимодействия в подлинных субъектов учебного процесса. И вся система обучения врачей должна быть построена, как бы отталкиваясь от этих субъектов (снизу вверх).
В развитие этого подхода были предложены три проекта, которые после соответствующей доработки можно рассматривать как направления единого многовариантного синхронного экспериментав системе медицинского образования.
11-1. Проект "Самонастраивающаяся система повышения качества
обучения" в медвузах и ГИДУВах с использованием
Экономических методов
ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Главным действующим лицом учебного процесса становится студент (слушатель) - из объекта педагогического воздействия он превращается в активного субъекта его;
преподаватель вуза (ГИДУВа) должен иметь возможность неограниченного заработка на своем рабочем месте без существенного увеличения фонда заработной платы.
Решаемая проблема:при каких условиях студент (слушатель) захочет и сможет добиваться повышения качества своего обучения?
Студент медвуза захочет добиваться повышения качества своего обучения, если:
- будет соблюден принцип разделения преподавателя и экзаменатора (с ис
пользованием тестового и программированного контроля в конце семестра
и дисциплинарного курса);
- будет резко дифференцирована система дипломов и зарплаты после выпус
ка, а также стипендий (основанная на рейтинге).
Слушатель ГИДУВа захочет добиваться повышения качества своего обучения, если:
- результат обучения повлияет на его социальное положение (зарплату, тру
доустройство, служебный рост);
- он сможет заказать нужный цикл обучения;
- он сможет получить индивидуальное обучение;
- он потом сможет выбирать работодателя на контрактной основе.
Студент сможет добиваться повыше- Слушатель сможет добиваться повы-ния качества своего обучения, если: шения качества своего обучения, если:
- фонд заработной платы каждого пре- - он получит возможность выбирать се-
подавателя, приходящийся на одного бе преподавателя;
студента в семестр, будет зависеть - зарплата преподавателей будет на-
от числа студентов, занимавшихся прямую и без ограничений зависеть от
на его курсе. числа избравших его слушателей;
- он будет иметь информацию о воз
можностях получения знаний и о цене;
- появятся альтернативные, независи
мые учебные заведения.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ ДАННОЙ СИСТЕМЫ:
- вероятно резкое расслоение преподавателей по уровню оплаты
- и конфликты на этой почве;
- угроза монополизма сильнейших преподавателей;
- снижение качества обучения в случаях чрезмерно большого набора числа
студентов (слушателей) отдельными преподавателями;
- столкновение данного нововведения с уравнительными предрассудками в
среде преподавателей и обучающихся;
- угроза блока слабых преподавателей против сильных;
- обострение трудностей с помещениями, оборудованием, организацией учеб
ного процесса и т. д.
11-2. Проект "Кафедра - субъект"
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Выявление субъектных и объектных свойств кафедры (предпосылоксубъект-ности):