Зарубежный опыт внедрения ои

ТЕМА 7 ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ КАК НОВАЯ БИЗНЕС_МОДЕЛЬ

ПОНЯТИЕ «ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ»

Термин открытые инновации(англ. Open innovation) ввёл в оборот Генри Чесбро. Он определяет ОИ как «Использование целенаправленных притоков и оттоков знаний с целью ускорить внутренние инновации и расширять рынки для внешнего применения инноваций, соответственно» [1]. Первый процесс называется входящими, а второй исходящими открытыми инновациями. Парадигма ОИ обычно противопоставляется парадигме закрытых инноваций, которые предполагают, что компании самостоятельно генерируют идеи инноваций, а затем разрабатывают, развивают, размещают на рынке, распространяют, обслуживают, финансируют и поддерживают их [2]. Под парадигмой понимается развивающаяся система, образованная взаимодействием методологий, методов и научных принципов, применяемых научным сообществом и используемых им для построения системы знаний в определенном направлении развития науки [3].

По мнению Г.Чесбро, в настоящее время бизнес вступает в новый этап инновационной деятельности, когда источники инновационного потенциала компании находятся за ее пределами. Рассмотрим принципы, лежащие в основе двух парадигм [1].

Принципы закрытых инноваций:

1. Талантливые люди, разбирающиеся в этой области, работают на нас.

2. Чтобы получить прибыль от НИОКР, мы должны сами совершить открытие, разработать его до уровня продукта и довести до конечного результата.

3. Если мы сделаем открытие сами, то сможем первыми выйти с ним на рынок.

4. Компания, которая доводит инновацию до рынка первой, выигрывает.

5. Если мы сами создадим в отрасли большую часть лучших идей, мы выиграем.

6. Мы должны хорошо контролировать нашу интеллектуальную собственность, чтобы конкуренты не воспользовались нашими идеями с выгодой для себя.

Принципы ОИ:

1. Далеко не все талантливые люди работают на нас. Мы должны взаимодействовать с талантливыми людьми, действующими как в нашей компании, так и за ее пределами.

2. Значительную ценность могут создавать внешние НИОКР, внутренние НИОКР необходимы, чтобы получить часть этой ценности.

3. Нам не обязательно самим проводить исследования, чтобы на основе их результатов получить прибыль.

4. Создание более совершенной модели бизнеса важнее, чем выход первым на рынок.

5. Если мы наилучшим образом воспользуемся внешними и внутренними идеями, мы выиграем.

6. Мы должны получать прибыль от использования другими нашей интеллектуальной собственности, и мы сами должны покупать интеллектуальную собственность у других компаний всякий раз, когда она соответствует нашей бизнес-модели.

Все чаще крупные компании, как говорят, осуществляют инновации «открыто», путем включения в инновационный процесс клиентов, поставщиков, конкурентов, университетов, научно-исследовательских институтов и др., и полагаются на внешние идеи для новых продуктов и бизнес-процессов. В бизнес-литературе также описывается феномен «краудсорсинга», (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц [4]. Решение общественно значимых задач силами множества добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий.

В то время как в аутсорсинге работа отсылается за пределы компетенции компании профессиональным исполнителям за определенное вознаграждение, в «краудсорсинге» эти же виды работ выполняются безвозмездно. Всю необходимуюработу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые профессионалы-любители, которые и тратят свое свободное время на создание контента, решение проблем или даже на проведение исследований и разработку. Один из отличительных признаков «краудсорсинга» — разбивка работы на мелкие части (модули) [2].

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ОИ

Сегодня успешные инновации создаются не в закрытых корпоративных структурах, а становятся результатом широкого кооперационного взаимодействия фирм, университетов, государственных структур, потребителей, финансовых организаций, которые могут и конкурировать между собой, но все они взаимодействуют ради собственной инновационной выгоды.

Крупные корпорации часто выступают в качестве «хабов», вокруг которых формируются сети, состоящие из средних и малых инновационных фирм. Так, Siemens через свои фонды проинвестировала более полутора сотен стартапов на сумму свыше 800 млн евро, кроме этого, корпорация участвует капиталом еще в сорока венчурных фондах в качестве «ограниченного партнера» (limited partner), получив благодаря этому доступ к разработкам еще сотен малых компаний. Аналогичные фонды есть почти у всех участников Большой Фармы — GlaxoSmithKline, Eli Lilly, Roche, Pfizer, Johnson&Johnson [5].

Г. Чесбро, описывая инновационную деятельность, исходит из опыта таких известных инновационно-ориентированных компаний, как Xerox, Intel, IBM, Lucent. Он приводит пример — Cisco Systems против Lucent Technologies. Последняя унаследовала от AT&T знаменитые Лаборатории Белла и была классическим примером корпорации, работавшей по модели закрытых инноваций. У Cisco Systems, созданной в 1984 году, и близко не было таких возможностей в области НИОКР, однако, она значительно потеснила старшего конкурента в сегменте сетевого оборудования, покупая необходимые технологии на рынке и инвестируя в перспективные технологические стартапы, часть которых, по иронии судьбы, была основана выходцами как раз из Lucent Technologies.

ОИ могут принимать такие формы как [2]:

1. Платформы для сбора идей, которые предоставляют потенциальным партнерам возможность представления новых исследовательских проектов или использование новых возможностей для сотрудничества. В качестве примеров можно назвать следующие: социальная инновационная платформа «Spigit», разработанная «Apple»; порталы «Starbucks» и «Procter & Gamble» для обратной связи с клиентами; онлайн мозговой штурм (джем) «IBM» для сотрудников, клиентов, деловых партнеров и ученых;

2. Налаживание обратных связей с пользователями по поводу новых или существующих продуктов и их проектирования, так например «Lego» позволяет потребителям создавать проекты и Lego-роботов, а «DesignCrowd» подключает клиентов и «решателей» к разработке дизайна;

3. Проведение соревнований и вознаграждение свои дочерних компании, поставщиков, внешних специалистов или общества в целом, за определенную деятельность в области генерирования новых знаний. Сюда можно отнести конкурс среди дочерних предприятий «Tata Group Innovista» для стимулирования инноваций; открытый конкурс «You Rail» компании «Bombardier» для дизайнеров с целью поиска идеи для современного транспорта; конкурс «The Center for Integration of Medicine & Innovative Technology» по совершенствованию оказания медицинской помощи.

Тенденцией является то, что фирмы которые ранее были флагманами закрытых инноваций («IBM», «Microsoft», «Philips», «Procter & Gamble») сегодня наиболее часто практикуют ОИ.

РОЛЬ ОИ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

В условиях ужесточения конкуренции на рынке огромное значение приобретают механизмы, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия. Одним из таких методов является предложение потребителям новых видов услуг, но в этом случае возникает потребность в источнике инновационных идей [6].

У многих людей есть интересные и необычные, а порой и прорывные идеи. Но далеко не все из этих талантливых людей работают в Департаменте научных исследований и разработок (R&D department). Некоторые могут работать в других департаментах компании. Следует принимать во внимание не только их идеи, но и предложения от поставщиков, с которыми работает компания. Как известно, в XXI веке доминирует рынок покупателя. Он предполагает производство тех товаров, который потенциальный потребитель будет готов приобрести. Невозможно игнорировать мнения и предложения по улучшению товаров от потребителей.

Модель ОИ позволяет корпорации уйти созидательного разрушения, как определили этот процесс Р.Фостер и С.Каплан [7].Выбрав путь открытых инноваций, корпорация, да и любое предприятие и организация вообще, становится более «текучей», восприимчивой к внешним изменениям, способной видеть и главное – использовать шансы, в хорошем смысле этого слова использовать рыночную неопределенность и даже риски. Еще один важный момент состоит в том, что благодаря ОИ особенно актуальным становится формирование бизнес-модели, потому что создание более совершенной модели бизнеса важнее, чем выход первыми на рынок, ведь, как утверждает Чесбро, «у технологии нет врожденной рыночной привлекательности».

Заключая свою нашумевшую книгу о феномене созидательного разрушения в экономике, Р.Фостер и С.Каплан заявили о том, что «пока развивающиеся страны в поисках средств укрепления состояния национальной экономики освоили способность к воспроизведению известных инноваций, но не пытаются развить умение пестовать и разрабатывать свои собственные». По их мнению, «хотя эта стратегия доказала возможность достижения кратковременного успеха, она, как это показывают примеры Японии и Кореи, не имеет перспективы» [7].

Несмотря на преимущества ОИ, существуют и риски, связанные с их использованием, что часто отталкивает компании. Результаты опроса европейских компаний показали следующие опасения насчёт применения этой парадигмы, показанные на рисунке [8].

зарубежный опыт внедрения ои - student2.ru

Рисунок - Риски модели открытых инноваций для корпорации (результаты опроса европейских компаний)

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что успешное развитие и конкурентоспособность компании возможны благодаря открытой инновационной политике, но только в сочетании с грамотным руководством и анализом всех рисков.

СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОИ

Инновационный процесс, безусловно, имел место и в индустриальную эпоху, но он был сильно растянут по времени. Конструкторские бюро и научные организации объединялись с предприятиями для решения стоящих перед ними задач, но не было речи о привлечении потенциальных потребителей к разработке инновационных продуктов. Созданием новых технологий, новых товаров, услуг и выводом их на рынок занимался весьма ограниченный круг исполнителей. Только примерно с 1980-х гг., если говорить об СССР, тяжеловесный образ «массового спроса» начал уверенно вытесняться с рыночной арены.

В России в постперестроечное время об инновационной составляющей экономики фактически забыли, что было вполне естественным в логике «Вашингтонского консенсуса», предполагавшего максимальное удаление государства от участия в экономике вообще и в поддержке ее инновационной составляющей в частности. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что в последние годы инновационная ситуация в России меняется кардинально, причем очень быстрыми темпами.

Увы, пока что российские корпоративные венчурные фонды — большая редкость. Поэтому обидные истории, когда инновации «проходят мимо», весьма типичны. Чаще всего у компании не оказывается ни желания, ни механизма взаимодействия с «внешним» инноватором. При необходимости внедрения инновации компании, чаще всего, идут бы проторенным путем: подключают к проекту внутренние НИОКР и берут в соисполнители полдюжины «проверенных» НИИ и научных центров. «Система очень косная, вклиниваться в такие сложившиеся цепочки малым технологическим фирмам в России почти нереально, — говорит Евгений Кузнецов из РВК. — Легче продать технологию на Запад» [9]. Венчурные фонды западных корпораций давно и успешно работают со стартапами в России. Российский же крупный бизнес совсем не использует этот инструмент. Вероятная причина — отсутствие опыта и специалистов для организации такой работы [5].

Тем не менее, в Российской Федерации всё чаще и чаще используется парадигма ОИ. Многие организации готовы поддержать молодых инноваторов. Они финансируют инновационные проекты или покупают разработки и привлекают самих специалистов для работы в своих компаниях.

В России существует небольшое количество институтов, которые поддерживают инноваторов. Среди них: ОАО «РВК», фонд «Сколково», ОАО «Роснано», Автономная некоммерческая организация «Агенство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», а также государственная некоммерческая организация «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Среди вышеперечисленных институтов, необходимо выделить ОАО «РВК» и фонд «Сколково», т. к. они играют первостепенную роль в поддержание малого инновационного бизнеса на территории Российской Федерации .

Рекомендуемые источники

1. Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. – М.: Поколение, 2007.

2. Почко Е.О. Исследование форм Открытых инноваций // Перспективы инновационного развития Республики Беларусь: сб. науч. статей IV Междунар. науч.-прак. конф.; редкол. : П. С. Пойта [и др.]. – Брест: Альтернатива, 2013. – 360 с.

3. И.Кощегулова, Е.Синицына Факторы успеха парадигмы открытых инноваций // Экономика и управление: научно-практический журнал,№1 , 2013.-С.19-23.

4. Джефф Хау Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. - М.: «Альпина Паблишер», 2012. - 288 с.

5. Жук Ю. НИОКР наружного применения // Бизнес-журнал, №6, 2011.

6. Губанова А. Роль открытых инноваций в повышении конкурентоспособности предприятий транспортной отрасли // Современная конкуренция. - 2011. - №5 (29). - С. 119-130.

7. Фостер Р., Каплан С. Созидательное разрушение. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

8. Ellen Enkel, Oliver Gassmann, Henry Chesbrough. Open R&D and open innovation: exploring the phenomenon, 2009.

9. Денисов Д. Вход для посторонних // Бизнес-журнал, №6, 2011.

10. Пугачев Н. С. Открытые инновации // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 403-407.

Наши рекомендации