Зарубежный опыт приватизации

9.1. Приватизация в странах Западной и Центральной Европы

Испания

Сейчас приватизационные процессы в Испании постепенно сходят на нет за счет того, что правительство уже распродало большую часть значительных государственных предприятий.

Процессы приватизации государственных предприятий начались в Испании с середины 1980-х и проводились двумя правительствами – сначала, до 1996 года – социалистами, потом с 1996 по 2004 – консерваторами. Особенной интенсивности процессы перевода государственной собственности в частные руки достигли в период 1996-2000гг., когда были приватизированы крупнейшие испанские компании. Доля государственных фирм в ВВП страны уменьшилась с 3% в 1995 году до 1% в 2002. Государственная приватизационная программа Испании принесла государству в период с 1990 по 2001гг. 38,4 млрд долл., что ставит Испанию на четвертое место в Европе по степени интенсивности приватизационных процессов.

В целом, в Испании доминировали такие способы приватизации госкомпаний, как прямая продажа и продажа акций на открытом рынке. В последние годы стал также встречаться вариант продажи с аукциона, но он не получил широкого распространения.

Мелкие и средние компании, доход от передачи которых в частные руки не превышал обычно нескольких десятков миллионов евро, обычно приватизировались целиком – продавалось чаще всего 100% акций или близкое к этой отметке количество. Таким способом в 1985-1996 гг. были проданы 67 мелких и средних госкомпаний в самых разных отраслях экономики, от пищевой до электронной промышленности. Причем здесь доминировал исключительно способ приватизации путем прямой продажи – он был применен в 65 из 67 случаев приватизации.

Одной из крупнейших приватизационных сделок последних лет стала передача в частные руки крупнейшего оператора скоростных автодорог страны Grupo ENA – за 1,59 млрд. евро.

Правительство заявило, что оно ускорит темпы приватизации, но его сдерживает относительная незрелость местных рынков капитала и небольшое число держателей акций среди широких слоев населения. В конце июня 1996 г. кабинет одобрил программу массовой распродажи ГП для того, чтобы погасить национальный долг Испании, он же стал инициатором проведения всеобъемлющей реструктуризации убыточных предприятий.

Из предприятий, ожидающих приватизации, можно назвать такие, как нефтяной гигант Репсойл, банковская группа Аргентария, телекоммуникационная группа Телефоника де Еспанья, компания Табакалера, на 52 процента находящаяся в государственной собственности, компания по снабжению электроэнергией Эмпреса Насьональ де Электрисидад, авиалиния Иберия и другие.

Стратегия правительства заключается в том, чтобы приватизировать крупные государственные активы через выпуск акций, а более мелкие предприятия, нуждающиеся в реструктуризации и специальной технологии, методом прямых частных продаж.

Великобритания

Великая Британия первой (на Западе) избрала путь массовой приватизации и добилась при этом хороших результатов. Причиной приватизации была низкая эффективность работы государственных предприятий.

Сочетание двух главных целей — уменьшение задолженности и распространение акций — означало, что приватизация в этой стране проходила в основном в форме продажи, но почти всегда по ценам ниже рыночной стоимости. На большинстве распродаж правительство поощряло граждан покупать акции по твердо установленным ценам с определенными ограничениями на случай слишком большого числа заявок. Низкие цены создавали дополнительную прибыль покупателям и увеличивали популярность таких распродаж за счет государства. Тем не менее большое количество отдельных граждан и частных предприятий, покупавших акции, вскоре уменьшилось, поскольку многие стали продавать свои акции, чтобы получить прибыль.

Целями приватизации в Великой Британии являлись повышение производительности труда путем усиления конкуренции и разрешения фирмам получать ссуды на рынке капитала; ограничение кредитных требований государственного сектора; решение проблемы выплаты процентов государственному сектору; ограничение государственного вмешательства в дела предприятия; расширение форм собственности на средства производства; перераспределение доходов.

Методы реализации концепции приватизации сводились к продаже или безвозмездной передаче государственного имущества. Иногда проводились конкурентные торги акциями, иногда определенная часть акций резервировалась для рабочих предприятия.

Основными покупателями являлись финансовые структуры. Индивидуальные вкладчики имели лишь 23,1 % всех акций.

Практиковался и выкуп предприятий менеджерами и работниками. Мелкие вкладчики и работники предприятий получали льготы при приватизации, как по сумме платежей, так и по срокам. При продаже предприятий происходило резервирование 10 % акций для работников предприятий и пенсионеров.

Однако впоследствии безвозмездная передача имущества оказалась несостоятельной.

По степени достижения поставленных целей приватизация в Великой Британии оценивается как успешная. Отличительные черты британской модели приватизации, которые были порождены не идеологией, а практикой, — платность (или возмездность) и постепенность. Эти и другие особенности британского опыта не являются чем-то специфическим, а потому были переняты многими странами.

Франция

Одним из самых распространенных в стране вариантов приватизации стал выкуп компаний ее руководством и сотрудниками. Лишь за первые четыре года осуществления программы приватизации, 1989-1992, таким способом были переданы в частные руки около 25% всех компаний с числом сотрудников до 1000 человек.

В 1993 была успешно проведена приватизация Banque Nationale de Paris и Rhone-Poulenc Group, крупнейшего французского химико-фармацевтического концерна. На этом этапе приватизации пока не подверглись государственные монополии в сфере электроэнергии, газоснабжения и телекоммуникаций - Electricite de France и Gas de France, France Telecom и другие.

Оценка собственности приватизируемых предприятий осуществлялась независимыми экспертами под наблюдением представителей государственных органов, профсоюзов и ряда предпринимательских организаций.

Персоналу предприятий в период приватизации, предоставлялись значительные льготы в этом процессе: так, например, 5% акций компании продавались сотрудникам компании по льготной цене, при этом оплату своего пакета можно было растянуть во времени на 2 года, то есть фактически купить кусочек предприятия «в кредит».

Юридической базой этого этапа приватизации стал закон 1993г., который вобрал в себя и дополнил основные положения закона августа 1986г. В нем, как и в предыдущем законе, был определен общий список приватизируемых предприятий. Но если программа 1986г. охватывала 65 компаний и была рассчитана на 5 лет, то закон 1993г. предусматривал приватизацию 21 компании, но не устанавливал конкретных сроков завершения этих операций. Упомянутые законы определяли и основные параметры механизма приватизации. Специфическими чертами французского образца приватизации стали сочетание централизованного регулирования с рыночными рычагами, а также использование принципа сегментации предложения акций между различными группами акционеров. Обычно в процессе приватизации акции распределялись следующим образом: иностранным инвесторам – 20%; персоналу – 10%; еще 15-30% - так называемому «стабильному ядру» акционеров – группам предприятий и кредитных учреждений, каждое из которых приобретало от 0,5% до 5% акций приватизируемых компаний с обязательством владеть ими и не перепродавать их в течение определенного минимального срока (обычно 2 года). Наличие таких «твердых ядер» было призвано обеспечить стабильность контроля над управлением приватизированным предприятием и сохранить среднесрочную стратегию его развития, а также защитить от бесконтрольной скупки его акций внешними инвесторами. Остальные активы реализовывались на французском финансовом рынке.

Тем не менее, эксперты не склонны считать, что крупная волна приватизации во Франции в середине 1990-х успешно выполнила одну из поставленных перед ней задач в плане наполнения бюджета. Так, в результате приватизации десяти весьма крупных госкомпаний, среди которых были такие как Banque Nationale de Paris, Rhone-Poulenc, Elf Aquitaine, UAP, Renault, Pechiney и AGF, правительство получило всего 1,7 млрд долл.

Однако впоследствии приватизационные процессы проходили все более и более успешно. Например, акции телекоммуникационного гиганта France Telecom начали торговаться на биржах Парижа и Нью-Йорка в 1997 году, к 2005 в руках правительства оставался 41% акций компании. В целом, сейчас способ приватизации государственных компаний используют ведущие страны-локомотивы европейской экономики, такие как Франция, Германия и ряд других, перед которыми встала проблема замедления темпов экономического развития и увеличения дефицита государственного бюджета, не соответствующий нормам, определенным для стран ЕС.

Отличительной чертой французской программы является сохранение правительством значительного контроля за приватизированными компаниями. Во Франции впервые были опробованы методы, которые позднее были использованы в других странах, в частности, во франкоговорящих странах Африки. Они включают методы: 1) автоматическое распределение акций между сотрудниками приватизированных компаний; 2) частное размещение крупных блоков акций у «стабильного ядра» (noyau dur) институциональных инвесторов, которые не будут использовать эти акции в спекулятивных целях, способствуя таким образом их будущему твердому положению на фондовом рынке.

Недавние проблемы с предложением акций в широкую продажу во Франции связаны с тем, что у инвесторов сложилось впечатление, что французское правительство и после приватизации будет продолжать свое постоянное вмешательство. Это одна из причин, по которой от продажи акций вместо планируемых 11 млрд. долларов удалось получить только 4 млрд. долларов. Еще одной проблемой общего характера является относительная слабость внутреннего рынка капитала в стране.

Внешними объективными факторами успеха приватизации в Англии и Франции явились развитие биржевого рынка, обуздание инфляции и большой объем сбережений домашних хозяйств.

Франция показала образец высоких темпов и объемов приватизации в короткие сроки. То, что было сделано в Англии за б лет, во Франции сделано за 14 месяцев. Она ставила задачу изменить роль госсектора в национальной экономике. Программа приватизации была рассчитана на 5 лет. За 14 месяцев было приватизировано 15 крупных компаний, контролировавших более тысячи предприятий. Приватизацию осуществляло Министерство экономики, сочетая централизованное регулирование и рыночные рычаги.

Во Франции приватизация означала простое перераспределение прав собственности между субъектами хозяйственных отношений в рамках сложившейся рыночной системы, сопровождавшееся некоторым усилием роли частного капитала в экономике.

Италия

В общем и целом, схема приватизации предприятий государственного сектора была построена таким образом, чтобы создаваемый акционерный капитал не «растекался», а мог быть сосредоточен у ограниченного числа акционеров, которые были бы при этом объединены общими стратегическими интересами.

Приватизация в Италии была начата в 1992 г. правительством Амато с целью продажи нескольких государственных банков, страховых компаний, производственных предприятий и крупных компаний коммунальных услуг. Сюда вошли три крупнейшие государственные организации: IRI (Индустриальное реконструкционное агентство), NI (энергетическая группа) и N L (электрическая компания). Хотя и предыдущие правительства продавали некоторые предприятия, в Италии еще не было приватизации в таких широких масштабах.

Общий закон о приватизации был принят в 1992 г., согласно которому все ГП превращались в совместные предприятия, целиком принадлежащие итальянскому министерству финансов и для их продажи не требовалось дальнейшего одобрения парламента. До 1996 г. правительство получило около 17 млрд. долларов в виде поступлений от продаж, и итальянские власти предполагают получить еще 64 млрд. долларов в ближайшие пять лет после того, как будут проданы крупные компании, такие как NI и ST T (телекоммуникационная холдинговая компания). Правительство также надеется получить еще 12,9 млрд. долларов от продажи своих банковских авуаров и принадлежащей ему недвижимости.

Основной целью приватизации является погашение государственного долга и сокращение бюджетного дефицита с 7,4% от ВВП в настоящее время до 3%, чтобы удовлетворить требования Европейского валютного союза.

За период с 1993 по 2000 гг. из-под государственного контроля в частные руки перешли практически все предприятия пищевого сектора, предприятия металлургии, банковской сферы, телекоммуникационные компании, фирмы отрасли управления дорожным хозяйством, транспортные предприятия. Эксперты отмечают, что Италия стала одной из немногих стран, где в частные руки была передана практически вся сеть автомобильных дорог.

Всего с 1993 по 2000 гг. поступления в бюджет страны от приватизации составили 106,6 млрд долл., обеспечив примерно 8% валового внутреннего продукта страны за этот период. В последующие годы процесс приватизации в Италии продолжался, однако масштаб осуществленных мероприятий становился все менее значительным. Например, в 2003 году за весь год было приватизировано два объекта государственной собственности, зато объем бюджетной выручки от их продажи составил немногим более 4,5 млрд евро. В частности, летом 2003 состоялся публичный тендер на продажу активов Национального табачного агентства Италии (ETI), его выиграла British American Tobacco, выручка от приватизации агентства составила 2,32 млрд. евро, и это в 12 раз больше объема расчетной валовой прибыли ETI в том же году. Осенью 2003 был осуществлен второй транш приватизационной кампании государственной электроэнергетической корпорации ENEL, в ходе которого был реализован пакет из 400 обычных акций на общую сумму 2,17 млрд евро.

Правительство надеется расширить число держателей акций, всячески стимулируя мелких акционеров, чтобы создать в стране более крупный рынок для будущих выпусков акций. Эти стимулы включают в себя добавочные дивиденды, сопоставимые акции, скидки и сокращение налогов на дивиденды. Учитывая исторически недоразвитые рынки капитала в Италии, это является одной из первоочередных задач данной программы приватизации ГП. В июне 1994 г. был принят закон, позволяющий правительству держать у себя «золотую акцию» в стратегически важных предприятиях, в частности в естественных монополиях и предприятиях коммунальных услуг, таких как ST T и N L.

Германия

Особо быстрыми темпами и в больших масштабах приватизация осуществлялась в 1990-е гг. в бывших восточных землях Германии.

Приватизация народных предприятий бывшей ГДР началась практически сразу после воссоединения Германии. Процесс регулировало ведомство по управлению государственной собственностью (Treuhandanstalt, с 1995 года - BvS). В ведение этой службы передали все бывшие восточногерманские компании – 8,5 тыс организаций с 4 млн сотрудников. Изначально руководство единой Германии планировало с помощью доходов от приватизации восточногерманских объектов покрыть затраты на восстановление уровня экономического развития этих новообретенных земель. Но весьма быстро стало понятно, что это абсолютно нереально, ибо большая часть предприятий бывшей ГДР находилась в таком состоянии, что просто не могла заинтересовать никакого потенциального инвестора вследствие своей «запущенности» и потенциальной же убыточности. Поэтому BvS наоборот пришлось для начала вложить порядка 53 млрд евро в эти фирмы, прежде чем они были доведены до уровня, который мог бы заинтересовать частных собственников. Поэтому к моменту своего роспуска в 1994 году и передачи дел новой службе задолженность службы Treuhand достигала 105 млрд. евро. Если в начале 1991 года в новых федеральных землях частными были лишь около 14% всех предприятий, то к началу 1994 уже 66% находились в частной собственности, а к началу 1998 приватизация была практически завершена. В частное управление были переданы практически все ранее бывшие государственными предприятия в ГДР. Небольшие предприятия торговли, рестораны и кафе, кинотеатры, мелкие гостиницы и прочие объекты сферы обслуживания чаще всего передавались самим жителям восточных земель, крупные предприятия продавали иностранным или западногерманским инвесторам на условиях обязательных вложений в их развитие. Всего к началу 2004 года, когда служба была официально объявлена выполнившей свою задачу и распущенной, было заключено примерно 44,7 тыс. приватизационных контрактов.

К данному моменту неприватизированными в Германии остались практически только объекты транспортной инфраструктуры, в первую очередь, уже упомянутая Deutsche Bahn, а также скоростные автодороги (автобаны). Правда уже и эта возможность начала активно обсуждаться в правительственных кругах.

9.2.Страны-лидеры приватизации Восточной Европы

Бесспорными лидерами в проведении политики приватизации в Восточной Европе выступают Венгрия, Польша и Чехия.

Венгрия

Процесс приватизации в Венгрии начался в 1989 г., для чего было создано Государственное агентство, а для управления имуществом, оставшимся в руках государства, — общество по управлению государственным имуществом. Для приватизации в Венгрии характерен высокий уровень участия в нем иностранных инвесторов (иностранный капитал составляет 93,3 млрд форинтов). Наиболее высокий уровень их присутствия составил в горнодобывающей промышленности — 67, в энергетической — 72 %. Однако в перерабатывающей промышленности их доля равна 30 %.

Важным фактором, создавшим предпосылки для довольно быстрого и успешного старта приватизации в Венгрии, стала достаточно высокая степень готовности экономики и общества к радикальным преобразованиям, заложенным реформаторскими традициями 60—70-х годов XX века. В 80-е годы практически 75 процентов взрослого населения Венгрии наряду с участием в социалистическом производстве было занято в различных формах “второй” экономики. Частный сектор уже в эти годы давал более 50 процентов предоставляемых населению услуг, обеспечивал 1/3 розничного товарооборота, 15 процентов объема строительно-монтажных работ.

Венгрия имела наиболее стабильную хозяйственную ситуацию по сравнению со всеми другими странами бывшего «социалистического лагеря». Здесь быстро возрождались частное предпринимательство и рыночная инфраструктура. Именно в Венгрии возникли первые фондовые биржи. Развитая денежно-финансовая система, современные телекоммуникации создали благоприятный климат для иностранного инвестирования.

С целью стимулирования приватизации правительство обеспечило желающих льготными займами. Половина затрат венгерских фирм на приобретение объектов приватизации было покрыто за счет льготных кредитов, 12 % приватизационной собственности венгерские граждане приобрели за компенсационные боны.

Польша

Польша характеризуется высокими темпами приватизации, связанными в значительной степени с глубокими кризисными явлениями и проведением решительной политики по их преодолению. Основу процесса приватизации составляет решение двух комплексов задач: экономических и социально-политических. При этом в числе наиболее важных проблем приватизации являются обеспечение социальной справедливости, т. е. льготы трудовых коллективов при разгосударствлении собственности и достижение высокой экономической эффективности работы предприятия после его приватизации.

Так называемая «шоковая» терапия дала резкий толчок развитию экономики страны. Широкая ориентация на иностранные инвестиции в экономику, поддержка собственного предпринимательства, массовая приватизация позволили резко снизить темпы инфляции, оздоровили финансовую систему, укрепили тенденции к стабилизации производства.

Для выполнения задач приватизации было создано Министерство по реформе собственности.

Закон о приватизации предусматривал самые простые методы — «внутреннюю приватизацию, которая заключалась в выкупе акций администрацией и работниками приватизируемого предприятия, и «внешнюю» приватизацию, т. е. приватизацию путем продажи акций лицам, не являющимся работниками приватизируемого предприятия.

Еще до принятия Закона была проведена приватизация значительной части мелких предприятий розничной торговли, преимущественно путем сдачи их в аренду.

«Внешняя» приватизация осуществлялась в основном относительно крупных промышленных предприятий. Покупателями акций являлись мелкие инвесторы, иностранные инвесторы, банки, пенсионные фонды, товарищества взаимного кредита.

Закон предусматривал необходимость согласия советов трудовых коллективов на приватизацию их предприятий. Они же влияли на избрание способа приватизации и организационно-правовую форму нового предприятия, создаваемого на базе приватизированного объекта.

В это же время происходила реорганизация местных органов государственного управления. Законом о местном самоуправлении муниципалитетам были переданы магазины с правом владения и распоряжения их собственностью. Это позволило резко активизировать процесс приватизации розничной торговли. Муниципалитеты осуществляли сдачу объектов торговли в аренду частным собственникам либо продавали магазины с аукциона за наличный расчет.

Практика стремительных реформ, хотя и дала вначале некоторый спад жизненного уровня населения Польши, однако очень скоро компенсировала его потери наполнением рынка товарами и услугами, открывающимися новыми сферами предпринимательской деятельности.

Осуществленные в Польше перемены отношений собственности (1990 — 1993 гг.) получили общественную поддержку лишь тогда, когда появились результаты долговременного характера (1994—1996 гг.) — развитие предприятий, стабилизация рабочих мест, разумная политика заработной платы, т. е. все то, что гарантирует социальную безопасность работника.

Чехия

Рассматривая процессы приватизации в ней, некоторые средства массовой информации употребляют термин «чешский метод». Механизм приватизации в Чехии также предусматривал малую и большую приватизацию. Государственным органом, осуществляющим приватизацию, является Министерство приватизации. Кроме того, действуют региональные приватизационные комиссии на местах. Определен перечень объектов, не подлежащих приватизации.

Очередным шагом разгосударствления собственности явилось принятие Закона о муниципальной собственности, согласно которому государственное имущество, включая землю, на сумму более 350 млрд крон было передано во владение муниципалитетов. Последние затем сами решали, продавать эти объекты на аукционе или использовать в имеющемся статусе.

Из числа проданных объектов малой приватизации наиболее популярными были киоски по продаже газет, табачных изделий и других товаров, а также книжные магазины.

Была произведена денационализация собственности. Старым владельцам и их потомкам возвратили собственность, которую они потеряли после 1949 г. В результате только одного этого шага в руки частных лиц перешло 70 тыс. зданий, более 30 тыс. промышленных объектов и 50 % государственных лесов и сельскохозяйственных угодий.

Как результат приватизации эти и другие элементы придали ей высокую социальную направленность, принятую большинством граждан. За короткое время было проведено большое количество аукционов по продаже государственных объектов частным предприятиям.

Для поддержки малого и среднего бизнеса правительство приняло ряд решений по созданию соответствующей кредитной системы. Были обеспечены прогрессивные условия предоставления кредита предпринимателям, желающим участвовать в приобретении объектов приватизации. Разработанная совокупность программ поддержки предусматривала дифференцированный подход в оказании содействия всем, кто не имел финансовой возможности, но хотел принять участие в покупке объектов приватизации. Работникам, участвующим в выкупе своего предприятия, выдавались гарантии банков на получение необходимого кредита.

Итогом семилетней приватизации стало то, что 95 % предприятий, предназначенных для приватизации, обрели новых собственников. Сегодня государство располагает контрольными пакетами акций только предприятий энергетики, металлургии и химии.

Различия социально-экономического фона, предпосылок и целей приватизации в Украине и в перечисленных выше странах не должны, однако, заслонять очевидного факта. Многие технические модели, правовые механизмы и методические основания приватизационных программ первой и второй волны имеют универсальный характер и вполне могут быть адаптированы к украинским условиям. Однако нужно отметить и очевидные отличия, на базе которых происходила приватизация.

Во-первых, на Западе эти процессы начали происходить тогда, когда уже сложились рыночные отношения и была сформирована рыночная инфраструктура. В Украине такие отношения и инфраструктура отсутствовали.

Во-вторых, главной целью приватизации в странах дальнего зарубежья является развитие предпринимательства; она ориентирована на свободные денежные средства; в нашей же стране осуществляется в условиях отсутствия у населения соответствующих денежных сред

9.3. Приватизация в странах Северной и Латинской Америки

США

Государственный сектор экономики в США всегда был традиционно мал. Например, в 1996 году активы только крупных представителей бизнеса США (корпораций и партнерств) превышали 32 трлн долл., а вместе с активами домохозяйств и неприбыльных организаций достигали 75 трлн долл. В то время как финансовые активы федерального правительства в это же время едва доходили до 140 млрд долл.

Государственная собственность в США представлена, в основном, в таких отраслях как наука, образование, здравоохранение, энергетика, транспорт и почтовые услуги, то есть практически исключительно в секторе услуг. Никакой промышленной, производственной собственности государство не имеет.

Несмотря на это, кое-какая приватизация имела место и в США. Особенно активно этот процесс происходил в 1980-е гг., а именно в 1981-1989гг. во время президентства Рональда Рейгана. В эти годы администрация президента выдвинула весьма масштабные предложения в области перевода и без того небольшой государственной собственности в частную. Р.Рейган предложил приватизировать национальные парки и специально охраняемые природные территории, национальную службу прогнозов погоды вместе с принадлежавшими ей спутниками, морские месторождения нефти а также две железнодорожные компании – Amtrack и Consolidated Rail Corp. (Conrail).

В 1987 году государство продало 85% акций железнодорожной корпорации Conrail, которая специализировалась на грузовых перевозках в северо-восточных районах страны. Сейчас компания работает, в основном, в штатах Детройт, Нью-Джерси и Филадельфия. Она была основана в 1976 году, после того, как действующие в этих районах 6 частных железнодорожных компаний одна за другой обанкротились, и федеральное правительство создало на их месте сначала корпорацию Conrail, которая взяла на себя грузовые перевозки, а еще раньше (в 1971) корпорацию Amtrak, которая занялась пассажирскими. К 1981 году финансовая ситуация благодаря правительственным вливаниям исправилась и 1981 года стал первым годом, который Conrail завершила с прибылью. Когда финансовое положение компании выправилось, государство посчитало, что оно справилось со своей задачей (не дать погибнуть железнодорожному транспорту из-за финансовых трудностей) и приняло решение продать бизнес в частные руки, на тот момент это стало крупнейшим публичным предложением акций в истории страны. Выручка от размещения акций составила 1,9 млрд. долл.

Что касается корпорации Amtrak, то она так и остается в государственной собственности, ибо так и не смогла стать прибыльной. К 2003 году объем государственных субсидий в эту компанию превысил 30 млрд долл. Amtrak работает по всей стране, обслуживает 500 станций в 46 штатах, в ее ведении 35 тыс км железных дорог, в подразделениях компании работает 20 тыс сотрудников. При этом в собственности Amtrak находится лишь примерно 1000 км. железнодорожного полотна, а все остальные перевозки компания осуществляет используя пути, принадлежащие частным компаниям грузовых перевозок.В 2004 финансовом году Amtrak перевезла 25 млн пассажиров – на 4% больше, чем в 2003. За 2004 финансовый год выручка Amtrak составила 2,06 млрд долл,, а расходы – 3,18 млрд долл. В собственности Amtrak – 2140 вагонов и 425 локомотивов. При этом эксперты отмечают, что расходы на субсидирование Amtrak составляют лишь 2% от всех расходов министерства транспорта США, большая часть которых уходит в систему автодорожного хозяйства. Несмотря на все, в программе реформ компании на ближайшие годы стоит цель выйти на уровень прибыльности и конкурентоспособности и все-таки приватизировать ее.

Администрация Р.Рейгана рассматривала приватизацию не только в качестве фактора повышения эффективности экономики, но и использовала ее как инструмент политической борьбы и влияния на общественное мнение. В сентябре 1987 года была учреждена специальная комиссия при президенте по вопросам приватизации, которая определила дальнейшие шаги в этой области – приватизацию дешевого госжилья, дерегулирование системы воздушных перевозок, приватизацию почтовой службы, школ и исправительных учреждений. Однако не все инициативы были доведены до конца. Например, национальные парки из-за протестов широкой общественности и экологов, все же остались в государственной федеральной собственности. Не завершились успехом и эксперименты в области передачи в частные руки контроля за тюрьмами. Пришедший на смену Р.Рейгану Джордж Буш-старший в области приватизации придерживался умеренных взглядов и не стал продолжать многие проекты Р.Рейгана. Примечательно, что даже с радикальной сменой власти в Белом доме и с приходом к власти представителя Демократической партии Билла Клинтона общая направленность госполитики в этом направлении не изменилась. Так, в частности, в 1990-е гг. стали предприниматься усилия по приватизации систем управления и ремонта автодорог государственного назначения, принадлежащих властям штатов.

Что касается, например, аэропортов, то они в целом продолжают находиться в государственной собственности, хотя обслуживают их по большей части частные компании по контрактам с правительством. Правда, в 1996 году в стране была принята Пилотная программа приватизации аэропортов, которая разрешила продать или сдать в аренду 5 аэропортов страны в качестве эксперимента, но пока по ней был приватизирован всего один аэропорт - Stewart International в городе Ньюбург, штат Нью-Йорк, который был передан в аренду на 99 лет британской компании в 2000 году.

Канада

Реализация программы приватизации в Канаде началась в 1985 г. и продолжается до сегодняшнего дня. Программа полностью придерживается принципов индивидуального подхода к приватизации каждого отдельного предприятия, пользуясь предложением акций на фондовом рынке для населения, продажей посредством тендера и продажей посредством переговоров. К 1997 году было приватизировано 26 государственных предприятий, включая государственную авиалинию, государственную железнодорожную и объединенную нефтяную компанию, а также компанию по обогащению урана, телекоммуникационные компании и компании, производящие самолеты и оружие. Поступления от приватизации составили 7,6 млрд. долларов, из которых приблизительно 6 млрд. получило Правительство.

Финансовое положение Канады стало особенно трудным в начале 90-х годов, в 1993 г. дефицит государственного бюджета превысил 5 процентов от ВВП, а национальный долг (включая долг канадских провинций) составил почти 100% от ВВП. В 1995 г. нынешнему правительству Канады удалось сократить уровень дефицита до 4% от ВВП. Доходы от приватизации, составившие примерно 2,8 млрд. долларов в 1995 г., позволили правительству сократить займы.

Программа приватизации в Канаде расширила рынки капитала и явно способствовала росту эффективности бывших государственных предприятий.

Чили

В Чили начали программу массовой приватизации еще в 1974 году, и первые ее результаты были удовлетворительными. В ходе первой стадии приватизации правительство сосредоточило внимание на передаче прав собственности на крупные финансово-промышленные холдинговые группы. Во время экономического кризиса 1982 года в Латинской Америке эти группы начали пытаться провоцировать системный кризис в финансовом секторе. Правительству пришлось вмешаться в деятельность многих этих групп и реприватизировать их активы в ходе второй стадии приватизации.

Однако в середине 80-х годов началась еще одна широкая приватизационная кампания, но уже с рассмотрением каждого отдельного случая приватизации и использованием различных методов продаж. В период с 1974 по 1996 г. было приватизировано более 550 госпредприятий (90%), что принесло в бюджет страны чуть меньше 3 млрд. долларов. Проводя политику приватизации и жесткую финансовую политику, в последние годы Чили удалось превратить бюджетный дефицит в превышение доходов над расходами и сократить внешний долг до контролируемого уровня путем проведения свопа - обмена долговых обязательств на акции.

9.4.Приватизация в странах Азии

Китай

Китай начал приватизировать государственные предприятия в начале 1990-х гг. с целью внедрения современных методов управления в государственном секторе. При этом самого слова «приватизация» усиленно старались избегать, предпочитая ему использование таких терминов как «корпоратизирование» или «трансформация собственности». К 2000 году более 800 национальных предприятий были преобразованы в акционерные компании, акции которых торгуются на фондовой бирже. Ряд предприятий были преобразованы в закрытые акционерные общества или в общества с ограниченной ответственностью. Несмотря на реформирование, многие компании до сих пор придерживаются старых методов работы. Так, на многих реформированных предприятиях председатель совета директоров и генеральный директор по-прежнему назначаются соответствующими госорганами. Государству принадлежит более 50% акций китайских акционерных компаний.

Все компании приватизируются путем предложения государственных пакетов их акций или части оных на фондовых биржах – Гонконга, США и других регионов. С 1992 года, когда акции китайских компаний стали выводиться на биржи, приватизация «по-китайски» принесла правительству более 72 млрд. долл. В 2003 было официально объявлено, что в связи с бурным развитием экономики темпы приватизации будут ускорены, так как государство уже может себе позволить уменьшить контроль над промышленностью страны и другими сферами, где наблюдалась концентрация государственной собственности.

Крупнейшей приватизационной сделкой в истории Китая стало размещение пакета акций одного из четырех ведущих государственных банков страны – Строительного банка Китая (China Construction Bank Corporation) в октябре 2005 года, от которого китайские власти получили 8 млрд долл. Это размещение акций стало вдобавок крупнейшим подобным выводом компании на биржу в мире за последние четыре года. При этом спрос на китайские акции в 42 раза превысил предложение. В 2003 свои акции на биржу вывела китайская страховая компания China Life Insurance. Заработала она на этом почти 3,5 млрд долл., при этом спрос на акции при их размещении превысил предложение в 27 раз.

В целом, акции китайских компаний, которые постепенно становятся доступными иностранным инвесторам, пользуются таким бешеным спросом за счет уверенность инвесторов в перспективах развития китайского рынка, что сразу же сильно растут в цене и увеличивают стоимость самих компаний.

Телекоммуникационный рынок контролируют компании China Mobile (отделившаяся от China Telecom) и China Unicom, которые находятся под государственным контролем, прав

Наши рекомендации