Прикладные функции социального управления

Мотивационно-этическая функция. В трудовом коллективе каждому работнику должна быть предоставлена возможность обеспечить свое материальное благополучие, реализуя свои профессиональные знания, проявляя личные способности. Социальное управление должно способствовать участию работников в принятии деловых решений, что увеличивает "мозговой потенциал" (информационный пул) управления предприятием. Вкупе с экономическим управлением социальное управление призвано освоить систему материального и духовного стимулирования работников для усиления их заинтересованности в труде, соблюдении норм профессиональной этики. В данную функцию входят также и воспитательные меры, цель которых - оказание психологической и педагогической помощи молодым работникам, а также тем, кто нуждается в ней в силу различных жизненных обстоятельств и своего душевного состояния.

Профессионально-образовательная функция. Повышение квалификации -одна из приоритетных задач предприятия, на обеспечение которой затрачивается значительная часть капиталовложений. Практика свидетельствует о полезности индивидуальной и групповой подготовки рабочих, оказания им помощи в технологической и морально-психологической адаптации. В условиях современной интенсивной смены технологий, обновления изготовляемой продукции, возрастания требований к ее качеству, совершенствование профессиональной подготовки персонала, освоение новых подходов (например, компьютеризация обучения) приобретают всевозрастающее значение. К данной функции относятся также и проблемы, связанные с подбором и подготовкой менеджеров предприятия, созданием кадрового резерва на повышение и замещение вакантных должностей, проведением ротации и переаттестации работников.

Информационно-диагностическая функция. Ее назначение - сбор и хранение социальной информации, в которой фиксируются сведения о кадровом составе предприятия, его социальной структуре и инфраструктуре, общекультурной и профессиональной подготовке персонала, о лидерском потенциале производственных подразделений и служб, зонах "социального напряжения", состоянии и причинах текучести кадров, деятельности органов общественного самоуправления и др. В этих целях службы социального управления предприятия широко используют социологические и социально-психологические методы для изучения общественного мнения работников, состояния их гражданского самочувствия. Для осуществления данной функции используются такие специализированные службы делового социума, как "паблик рилейшнз" и по работе с персоналом.

Распорядительно-исполнительная функция. Ее назначение - подготовка специальной документации (положений, инструкций, рекомендаций, решений) по человековедческой деятельности, осуществляемой на предприятии, проведение соответствующей разъяснительной работы среди линейных и функциональных руководителей по гуманизации условий труда и общения. Значительна роль данной функции управления по развитию социальной инфраструктуры предприятия, координации деятельности ее различных служб: сервиса, медицины, общественного самоуправления, а также специализированных подразделений по конфликтологии, эргономике, дизайну.

Футурологическая функция. Перманентное усложнение технико-технологических факторов производства вызывает необходимость не только прогностического определения возможных антропологических и экологических последствий этого процесса, но и разработку превентивных и конструктивных мер по их учету и разумному использованию в перспективе. Возврат к забытым ныне планам социального развития трудовых коллективов является необходимым условием успешного осуществления общей социальной политики. По мере оздоровления экономики и при государственной поддержке социальных сфер общественной жизни каждый трудовой коллектив призван осуществлять гуманизацию трудового процесса, облагораживать свои духовно-социальные отношения. В этой связи потребуются футурологические прожекты на 5-10-15 лет, которые можно будет создать при наличии хорошо поставленной работы служб маркетинга и антропологического прогнозирования.

Футурологическое "конструирование" целей содержательного обогащения и структурного разнообразия духовно-социальных отношений в деловом социуме позволяет установить последовательность осуществления конкретных мероприятий по его гуманизации и демократизации. Для этого и разрабатывается комплексный план социального развития трудового коллектива, который является составной частью общего (стратегического) плана его жизнедеятельности. Наличие по-человечески привлекательного плана социального развития предприятия на продолжительный период времени способствует привлечению работников на такое предприятие.

Социологические методы сбора информации

Социальная информация. Руководителю необходимо владеть технической, экономической и социальной информацией.

Каждая из них является необходимым "информационным продуктом" для соответствующих видов управления предприятия: технологического, экономического, социального.

Следует иметь в виду, что социальная информация как информационное обеспечение социального управления является: во-первых, составной частью человековедческой информации; во-вторых, совокупностью разнообразных сведений, которые необходимы для реализации задач и функций социального управления; в-третьих, специализированным ее потоком, что проявляется в социологичности содержания и методов сбора.

Последняя характеристика рассматриваемого информационного продукта имеет прямое отношение к управленческой социологии. Обращаясь к ней, следует из всего многообразия человековедческой информации (философской, психологической, этической, педагогической и так далее) выделить социологическую информацию.

При этом важно различать "собственную" социологическую информацию и информацию, получаемую при использовании социологических методов. Руководителю необходимо знать и владеть ими. Например, в человековедческой деятельности широко используются разнообразные социологические методы сбора самой различной информации. Вместе с тем для руководителя полезны и социологические сведения.

В настоящее время на многих предприятиях и государственных учреждениях работают кадровые социологи. Поэтому руководителю нет необходимости вникать в профессиональные тонкости сбора социологической информации. Его больше должны интересовать итоги анализа социальной информации в целом.

Вместе с тем полезно и самому руководителю заниматься такой информацией в виде:

  • сканирования социологических сведений из научно-популярной литературы и периодической печати, относящихся к реализации социальной политики государства, к изменениям в экономической структуре общества, к постановке профессионального образования и воспитания в стране и за рубежом;
  • анализа опыта психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы, развития демократических начал в деловом социуме, человековедческой деятельности его администрации;
  • использования результатов социологических исследований, проводимых на предприятии, в семьях его работников по общим и конкретным проблемам состояния их гражданского самочувствия и общественного мнения.

Подобную информацию не надо хранить в памяти. Лучше иметь специальный журнал (записную книжку), в котором она фиксируется и периодически обдумывается, анализируется. Такая работа над информацией помогает ориентироваться в социально-психологических явлениях трудового коллектива, принимать справедливые решения, умело сочетать коллективные и индивидуальные методы убеждающего воздействия.

Важнейшими критериями оценки надежности социальной информации является достоверность, оперативность и обновляемость. Руководитель, занимаясь изучением морально-психологических характеристик коллектива и отдельных работников, самостоятельно может проводить микросоциологические исследования, используя при этом специальную литературу, консультации профессионалов, сопоставляя свои данные с теми, которые имеются в периодической печати, в научной литературе. Но не надо спешить с окончательными выводами, следует быть крайне осторожным в оглашении этой информации.

Арсенал социологических методов сбора информации.Имеется в виду набор социологических методов, в которых полезно разбираться руководителю и по мере возможности пользоваться ими самостоятельно.

Контент-анализ письменных материалов. К таковым относятся личные дела работников, протоколы собраний, данные социологических исследований, проводимых в коллективах. Ценным информационным источником являются различные письменные обращения людей. По ним можно сориентироваться в актуальных проблемах, которые их волнуют, в оценках проводимых ими технико-организационных, экономических, социальных мероприятий, стиля работы органов управления.

Каждое письменное обращение человека есть проявление доверия к руководителям. При работе с документами необходима соответствующая настроенность, исключающая такие возможные душевные состояния, как равнодушие к проблемам работников, скептическое восприятие просьб или предложений, раздражение тоном написавшего, остротой критических замечаний.

При работе с различными заявлениями и предложениями целесообразно их анализировать следующим образом: "визитная карточка" автора (возраст, пол, образование, профессия, место работы); круг вопросов (существо письма, факты); характер письма (констатирующее, возмущенное, нигилистическое, конструктивное); аргументированность (реальность фактов, логика обоснования, профессиональная и научная компетентность); адресат притязаний (коллектив, руководитель, конкретный работник, официальный орган). Подобная обработка письменных документов помогает ускорить работу с информацией, оперативно ее использовать в служебных целях, дать обоснованный и своевременный ответ заявителю.

Беседы-интервью. Это выявление посредством личного вербального контакта с работником его настроения, интересов, жизненных нужд, мнения о делах коллектива. При подготовке к беседе-интервью важно продумать ее цель, логику вопросов, форму и манеру разговора с учетом индивидуальных качеств собеседника. При интервьюировании желательно не делать каких-то записей, чтобы не придать официальный характер беседе, хотя иногда записи необходимы. Беседы-интервью проводятся как индивидуальные, так и групповые.

Наблюдение. Практически каждый менеджер пользуется этим методом изучения людей. Встречаясь с ними, обходя их рабочие места, участвуя в служебных совещаниях, он визуально фиксирует определенный фактический материал. Например, состояние организации труда, характер взаимоотношений работников, их мимику при деловом общении. Это помогает глубже изучать людей, объективнее оценивать сложившуюся в коллективе деловую и морально-психологическую обстановку. Велика роль наблюдения как метода получения информации при индивидуальном общении. Фиксируя, какое воздействие оказывают на работника слова, произносимые во время беседы, руководитель может по ходу вносить коррективы в свое поведение, использовать те или иные методы воздействия.

Анкетный опрос. Проводится периодически и целенаправленно. Анкетный опрос эффективен для выявления массового настроения людей и их общественного мнения, при подготовке и завершении какого-то важного для коллектива мероприятия. Например, при переводе на новую систему экономического стимулирования, освоении прогрессивных технологий, при оценке деятельности управленческих структур делового социума, причин текучести кадров, личного имиджа руководителей.

Анкета представляет собой набор вопросов, обобщенные ответы на которые позволяют количественно выразить мнение людей по какому-то факту или явлению. Анкеты бывают с "закрытыми" и "открытыми" вопросами.

При "закрытом" анкетировании опрашиваемому предлагают конкретные ответы на вопросы, из них он должен выбрать нужный, соответственно ответив утвердительно (да) или отрицательно (нет).

При "открытом" анкетировании опрашиваемый может отвечать как хочет, по своему усмотрению. Каждый вариант анкеты имеет свои плюсы и минусы.

На практике анкеты часто носят комбинированный характер: состоят из "закрытых" и "открытых" вопросов.

В анкете важно соблюсти логику расстановки вопросов и правильно их сформулировать. Кроме того, желательно, чтобы в анкете было ограниченное количество вопросов.

Тесты. Это интересный психологический метод сбора, но который сегодня в несколько трансформированном виде используется как социологический инструмент сбора своеобразной информации.

В переводе с английского тест - это проба, испытание. Тесты состоят из вопросов или задач, имеющих определенную шкалу значения. Их практическая полезность - психологическая, нравственная, социологическая диагностика, в результате которой возможно стандартизированное определение качеств личности и социальных групп. Тесты широко используются при профессиональном отборе и подготовке кадров.

Использование тестов в социологам продуктивно вместе с другими методами сбора "живой" информации: контент-анализом, наблюдением, интервью, анкетным опросом. Благодаря наложению информации, полученной в результате применения названных методов ее сбора, можно рассчитывать, что результаты тестирования будут объективно истолкованы. Очень важно для проведения этой работы привлечь соответствующих специалистов: психологов, педагогов, социологов.

Социальный эксперимент. Суть его - активное вмешательство исследователя в жизненную ситуацию, которое осуществляется в целях преднамеренного манипулирования одной или несколькими переменными (факторами), и регистрация соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Социальный эксперимент может проводиться в естественных и лабораторных условиях. В первом случае, например, в производственной бригаде создаются какие-то новые условия труда (вводится новая система оплаты труда), затем фиксируется, какие происходят изменения в отношениях работников к труду и насколько они соответствуют поставленной цели эксперимента. При этом работники не знают, что проводится эксперимент. Во втором случае они заранее оповещаются об условиях эксперимента и активно в нем участвуют. Примером лабораторного эксперимента является проведение деловых игр, разбор ситуаций, в которых возможно прослеживание поведения людей.

Экспериментирование основывается на четком определении цели и конкретных задач, научном познании причинно-следственных связей тех процессов, на изучение которых он ориентирован. При экспериментировании важно прогностически предусмотреть возможные отрицательные результаты, подготовиться к принятию нужных конструктивных мер в критических ситуациях.

Учитывая, что социальный эксперимент проводится с людьми, надо тщательно к нему готовиться. Прежде всего наилучшим образом отработать гносеологический механизм его проведения: концепцию - гипотезу - версию - варианты.

Здесь лучше перестраховаться, чем проявить какую-либо небрежность. Желательно к его подготовке и проведению привлечь профессиональных социологов и психологов. Менеджеру будет легче выполнять свои социально-организаторские функции, кроме того, это повысит его человековедческую компетентность. И прежде всего - обеспечит грамотное социальное экспериментирование.

Новое направление работы руководителя. Появление на предприятии различных человековедческих служб требует четкого планирования их деятельности по проведению социальных исследований. Как правило, отсутствие должной координации в их работе приводит к недопустимым для делового социума непроизводительным накладкам. Реально это проявляется в отвлечении работников от работы, в нерациональных материальных затратах, в дублировании полученной информации. Все это вызывает раздражение у руководителей и у них появляется скептическое отношение к полезности подобных служб в их трудовом коллективе. Поэтому:

  • при изучении социальных явлений недопустимо увлекаться каким-то одним социологическим методом, насколько бы ни были убедительны полученные результаты. Объективный "снимок" с изучаемого социального явления может быть получен при использовании нескольких социологических методов;
  • проведение социологических исследований должно осуществляться по плану, без дублирования друг друга. Их полезность повышается, когда они проводятся профессионалами или общественным активом, который специально ознакомлен с методикой и техникой их организации;
  • нельзя допускать некорректного использования результатов социологических исследований, как бы ни были выразительны факты и как бы ни хотелось руководителю их озвучить. Тем более когда речь идет о людях, их душевных состояниях, каких-либо ошибках.

Любое предприятие, государственный орган, общественная структура - это живой социальный организм. Достойное обращение с ним возможно при наличии у их руководителей соответствующих человековедческих знаний и умений, в структуре которых должное место занимает управленческая социология. По мере повышения человековедческой компетентности руководителей будет расти их деловой интерес к созданию различных социальных служб в трудовом коллективе. Управление ими - это новый аспект их человековедческой деятельности, от успешного освоения которого во многом будет зависеть ее успех.

Дидактический тренинг

Сформулируйте (устно или письменно) ответы на следующие вопросы.

  • Что является объектом и предметом социологии?
  • Какова полезность использования социологических знаний в деятельности менеджера?
  • Можно ли подсчитать экономический эффект социологического подхода в управлении предприятием?
  • Разделяете ли вы (мотивированно) точку зрения автора о "ноле человековедческой деятельности" производственного управления?
  • Раскройте содержание фундаментальных и прикладных функций социального управления.

Подготовьте с помощью специалиста программу социологического исследования "Резервы повышения эффективности труда" по следующей схеме:

  • формулировка цели и задач исследования;
  • утверждение цели и задач исследования. Выделение объекта и предмета исследования;
  • уточнение операционных понятий, их эмпирическая интерпретация;
  • подготовка концепции исследования. Гипотеза и версия исследования. Разработка варианта исследования;
  • процедура исследования. Составление рабочего плана. Отбор методов сбора эмпирической информации;
  • отработка технологии исследования;
  • организация исследования. Подготовка бланков для интервью, анкет. Подбор участников исследования. Их инструктаж. Подготовка обследуемого коллектива;
  • проведение исследования;
  • сбор и аналитика полученных результатов;
  • определение практических рекомендаций.

Управленческая
риторика

Эффект коммуникационного общения

Обращенность к людям.Руководитель любого ранга должен в совершенстве владеть техникой коммуникационного общения.

Что такое коммуникационное общение?

Это многообразные формы и способы информационного (вербального и невербального) взаимодействия людей. В процессе его происходят восприятие людьми каких-то сведений, их распространение или пресечение, поддержка или развенчание источника информации. Менеджеры призваны профессионально им владеть. Практически это достижимо при серьезном изучении риторики.

По разработанной автором методике было проведено изучение коммуникационного эффекта выступления двух президентов - М. Горбачева и Дж. Буша. Контент-анализу были подвергнуты их новогодние обращения к американскому и советскому народам в 1990 году. Сюжетная идентичность и равный временной регламент обращений президентов - облегчили решение этой задачи. Контент-анализ осуществлялся по четырем блоковым показателям:

  • идеология спича (речи);
  • построение выступления;
  • лексико-психологическая выразительность речи;
  • личный имидж.

В итоге балльный подсчет показал, что коммуникационный эффект выступления президента Дж. Буша в целом значительно выше, чем М. Горбачева. В чем особенно проиграл президент М. Горбачев президенту США Дж. Бушу? В пять раз

- по личному имиджу. В два раза - по лексико-психологической выразительности выступления, а также по идеологии спича. В целом же контекст-анализ еще раз подтвердил, что многим нашим политическим и хозяйственным руководителям явно недостает знаний и умений в области коммуникационного общения. И правоту слов Наполеона: "Кто не умеет говорить, карьеры не сделает".

Риторика в переводе с греческого - это теория красноречия. Аристотель ее определял как способность находить возможные способы стройно излагать свои мысли относительно определенного предмета. Главная цель данной теории - это разработка правил склонения людей к своим позициям и взглядам. В наше время объектом этой науки является "поле информационного взаимодействия" выступающего и его слушателей, а предметом

- свод правил и приемов убеждающей речи.

Эффект коммуникационного общения зависит от риторического мастерства. Наиболее ярко он выражен в ораторстве. Владение риторикой - профессиональное требование, которое предъявляется к каждому руководителю. Владение ораторством

- это проявление его личностного таланта.

Основателем русской риторики или школы красноречия считается М.В. Ломоносов. О чем свидетельствует его труд "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладко-речия". Он придавал важное значение качествам, которыми должен обладать ритор. Таковых было пять: природные данные (голосовые качества), образцовый литературный язык, логика суждений, телесные характеристики (фигура, осанка, дыхание) и умение творить в речи.

Значителен вклад в развитие российского красноречия сделан В.К. Тредиаковским. Им были написаны учебник по теории поэзии "Новый краткий способ к сложению российских стихов", ряд историко-филологических работ - "Речь о чистоте российского языка" и др. Не случайно императрица Елизавета Петровна пожаловала ему звание профессора Академии наук "как латинская, так и российская элоквенции", т.е. красноречия.

До сих пор популярны "Правила высшего красноречия" известного российского государственного деятеля М.М. Сперанского, изданные в 1844 году, в которых он утверждал: "...обучаться красноречию не можно - это природный дар, но есть определенные приемы, с помощью которых можно развить искусство говорить, - этим приемам обучает риторика".

Риторика не тождественна ораторству. Чтобы стать оратором, недостаточно знать правила речи. Для этого надо иметь талант. Поэтому обещать менеджерам, что они, пройдя курс "ораторского мастерства", станут ораторами - это несерьезно. Говорить же толково и увлекательно-обязательное условие для эффективного построения коммуникационного общения. Для этого менеджерам следует обратиться к управленческой риторике, которая является прагматичным вариантом общей риторики. Другими словами, в управленческую риторику включено все то, что позволяет менеджеру овладеть общими риторическими знаниями и умениями, и то, что способствует их адаптации к специфическим условиям управленческой деятельности.

Введение в управленческую риторику. Она базируется на формальной, научной и профессиональной логике, филологии и имиджелогии. Важное значение для овладения риторикой имеют природные и национальные данные людей. Известно, что красивые голоса редко бывают у народов, говорящих на неблагозвучных языках, и наоборот.

В этой связи предлагаем фрагмент из статьи И.Ильина "Сущность и своеобразие русской культуры": "Кто хочет хорошо говорить по-русски, должен прежде всего расслабиться, освободиться от телесной и духовной скованности и совсем легко и непринужденно приступить к делу, дать возможность каждому слову произноситься и жить уютно, достойно, выразительно, со вкусом. Русский язык хочет звучать и петь, быть естественным и выразительным, наслаждаться означаемым предметом, придавать ему фонетическую ценность и тем самым процветать самому. Он весьма глубок в чувствах и проникновенен в мыслях. И при этом остается гибким по форме, многообразным в ритме и послушным в стиле".

Для успешного овладения управленческой риторикой необходимо наличие самых разнообразных знаний и прежде всего по управленческой антропологии.

Руководитель, как никакой другой управленец, должен постоянно поддерживать внимание к себе. Вот почему ему так важно знать психологию людей, законы восприятия речи и особенно избегать языковых штампов.

Марк Лиори, американский психолог, предложил такую схему языковых штампов:

  • эгоцентризм (беседа о себе и своих делах);
  • банальность (изложение хорошо известного);
  • пассивность (отсутствие своего мнения);
  • самоуглубленность (в свои успехи и неудачи);
  • низкая эмоциональность (монотонность, равнодушие к слушателям);
  • угрюмость (визуальная непривлекательность);
  • льстивость (показное дружелюбие);
  • отвлеченность (уход от основной темы).

Овладение управленческой риторикой всегда сопряжено с деловыми успехами менеджеров, ростом их личного рейтинга в трудовых коллективах.

Формы вербальных контактов. Французский психолог Сюлже утверждает, что в разговорной речи люди придают словам 7% значения, интонации - 3%, мимике и жестам - 55%. Таким образом, получается, что вербальное воздействие обладает эффектом , который равен 10%. Однако не следует недооценивать такой эффект. Как показывает практика, нередко "эффект речи" (тембр и интонации голоса, лексика, логика изложения, аргументация, эмоциональная аранжировка) оказывает доминирующее, по сравнению с внешними характеристиками выступающего, впечатление на слушателей.

В практике руководителя активно используются две формы вербальных контактов: индивидуальная и групповая. Каждая из них предполагает свои технологии коммуникационного общения и имеет важное профессиональное значение для руководителя. Поэтому целесообразно разработать базовые технологии речевого поведения в каждой из названных форм общения с подчиненными или другими людьми. Для этого полезно пригласить соответствующих специалистов, которых называют спичрайтерами. Например, в зарубежной практике у руководителей крупных фирм или политических деятелей имеется по пять-восемь таких специалистов.

В индивидуальном общении лучше использовать собеседование, свободное интервью, консультирование, дискуссию, поучение и др.

Возможно обращение к известному методу Сократа как майевтика, смысл которого состоит в извлечении скрытых в человеке сведений (знаний) с помощью искусственно наводящих вопросов. Наиболее общими риторическими требованиями, которые следует соблюдать в индивидуальном общении руководителю, являются:

  • составление мнения о субъекте общения;
  • определение своего поведения при общении с ним;
  • разработка логики разговора;
  • подбор соответствующей аргументации;
  • прогнозирование желаемого итога общения.

Практически по каждой позиции можно получить необходимые сведения, внимательно ознакомившись с изложенными в книге материалами в разделах по философии конвергентного менеджмента, управленческим дисциплинам по психологии, педагогике, этике, имиджелогии. Здесь же приведем практические советы Цицерона, согласно которым оратор должен:

  • доказать истинность приводимых фактов и аргументов;
  • доставить слушателю эстетическое удовольствие;
  • воздействовать на его волю и поведение;
  • пробудить их к активной деятельности.

В групповом общении в управленческой практике часто используются совещания, собрания, брифинги, переговоры. В этих видах коммуникационного общения многое заимствуется из риторического арсенала индивидуального общения. Вместе с тем в групповом общении широко применяются такие риторические технологии, как дискуссия и полемика, ориентированные на выяснение различных точек зрения, поиск истинного мнения, создание новых данных.

Обратим внимание на одно важное требование, заимствованное из математики. Есть понятия "необходимые условия" и "достаточные условия".

Первые - это те, без которых рассматриваемое утверждение не может быть верным. Его можно представить выражением: "Тогда и только тогда". Вторые - это те, при выполнении которых это утверждение заведомо верно. Его можно представить выражением: "Если и только если".

Так как в дискуссии и полемике всегда происходит столкновение мнений, то чтобы не превратить их в словесную перебранку или еще хуже - в непримиримое противостояние, напомним пожелание М.Монтеня: спор должен являть собой "интеллектуальное пиршество", а противные моим взглядам суждения не оскорбляют меня, а только возбуждают и подхлестывают мои умственные силы.

Методы словесного воздействия. Менеджер широко применяет такие риторические методы коммуникационного воздействия, как убеждение, внушение и подражание. О них уже говорилось в разделах книги, посвященных психологии, педагогике и этике. Здесь же рассмотрим именно их риторическую эффективность.

Убеждение. Это главный метод программно-целевого воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение - активизация мышления личности при освоении информации, формирование у нее убежденности.

Метод убеждения воздействует на обыденное и теоретическое сознание. На уровне обыденного сознания в результате этого воздействия образуется понимание. В этом мыслительном образовании присутствуют представление о чем-то, вера в предлагаемую информацию. Все это носит упрощенно-познавательный характер. Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания и поднимется до содержательного познания какого-то явления (идеи), в ее сознании начинают складываться убеждения, т. е. собственная позиция, закрепленная волевым ее признанием. Чем надежнее корреспондирующая связь сформировавшейся мировоззренческой позиции личности с позицией коммуникатора (ритора), тем значительнее результативность его убеждающего воздействия.

Подражание и внушение. Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением, так как эти методы наиболее эффективны при коммуникационном общении.

Чем отличаются подражание и внушение от убеждения?

Убеждение предполагает достижение сознательного понимания и усвоения людьми адресуемой им информации. Подражание и внушение предполагают некритическое восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации. Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, при проведении массовых мероприятий - театральных, спортивных. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи.

Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Образно это выразил Аристотель, говоря, что люди отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания.

Подражание, как сознательное или бессознательное имитирование чьих-то действий, манеры поведения и мышления, широко распространено в жизни, в том числе и в деловой практике.

Более сложным является метод внушения. По мнению В.М. Бехтерева, это искусственное привитие с помощью слова или каких-то других способов различных психологических состояний (настроения, впечатления, действия) другому лицу при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

Чем отличается внушение от подражания? При подражании достижение коммуникационной цели обеспечивается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа - основа восприятия информации. При внушении достижение подобной цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главным в котором является слово.

Диапазон применения названных методов широк. Они активно применяются при работе с молодежью, особенно с детьми. Объясняется это тем, что у детей еще не сформировались волевые качества, а углубленная потребность в познании, активный процесс "чувствования", свойственный им, обостряют у них склонность к подражанию, к некритическому восприятию многих советов и наставлений старших. Каждый из этих риторических методов основывается на стимулировании эмоционально-чувственной сферы психики, благодаря чему обеспечивается активизация такого познавательного процесса как восприятие. Воспринимаемая информация вызывает в сознании человека яркие, рельефные впечатления.

Психическая контагиозность.В коммуникационном общении убеждение, внушение и подражание применяются как система риторических методов. Менеджеры призваны умело их использовать во время проведения служебных собраний, различных публичных встреч, рабочих совещаний. Практический смысл всех этих форм работы с людьми - образование такого их "аудиторного состояния" как психическая контагиозность.

Психическая контагиозность достигается посредством вызова у людей идентифицированного эмоционально-чувственного восприятия адресованных им положений (фактов) в процессе речевого общения с незаурядной личностью. На основе такого восприятия образуется состояние общего сопереживания, совместного осмысления информации. Внешне это проявляется в повышенном внимании людей к коммуникатору, их общей реакции (смех, гул негодования, аплодисменты), "наэлектризованное" аудитории.

В чем практический смысл психической контагиозности ?

Во-первых, образуется общая атмосфера сопереживания людей. В таком психологическом состоянии людей облегчается "ввод" информации в их сознание.

Во-вторых, возникает процесс активной информационной идентификации. Поэтому возможно успешное формирование общей точки зрения людей, доброжелательное принятие ими информации, в которой заинтересован руководитель.

В-третьих, в контагиозном состоянии люди особенно предрасположены к подражанию и внушению, а потому более управляемы и настроены к коллективным действиям.

"Ключи" аудиторного общения. Как бы ни был профессионально подготовлен менеджер, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми на аудиторном уровне. Чем выше его управленческий статус, тем актуальнее для него данная проблема. Найти свой риторический "ключ" и умело его использовать в общении с людьми - важное условие профессионального успеха руководителя.

Какие факторы влияют на выбор "ключа" коммуникационного общения?

Кратко представим их:

  • - состав аудитории: ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические и профессиональные качества;
  • - содержание и характер материала выступления, т.е. предмет разговора;
  • - самооценка коммуникатором своих личностно-деловых качеств, научной компетенции, коммуникабельных данных.

Условно нами выделяются такие "ключи" аудиторного общения:

Наши рекомендации