Подбор и проверка шпонок
Проверке подлежат одна шпонка ведущего вала – под шкивом ременной передачи, и две – ведомого вала – под зубчатым колесом и под полумуфтой. Размер шпонок подбираем по таблице.
Таблица 8.1 – Размеры шпонок (ГОСТ 23360-78)
№ | Рабочая длина,мм | Диаметр вала, мм | Сечение шпонки, мм | Глубина паза, мм | ||
lp | d | b | h | Вала t1 | Втулки t2 | |
4,0 | 3,3 | |||||
6,0 | 4,3 | |||||
5,5 | 3,6 |
Проверяем условие прочности по формуле:
σсм= σсм,
где d- соответствующий диаметр вала, мм;
h- высота шпонки, мм;
t1- глубина паза вала, мм;
lр- рабочая длина шпонки, замеряется с эскизной компоновки.
σсм= Н/мм .
σсм= Н/мм .,
σсм= Н/мм .
Условие прочности шпоночных соединений на смятие выполняется.
ЭСКИЗНАЯ КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА
Компоновку редуктора выполняем в масштабе 1:1. По середине поля чертежа проводятся две параллельные линии на расстоянии аω друг от друга. Вычерчиваем зубчатую пару в соответствии с геометрическими параметрами (таблица 2.2). Расстояние между торцами шестерни и колеса и внутренней стенкой корпуса принимаем f =10 мм. Расстояние между зубьями колес и внутренней стенкой принимаем равным 1,5f =15 мм.
Вычерчиваем подшипники ведущего и ведомого валов. Так как устанавливаются мазеудерживающие кольца, то расстояние от торца подшипника до внутренней стенки принимаем равным 5 мм. Ширина подшипников Вп принимается по таблице 7.1. Измеряем расстояния: l1 –между центром радиальных подшипников и центром зубчатых колес и определяем длину l1 =62 мм, l2 –между опорами и центром шкива ременной передачи, l2 =80 мм, l3 –между опорами и центром полумуфты l3 =95 мм
ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ
Силовая схема нагружения валов
Задача расчета
Определить диаметр вала в опасном сечении.
Данные для расчета приведены в таблице
Параметр | Шестерня | Колесо |
Ft, H | ||
Fr, H | ||
Fa, H | ||
T, Hм | 77,3 | |
ω, c | 37,5 | 9,4 |
Условия расчета
Пользуясь 3-ей или 4-ой теорией прочности определить диаметры валов в опасном сечении, учитывая совместное действие изгиба и кручения.
Расчет ведомого вала
На ведомый вал, помимо усилий в зубчатой передачи, действует консольная сила от муфты Fм, но ввиду того, что масса муфты мала, этим усилием при расчете реакций и параметров вала можно пренебречь.
9.5.1 Определяем опорные реакции.
,
откуда ;
Проверка: 2572+2572-5144=0; 5144-5144=0
9.5.2 Определяем изгибающие моменты.
В вертикальной плоскости (YZ)
Сечение 1:
0≤x1≤l1
M1 =RCy*x1; при x1=0; M1=0;
при x1=l; M1= 2572·0,065=167,2 Hм.
В горизонтальной плоскости (XZ)
Сечение 2:
0≤x2≤l2
M2=RCx*l2; при x1=0; M2=0;
при x1=l2; M2=RCx*l2 =1286·0,065=84 Hм.
По данным расчетам строим в масштабе эпюр изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также эпюр крутящего момента.
9.5.3 Используя 3-ю теорию прочности, определяем приведенный момент в опасном сечении по формуле:
9.5.5 Определяем диаметр вала в опасном сечении
Где , тогда
Фактический диаметр вала под колесом, 65мм больше расчетного, 43мм.