Заключительное примечание к части первой

В главе 1 мы увидели, что эволюция происходит на многочисленных уровнях, но всегда представляет собой один и тот же процесс наследования, экспериментирования, изменения, отбора вариаций, лучше всего приспособленных к условиям жизни, и жесткого отсеивания неудачных вариаций. Несмотря на то что процесс проходит очень медленно, эволюция приводит к поразительным результатам, включая пышное цветение всех форм жизни, произошедших из одного первоначального источника. Эволюция продвигается вперед, создавая новые вариации и виды, выделяющиеся из существующих форм жизни, и уничтожая виды, приспособленные хуже других.

Двигателем всего процесса являются гены с подобной химической структурой, но разными генетическими кодами. Как мы видели в главе 2, гены — это репликаторы, сотрудничающие друг с другом в поисках носителей — животных и растений, — которые обеспечивают генам выживание и воспроизводство. Мы также увидели, что наш вид уникален в том, что изобрел мемы — единицы передачи культурной информации в форме языков, искусства, архитектуры, науки, традиций и способов ведения дел, включая предпринимательство. Мемы предоставляют нам возможность управления генами и перевода эволюции на качественно новый уровень.

Кроме того, мы исследовали Теорию Генов Бизнеса. Базовой единицей стоимости в бизнесе, сходной с ДНК в биологии, является единица полезной экономической информации. Это тоже мем, но чтобы не путать его с мемами, не имеющими отношения к бизнесу, мы назвали его геном бизнеса. В категорию генов бизнеса входят основные технологии, идеи, продукция, умения и навыки, а также руководители и предприниматели. Для достижения своих целей они составляют комбинации с другими генами бизнеса и находят себе носителей, обеспечивающих их воспроизводство: более совершенные технологии, крупные и мелкие корпорации, рынки, каналы сбыта и носителей знания, таких как книги, институты и университеты. Прогресс бизнеса обеспечивается экспериментами, новыми комбинациями генов бизнеса и борьбой за жизнь между генами бизнеса. Корпорации — это одноразовые носители, чья задача обеспечить воспроизводство постоянно улучшающихся генов бизнеса.

Глава 3 посвящена экспериментам советского ученого Г. Ф. Гаузе с микроорганизмами. Его «войны в пробирках» послужили доказательством того, что в условиях ограниченности ресурсов организмы одного вида сражаются насмерть, а организмы близких видов сотрудничают и выживают. Гаузе также показал, что если один вид может вторгнуться на территорию другого, а тот не сможет ответить тем же, то первый вид становится господствующим. Далее он продемонстрировал разницу между сосуществованием, когда каждый вид может вторгнуться на территорию другого, и бистабильностью, когда ни один из них не пересекает чужих границ.

Мы пришли к выводу, что гены бизнеса и корпорации должны дифференцироваться от других, чтобы выжить. Им также нужно занять позиции, которые не смогут захватить конкуренты, предпочтительно такие, где они могли бы господствовать, нападая на виды, которые не могут нанести ответный удар.

Кроме того, в главе 3 рассматривается концепция экологических ниш как уникальных способов заработать на жизнь на конкретном участке экономики природы. Она подкрепляет идею жизненной необходимости специализации и дифференциации для увеличения благосостояния.

Главу 4 мы посвятили обзору Эволюционной Психологии и рассуждениям о плохой сочетаемости намерений наших генов и требований современной деловой жизни. Наши гены все еще запрограммированы на жизнь в каменном веке, до того как появились сельское хозяйство и торговля. Жизнь в саваннах была тяжела и опасна. Человек каменного века выжил, позволяя эмоциям одерживать верх над разумом, принимая быстрые решения в соответствии с первым впечатлением, сплачиваясь в небольшие общины численностью до 150 человек, проявляя дружелюбие, развивая специализацию и сотрудничество внутри общины, демонстрируя неоправданный оптимизм, ударяя себя в грудь, подчиняясь сильнейшим и следуя стадному инстинкту, проявляя готовность сражаться с другими общинами, избегая риска во всех случаях, когда не было непосредственной угрозы для жизни, и яростно сражаясь, когда такая угроза возникала.

В то время как некоторые их этих качеств —таких как склонность к проявлению дружелюбия и конструктивной работе в команде — вполне пригодны для современного бизнеса, большинство из них таковыми не являются. Эволюционная психология помогает объяснить патологию многих крупных организаций, в которых часто наблюдается напряженность между формальной и неформальной структурой, засилье неформального подчинения авторитетам, нездоровое пристрастие к иерархии и нежелание брать на себя ответственность, отрицание негативной обратной связи, социалистическое отношение к вознаграждениям, постоянные трения между функциональными и территориальными подразделениями, враждебность к чужакам и внутри и вне корпорации, стадное поведение и конформизм, замалчивание конфликтов и искоренение ереси, привычка ожидать неоправданно оптимистических результатов, стремление избегать риска и паники, когда дела оборачиваются плохо.

Мы предложили два способа преодоления разногласий между неолитическими генами и современной корпоративной жизнью. Первый — это адаптация нашего поведения: изменение врожденных пристрастий, охлаждение эмоций, внимание к критике, конфликтам и противоположным точкам зрения, использование трезвого расчета и опыта при составлении реалистичных и даже пессимистичных прогнозов, такое же открытое сотрудничество с членами как внутри своей, так и других групп, готовность идти на повышенный риск, подавление в себе желания создать общественное положение или польстить вышестоящим, и, оказавшись под давлением, вести себя рассудительно и конструктивно. Второй способ — это адаптация корпоративной жизни к требованиям генов и создание организаций численностью не более 150 человек.

И, наконец, в главе 5 мы рассмотрели вопрос человеческого сотрудничества. Люди научились сотрудничать и жить в больших взаимосвязанных группах, все более дифференцированных и сложных обществах, связанных деловыми отношениями и торговлей. В основе этого процесса располагаются гены бизнеса — традиции, идеи, информация, технологии и навыки, которые могут передаваться от одного человека другому без всякого секса или естественного отбора.

Мы увидели, что конкуренция и сотрудничество — это две стороны одной медали, включающие в себя связи между генами бизнеса, их носителями и способом создания богатства путем поощрения эгоизма каждого из генов бизнеса и отдельных людей, и использование этого эгоизма для создания коллективных преимуществ, умножения богатства и ускорения прогресса. Кроме того, мы увидели, что сотрудничество — это более фундаментальный процесс, предшествующий конкуренции и требующий больше сознательных волевых усилий. Прогресс требует все возрастающего уровня сотрудничества между партнерами, готовыми принять дальновидную точку зрения на ценность совместных действий: партнерами, которые смотрят дальше разовых сделок и способны оценить потенциал непрерывного потока сделок, стимулируемых доверием и деловыми отношениями.

В части второй мы оставим биологию и обратимся к физике, в попытке понять второе измерение окружающих нас законов силы: свойств и взаимодействия материи и энергии.

>

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ЗАКОНЫ ФИЗИКИ
Физика Ньютона и физика XX века

Предисловие к части второй

В данной части мы постараемся понять, что такое материя и энергия и какие законы ими управляют. Так как физика — это наука о природе материи и энергии, то очевидно, что из нее мы можем сформулировать выводы о природе самой Вселенной. Физические законы силы быстро становятся основой нашего восприятия мира. Порядок действия законов физики поставляет нам шаблоны, метафоры и схемы для множества разных вещей — наших моделей мышления, взглядов на общество, промышленность и рынки, понимания того, кто мы такие, и почему так себя ведем, и даже таких принципиальных воззрений, как вера в Бога, в предопределенность событий и в смысл самой жизни.

В главе 6 отмечается удивительное воздействие, которое оказали на человечество Законы Движения и Тяготения Ньютона. Между тем в параллельной Вселенной, как мы увидим в главе 7, Специальная и Общая Теории Относительности Эйнштейна начали процесс подрыва основ физики Ньютона. Первоначально воспринятая как эскапада эксцентричного ума, не имеющая никакой практической ценности, теория относительности постепенно перевернула наши взгляды на реальность, пространство и время. Из нее можно почерпнуть несколько интересных выводов, касающихся бизнеса, но только если не тратить слишком много времени на их обдумывание!

Но самый сокрушительный удар по упорядоченной нами Вселенной нанесла Квантовая Механика. Это рассматривается в главе 8. Несмотря на то что поначалу выводы теории квантов повергли мир в недоумение и отчаяние, некоторые авторы научно-популярных трудов недавно разработали популистскую «квантовую философию», которая сделала теорию более доступной и предложила несколько изящных вариантов ее применения отдельными людьми, бизнесом и обществом. Мы сопроводили рассказ об этих теориях доброжелательными, но в целом скептическими комментариями. Тем не менее мы можем

извлечь из Квантовой Механики, по меньшей мере, один бесценный урок, заключающийся в том, что великой истине бизнеса противостоит другая великая истина бизнеса и что модель мышления «как..., так и» способна выходить за пределы того, что часто кажется нам неизбежными конфликтами.

>

6
О ЗАКОНАХ ДВИЖЕНИЯ И ТЯГОТЕНИЯ НЬЮТОНА

Природа и ее законы скрывались в ночи

Сказал Бог: «Да будет Ньютон», — и стало светло.

Александр Поуп

Как Ньютон потряс мир

Сэр Исаак Ньютон (1643-1727)* доказал, что всеми видами физического движения на земле и небесах управляют несколько основополагающих, универсальных законов, определяемых точными математическими отношениями. Мы можем предска-

* Несмотря на то что эта тема выходит за рамки данной книги, характер Ньютона привлекает наше внимание отчасти благодаря контрасту между традиционным мнением о нем, с одной стороны, как о наиболее влиятельном ученом всех времен и народов, отце современной эмпирической науки, а с другой — как о блестящем синтезаторе более сложной реальности, но при этом очень далеком от рационализма человеке, который почти все последние годы жизни просидел над Библией, изобретая причудливые теологические фантазии, и над кипящими котелками, пытаясь проникнуть в секреты алхимии. Хорошее описание традиционных взглядов на Ньютона вы найдете в книге Джона Симмонса «100 самых влиятельных ученых» (John Simmons. The 100 Most Influential Scientists. 1996, Carol Publishing Group, New York) [где Ньютон стоит первым в списке]. Более популистскую и увлекательную версию изложил Мслвин Брэгг в книге «На плечах гиганта» (Melvyn Bragg. On Giant's Shoulders. 1998, Hodder and Stoughton, London). Строго научный, но удобочитаемый отчет о сложностях характера Ньютона и его интеллектуальном влиянии смотрите у Майкла Уайта в его трактате «Исаак Ньютон: последний волшебник» (Michael Wliite. Isaac Newton: The Last Sorcerer. 1998, Fourth Estate, London).

зать, что произойдет, если спустить на воду корабль или пустить монетку вниз по наклонному желобу. С помощью трех его Законов Движения и Закона Всемирного Тяготения мы можем строить мосты, летать на самолетах или посылать людей на Марс с полной уверенностью в результатах.

Ньютон опубликовал свои «Математические начала натуральной философии» на латинском языке в 1687 году. Вот перевод трех его законов движения (их также называют законами механики):

Закон I. Всякое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока действующие на него силы не изменят это состояние.

Закон II. Произведение массы тела на его ускорение равно действующей силе, а направление ускорения совпадает с направлением силы.

Закон III. Действию всегда соответствует равное и противоположно направленное противодействие; или: действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны.

Смысл первого закона Ньютона заключается в том, что тело продолжает двигаться вперед по прямой линии до тех пор, пока для его движения нет препятствий. В сущности, это переформулировка открытого еще Галилеем закона инерции, гласящего, что тела остаются в состоянии покоя или постоянного движения, за исключением тех случаев, когда на них оказывается внешнее воздействие.

Согласно второму закону, сила (F) прямо пропорциональна изменению количества движения, которое она производит. Увеличение силы в два раза вызовет вдвое большее изменение в количестве движения тела. Ньютон дал оригинальное определение количества движения (момента силы) — масса, помноженная на скорость, где масса (m) — это «количество материи», заключенное в теле. Изменение скорости называется ускорением (а). Отсюда Ньютон вывел свою знаменитую формулу: F = та (сила равна произведению массы тела на его ускорение).

Третий, самый оригинальный из законов движения Ньютона, состоит в том, что каждое действие вызывает равное по силе и противоположное по направлению противодействие. При столкновении одинаковых тел они отталкиваются друг от друга с одинаковой силой. При нарушении движения тела (изменении его момента силы) движение другого тела тоже должно быть нарушено таким образом, чтобы «суммарный» момент не изменился. Второе нарушение должно точно равняться первому, но иметь строго противоположную направленность.

На основе этих трех законов и закона универсального ускорения Галилея Ньютон разработал концепцию тяготения. Тело падает на землю, и количество его движения увеличивается. В соответствии с тремя законами Ньютона ускорение должно быть вызвано определенной силой, и если (как доказал Галилей) ускорение тела — величина постоянная, то эта сила тоже должна быть постоянной. Следовательно, этой силой является сила тяготения (гравитация). Ньютон пришел к выводу, что действующая на тело гравитация есть величина постоянная, прямо пропорциональная массе тела. Отсюда и формулировка закона тяготения Ньютона (известного также как «закон обратных квадратов"): сила, притягивающая любые два тела, прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Стало быть, самой важной внешней силой, как на земле, так и на небе, является сила тяготения. Закон тяготения Ньютона — в сочетании с законами, открытыми астрономом Иоганном Кеплером и составленными им таблицами, — окончательно установил, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Ньютон доказал, что движение планет вокруг Солнца можно рассчитать с помощью уравнений тяготения, но при этом (для точности вычислений) их орбиты следует слегка вытянуть в эллипсы. Планеты пытаются «двигаться по прямой», но сила тяготения искривляет направление их движения. Орбиты можно рассчитать, если знать массу планет и расстояние (и, следовательно, обратный квадрат расстояния) между ними.

Поразительно в этом законе то, что планеты удерживаются на орбите той же силой, которая заставляет яблоки падать с деревьев, — гравитацией. Понимание закона тяготения позволяет смотреть на движение небесных тел не как на беспорядочный процесс или на сложнейший, определяемый высшими силами маршрут, а как на простой часовой механизм. Гравитация искривляет движение планет и их спутников, а ее величина зависит от того, насколько близко тело расположено к Солнцу или другому источнику притяжения, и от сравнительного соотношения массы тела и Солнца.

Во вступлении мы упоминали о том, что Ньютон сумел синтезировать накопленные многими поколениями ученых догадки и во многих отношениях стал символом нового научного мировоззрения. Расточая ему непомерные похвалы, современники и последователи в действительности выражали свое восхищение тем духом интеллектуальной обоснованности и свободы, в создании которого Ньютон сыграл роль капитана сильной и слаженной команды. Так или иначе, но он и его коллеги изменили мир. Поразительно лаконичные труды Ньютона по вопросам движения и гравитации показали, как всего несколько простых законов, разработанных на основе первоначальных принципов бытия и подкрепленных математическими вычислениями, могут получить универсальное применение. Главной его заслугой стала уверенность человечества в том, что мир предсказуем и что ученые и инженеры смогут им управлять. Эта новость казалась обнадеживающей и вдохновляющей, и остается таковой по сей день, хотя нам уже известно, что физика Ньютона несовершенна и грешит некоторыми неточностями.

Наши рекомендации