ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
Цель работы: Освоение возможностей автоматизации управления базой данных.
Задание 1.Настроить панель быстрого доступа.
Настройте панель быстрого доступа, добавив на нее кнопки создания новых объектов.
Технология
1. Вызовите меню кнопки Office и в диалоговом окне нажмите кнопку параметры Access.
2. В диалоговом окне параметры Access выберите пункт Настройка.
3. В списке Выбрать команды из выберите Все команды.
4. В списке Настройка панели быстрого доступа выберите файл вашей базы данных.
5. В левом списке выберите пункт Новый объект : таблица, нажмите кнопку Добавить. Указанный пункт появится в правом списке.
6. Аналогично добавьте в правый список другие новые объекты.
7. Удалите некоторые пункты из правого списка, выделяя их и нажимая кнопку Удалить.
8. Измените порядок расположения кнопок на панели быстрого доступа. Для этого выделите нужную кнопку в правом списке и переместите ее в нужное место с помощью клавиш Вверх и Вниз.
9. Нажмите кнопку ОК. Проверьте правильность установки кнопок и вызываемых ими действий на панели быстрого доступа.
Задание 2.Создать форму-меню.
Создайте форму-меню с кнопками для выполнения ранее составленных запросов, вывода форм и отчетов. Форма-меню должна появляться автоматически сразу после загрузки базы данных. В форме должна быть также кнопка для закрытия базы данных и выхода из Access.
Технология
1. Создайте макрос для выполнения запроса Подсчет коммерческих по группам. Для этого в списке Макрос панели инструментов Другие меню Создание выберите пункт Макрос. Появится бланк создания макроса. Выберите из списка Макрокоманда пункт ОткрытьЗапрос. В списке Имя запроса аргументов макрокоманды в нижней части бланка выберите нужный запрос. Закройте макрос, сохранив его под именем Количество коммерческих студентов в группах. Проверьте работу макроса, щелкнув по нему в области переходов.
2. Самостоятельно создайте макрос для выполнения запроса на создание экзаменационной ведомости.
3. Используя макрокоманду ОткрытьФорму создайте макрос для открытия формы Простая по запросу, созданной в лабораторной работе № 3.
4. Используя макрокоманду ОткрытьОтчет создайте макрос для открытия одного из ранее созданных отчетов.
5. Создайте макрос для выхода из Aceess. Для этого в бланк макроса поместите команду Выход с аргументами Сохранить все. Закройте макрос, сохранив его под именем Выход из Access.
6. В режиме конструктора создайте новую пустую форму. Для этого щелкните по кнопке Конструктор форм панели инструментов Формы меню Создание.
7. Размесите в форме созданные ранее макросы. Для этого перетащите макросы из области переходов в бланк формы.
8. Сохраните форму под именем Меню.
9. Создайте новый макрос для открытия формы Меню. Сохраните его под именем Autoexec.
10. Закройте базу данных и откройте ее снова. На экране должна появиться форма Меню. Нажимая кнопки в форме, проверьте правильность открытия соответствующих объектов.
Задание 3.Создать кнопочную форму.
Создайте с помощью диспетчера кнопочных форм главную кнопочную форму и дополнительные к ней страницы для работы с двумя задачами: Учебный процесс и Оплата обучения. Поместите на кнопочных формах-страницах кнопки для запуска основных процедур, обеспечивающих решение соответствующих задач. Создайте в главной кнопочной форме кнопку для выхода из приложения (закрытия базы данных), кнопку для выхода из Access, кнопку для перехода в режим редактирования самой кнопочной формы. Предусмотрите в кнопочных формах-страницах кнопки возврата к главной кнопочной форме.
Обеспечьте открытие главной кнопочной формы при открытии базы данных Университет. Запретите пользователям работу с базой данных через окно базы данных.
Технология
1. Запустите диспетчер кнопочных форм. Для этого щелкните по одноименной кнопке на панели инструментов Работа с базами данных меню Работа с базами данных. В окне Диспетчер кнопочных форм выберите Главная кнопочная форма (по умолчанию).
2. Добавьте к главной форме одну страницу. Для этого щелкните по кнопке Создать и введите в окно Создание имя новой страницы кнопочной формы: Учебный процесс. Щелкните по кнопке Ok. Введенная строка появится в окне диспетчера. Добавьте еще одну страницу, еще раз щелкнув по кнопке Создать. Введите название страницы: Оплата обучения.
3. Создайте в главной кнопочной форме кнопки перехода на другие страницы. Для этого в окне диспетчера выделите строку Главная кнопочная форма и щелкните по кнопке Изменить. Появится окно Изменение страницы кнопочной формы. Щелкните по кнопке Создать. Введите в окне Изменение элемента кнопочной формы значение поля Текст - Учебный процесс. Выберите из списков значения полей Команда - Перейти к кнопочной форме, Кнопочная форма - Учебный процесс. Щелкните по кнопке Ok. По аналогии, еще раз щелкнув по кнопке Создать, определите кнопку для перехода на страницу Оплата обучения.
4. Создайте кнопки управления для запуска процедур на странице Учебный процесс. Для этого выделите в окне диспетчера строку Учебный процесс и щелкните по кнопке Изменить. В окне Изменение страницы кнопочной формы щелкните по кнопке Создать. Появится окно Изменение элемента кнопочной формы. Введите в поле Текст название кнопки: Создание экзаменационных ведомостей. В поле Команда выберите из списка команду Выполнить макрос. В поле Макрос выберите из списка макрос для выполнения запроса на создание экзаменационной ведомости. Щелкните по кнопке Ok.
5. Аналогично пункту 4 добавьте на страницу формы Учебный процесс кнопки для вывода форм и отчетов, обслуживающих учебный процесс.
6. Поместите на страницу формы Учебный процесс кнопку для возврата на главную кнопочную форму. Для этого, щелкнув по кнопке Создать определите следующие значения полей: Текст - Возврат к главной форме, Команда - Перейти к кнопочной форме, Кнопочная форма - Главная кнопочная форма. Щелкните по кнопке Ok.
7. Аналогично п.п. 4-6 создайте кнопки для выполнения процедур и возврата в главную кнопочную форму на странице Оплата обучения. Добавьте на страницу Оплата обучения кнопки для вывода формы Простая по запросу, Запроса с вычисляемым полем,отчета Сводная ведомость оплаты обучения.
8. Добавьте на главную кнопочную форму кнопку закрытия базы данных (приложения). Для этого закройте окно изменения страницы кнопочной формы и перейдите в окно диспетчера кнопочных форм. Выделите строку Главная кнопочная форма и щелкните по кнопке Изменить. В окне Изменение элемента кнопочной формы щелкните по кнопке Создать и введите название кнопки Закрыть базу данных, выберите из списка команду Выйти из приложения.
9. Добавьте на главную кнопочную форму кнопку выхода из Access. Действуя аналогично п.8, в окне Изменение элемента кнопочной формы введите название кнопки: Выход из Access, выберите команду: Выполнить макрос, выберите макрос: Выход из Access. Закройте окно изменения страницы и окно диспетчера.
10. Проверьте работу кнопочной формы. Для этого откройте форму Кнопочная форма. Совершите переход на страницу Учебный процесс, запустите кнопками процедуры, затем вернитесь в главную форму. Закройте базу данных.
11. Откройте базу данных Университет и добавьте в главную кнопочную форму еще одну кнопку для редактирования самой кнопочной формы, необходимую для дальнейшего совершенствования схемы управления приложением в будущем. Для этого нажмите кнопку Диспетчер кнопочных форм панели инструментов Работа с базами данных меню Работа с базами данных. Выделите в окне диспетчера строку Главная кнопочная форма и щелкните по кнопке Изменить. В окне Изменение страницы кнопочной формы щелкните по кнопке Создать. Введите в окне Изменение элемента кнопочной формы значение поля Текст Редактирование кнопочной формы и выберите из списка команду Конструктор приложения. Щелкните по кнопке Ok. Переместите введенную кнопку вверх на две позиции. Закройте все окна диспетчера кнопочных форм и откройте главную кнопочную форму через окно базы данных. Проверьте правильность работы созданной кнопки.
12. Поместите рисунок в левой части окна кнопочной формы. Для этого откройте кнопочную форму в режиме конструктора, вызовите окно свойств формы, установите вкладку Макет. Щелкните по кнопке свойства Рисунок. Появится окно обзора для выбора файла с рисунком. Укажите путь к файлам с рисунками, Выберите какой-либо файл с рисунком. Закройте окно обзора, окно свойств и перейдите в режим просмотра формы.
13. Обеспечьте открытие главной кнопочной формы при открытии базы данных Университет. Для этого выполните команду Параметры Access меню кнопки Office. Выберите объект Текущая база данных и в списке Форма просмотра в группе Параметры приложения выберите Кнопочная форма. Закройте и вновь откройте базу Университет и убедитесь, что кнопочная форма загружается первой.
Задание 4.Создать настраиваемое контекстное меню для форм.
Создайте настраиваемое контекстное меню, которое появляется при нажатиии правой клавиши мыши на форме. Контестное меню должно содержать команды открытия и закрытия формы и пролсмотра ее в режиме конструктора.
Технология
1. Создайте группу макросов, содержащую команды меню. Для этого:
- в списке Макрос панели инструментов Другие меню Создание выберите пункт Макрос;
- в окне Конструктора макросов щелкните по кнопке Имя макросов панели инструментов Показать или скрыть;
- в столбце Имя макроса введите текст Открыть форму – эта команда будет отражаться в контекстно меню;
- в столбце Макрокоманда выберите из списка команду Открыть форму;
- в окне Аргументы макрокоманды в нижней части бланка макроса в списке Имя формы введите Студент для редактирования, в списке Режим - Просмотр;
- повторите эти действия для двух других команд контектсного меню: Редактировать форму (макрокоманда Открыть форму, имя формы – Студент для редактирования, режим Конструктор) и Закрыть форму (макрокоменда Закрыть, тип объекта – Форма, имя оюхекта – Студент для редактирования);
-закройте макрос, сохранив его под именем Макрос для формы.
2. Сконструируйте макрос, создаюший контекстное меню из указанных команд. Для этого:
- в списке Макрос панели инструментов Другие меню Создание выберите пункт Макрос;
- в окне конструктора макросов в списке Макрокоманда выберите Добавить меню;
- задайте аргументы макрокоманды: название меню - Команды формы, имя макроса – Макрос для формы;
- закройте макрос, сохраниы его под именем Меню для формы.
3. Добавьте сделанное меню в качестве глобального контекстного меню. Для этого выполните следующие действия:
- нажмите кнопку Microsoft Office и в появившемся диалоговом окне нажмите кнопку Параметры Access;
- в появившемся диалоговом окне выберите категорию Текущая база данных;
- в группе Параметры ленты и панелей инструментов в поле Контекстное меню введите имя макроса Меню для формы.
4. Добавьте контекстное меню, открываюшее форму Результаты сессии в режиме сводной таблицы. Для этого выполните следующин действия:
- создайте новую группу макросов, содержащую команды меню открытия формы Результаты сессии в режиме сводной таблицы и закрытия этой формы. Закройте макрос, сохранив его под именем Макрос результаты сессии;
- создайте контекстное меню из указанных команд. Присвойте соответствующему макросу имя Меню для результатов сессии;
- откройте форму Результаты сессии в режиме конструктора;
- вызовите окно свойств формы;
- на вкладке Другие в поле Контекстное меню введите имя Меню для результатов сессии. Теперь при вызове контекстного меню данной формы оно будет отличаться от контекстного меню всех других форм.
[de1]иц