Digital equipment corporation, не поверившая в микрокомпьютеры
Шесть жертв технического прогресса (6 фото)
KODAK И ДРУГИЕ КОМПАНИИ, НЕ СУМЕВШИЕ ВОВРЕМЯ РАЗГЛЯДЕТЬ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (И ТЕХНИКУ – добавление А.Р.Трощий)
KODAK: СОЗДАТЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРАЯ ЕГО ПОГУБИЛА
DIGITAL EQUIPMENT CORPORATION, НЕ ПОВЕРИВШАЯ В МИКРОКОМПЬЮТЕРЫ.
POLAROID И ЕГО ГИБРИД КАМЕРЫ И ПРИНТЕРА
FACIT, СОЗДАВШАЯ НЕНУЖНУЮ ПРОФЕССИЮ
WESTERN UNION, НЕ ПОВЕРИВШАЯ В ТЕЛЕФОН
MEMOREX И ПРОБЛЕМА БОЛЬШИХ ДИСКЕТ
KODAK: СОЗДАТЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРАЯ ЕГО ПОГУБИЛА
Пионер фотоиндустрии компания Eastman Kodak Co. подала на банкротство[1]. За минувший год акции Kodak обесценились на 90%, компания увязла в долгах, десятками закрывает лаборатории и проводит многотысячные сокращения. После прохождения процедуры банкротства Kodak рассчитывает серьезно реструктурировать свой бизнес.
Kodak разбогател на производстве широкодоступной фототехники и продаже фотоматериалов к ней – пленки, бумаги и т. д.
В истории Kodak было несколько пиковых моментов, когда он переворачивал рынок за счет внедрения инновационных решений. В частности, именно в Kodak изобрели первую цветную фотопленку. Но компания пала жертвой самого революционного катаклизма в своем бизнесе - распространения цифровой фотографии.
Kodak столкнулся с классической дилеммой инноватора. Этот термин был введен американским профессором Кристенсеном Клейтоном для описания ситуации, когда преуспевающий лидер индустрии отказывается признавать молодую технологию, поскольку она противоречит его действующей бизнес-модели и не удовлетворяет сиюминутные нужды его клиентов. В результате со временем эта технология оказывается подрывной, уничтожая весь бизнес на корню.
Kodak далеко не первая процветающая компания, которая не смогла пережить появления более совершенной технологии. Как шел к гибели Kodak и какие еще компании постигла похожая судьба?
Ирония судьбы Kodak заключается в том, что первый цифровой фотоаппарат был разработан в 1975 году его же инженером Стивеном Сассуном (Steven Sasson). Как сам он позднее рассказывал в The New York Times, изобретение категорически не понравилось руководству Kodak. Они сказали мне: о, это мило, только не надо никому показывать, рассказывает Сассун. Топ-менеджмент Kodak раздражала идея, что камера Сассуна не нуждалась в пленке ведь именно ее продажи генерировали прибыль.
В 1980-х Kodak заказал своему аналитическому подразделению большое исследование с целью выяснить, насколько сильно угрожает цифровая фотография его бизнесу. Аналитики пришли к выводу, что революция неизбежна. Однако у них была и хорошая новость: драматические изменения начнутся не раньше чем через десять лет, а следовательно, Kodak может успеть к ним подготовиться.
Kodak сделал из исследования любопытные выводы. Один из сотрудников компании в своей книге рассказывает, что следующую декаду компания потратила не на разработку подробного плана выживания в условиях, когда пленка перестанет быть актуальной, а на исследование способов использования цифровых технологий для усовершенствования пленочных фотоаппаратов. Так, компания потратила $500 млн на разработку и запуск камеры Advantix. Она позволяла делать цифровые фотографии, но лишь для того, чтобы потом запечатлеть изображение на пленке.
Таким образом, когда Kodak наконец-то решил заняться цифровой фотографией, было уже слишком поздно компания сильно отставала от своих конкурентов и так и не смогла наверстать упущенное.
DIGITAL EQUIPMENT CORPORATION, НЕ ПОВЕРИВШАЯ В МИКРОКОМПЬЮТЕРЫ.
В 1980-х Digital Equipment Corporation (DEC) пользовалась уважением как одна из самых инновационных и хорошо управляемых компаний компьютерной индустрии. Эксперты восхваляли ее менеджмент, а журналисты сравнивали DEC со скоростным поездом, который несется по железнодорожной магистрали, уничтожая конкурентов. Считалось, что даже IBM не может чувствовать себя в безопасности. Уже через несколько лет ситуация кардинально изменилась. Рынок мини-компьютеров (так раньше назывались компьютеры размером с гардеробный шкаф) начал быстро сжиматься под влиянием появившихся микрокомпьютеров (современные PC).
DEC до последнего отказывалась делать ставку на новый сегмент. Руководство гиганта полагало, что PC, уступающие мини-компьютерам в мощности, не способны заинтересовать клиентов из корпоративного сектора. Ситуацию ухудшала низкая маржинальность рынка персональных компьютеров, что делало его значительно менее привлекательным в глазах менеджмента. Однако PC становились все мощнее и в течение нескольких лет уничтожили мини-компьютеры как класс. К началу последнего десятилетия XX века от былых прибылей DEC не осталось и следа. Попытки наладить производство PC оказались безуспешны, и в 1998 году остатки DEC купила Compaq.