Экономическое измерение
Экономическое измерение отражает общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором осуществляет свою деятельность организация. Покупательная способность потребителей, уровень безработицы, процентные ставки — все это элементы экономической среды. С глобализацией экономики сложность и неопределенность экономической среды многократно возрастают. Взаимосвязи между экономиками разных стран стали намного теснее. Например, начавшийся в 2000 г. экономический спад и снижение доверия потребителей в США оказали воздействие на организации всего мира, а экономические неурядицы в Европе и Азии заметно повлияли на компании и состояние фондового рынка в США.
В настоящее время одной из наиболее важных тенденций экономического измерения является тенденция к слияниям и поглощениям компаний, значительно изменяющим корпоративный «ландшафт». Компании Citibank и Travelers объединились в Citigroup, IBM купила Pricewaterhouse Coopers Consulting, a Cingular приобрела AT&T Wireless. На рынке детских игрушек три крупнейших производителя — Hasbro, Mattel и Tyco — за несколько лет «подмяли под себя» как минимум дюжину небольших производителей. Но что интересно, все эти слияния и поглощения сопровождаются ростам жизнеспособности малых предприятий! Малый бизнес — один из наиболее значительных аспектов Современной американской экономики (более подробно см. гл. 6).
Законодательное/политическое измерение
Законодательное/политическое измерение включает федеральные и местные законодательные акты, а также политические действия, направленные на установление контроля действий компании. Например, политическая система США поощряет капитализм, государство старается не допускать чрезмерного регулирования бизнеса. В то же время именно государственные законы определяют правила ведения «деловых игр». Федеральное правительство влияет на организации через Управление по охране труда, Агентство по охране окружающей среды, торговое законодательство, законодательство о клевете, разрешающее судебное преследование компаний, законодательство о защите прав потребителей, через требования к безопасности товаров, импортные и экспортные ограничения и требования к раскрытию информации и торговым знакам. Помимо этого многие организации должны справляться с проблемами государственного регулирования и законодательства в других странах. Европейский Союз (ЕС) одобрил правила защиты окружающей среды и законодательство о защите прав потребителей, которые обходятся американским компаниям в сотаи миллионов долларов в год. Такие компании, как Hewlett-Packard, Ford Motor Company и General Electric, должны, например, оплачивать счет за вторичную переработку тех товаров, которые они продают в ЕС.
Менеджерам необходимо учитывать и существование разнообразных групп влияния, представители которых тесно связаны с законодательными или политическими кругами и заинтересованы в том, чтобы деятельность компаний не выходила за приемлемые для общества рамки. Борцы за защиту окружающей среды выбрали мишенью Victoria's Secret, L. L. Bean и другие компании за расточительную практику печатания каталогов, которые эти активисты называют вкладом в уничтожение вымирающих лесов. Табачные компании в полной мере чувствуют на себе мощную силу групп, выступающих против курения. Активисты средних лет, которые когда-то выступали против войны во Вьетнаме, вступили в бой с целью предотвращения «разрушения качества жизни малых городов» сетью магазинов Wal-Mart. Некоторые группы также нападают на этого розничного гиганта по экологическим вопросам, которые, вероятно, станут одним из наиболее сильных направлений давления в ближайшие годы. С экологией тесно связаны два других наиболее актуальных направления, с которыми связана деятельность групп влияния, — это протесты против биотехнологий и глобализации. Борцы за экологию и права человека осложняют деятельность Всемирной торговой организации, Международного банка и Международного валютного фонда. Активисты-общественники протестуют против свободного перемещения товаров, людей и капиталов по всему миру (см. также гл. 4).
СРЕДА ЗАДАЧ
Среда задач, или функциональная среда, включает в себя элементы, непосредственно связанные с деятельностью организации: потребителей, конкурентов, поставщиков и рынок труда.
ПотребителиПотребителями компании выступают индивиды и организации, приобретающие ее товары или услуги, что, в конечном итоге, и определяет успех фирмы на рынке. Потребителями услуг больниц являются пациенты, услуг учебных заведений — школьники и студенты, авиакомпаний — туристы и деловые люди. Многие компании ищут способы охватить рынок для подростков и молодежи, размещая маркетинговые послания в онлайновых сообществах вроде MySpace.com и Facebook.com. Учитывая, что ученики средних школ и студенты колледжей образуют потребительский рынок объемом S375 млрд, это — серьезный бизнес для менеджеров таких компаний, как Target, Apple, Coca- Cola и Walt Disney. Компания Apple спонсирует группы любителей Apple на Facebook.com, раздавая плееры iPod Shuffles на еженедельных конкурсах. Компания Target спонсировала группу на MySpace.com, которая использовала 15-летнего профессионального сноубордиста, носящего логотип «Target» на своем шлеме. Сегодня потребители обладают большей властью благодаря развитию Интернета, который несет с собой для менеджеров и угрозы, и возможности. Нынешние потребители могут непосредственно влиять на репутацию организации и объемы продаж. Например, это можно сделать через сайты для жалоб вроде walmartsucks.com, где покупатели и продавцы имеют возможность выплеснуть свои эмоции относительно универмагов крупнейшей в США компании розничной торговли, или сайта united.com, где недовольные сотрудники United Airlines и пассажиры поливают грязью эту авиакомпанию. «В новой информационной среде, — говорит Кайл Шэннон, глава консультационной фирмы в области электронной торговли Agency.com, — необходимо исходить из того, что всем известно абсолютно все».
Конкуренты
Действующие в одной и той же отрасли или сфере бизнеса и Предлагающие свои товары или услуги одним и тем же группам потребителей организации являются конкурентами компании. Отраслевая конкуренция отличается определенной спецификой. Конкурентная борьба в отрасли звукозаписей носит принципиально иной характер, чем рыночное соперничество в металлургической или фармацевтической промышленности.
Отраслевая конкурентная борьба легко перерастает в настоящие маркетинговые или марочные войны. Бренды «Соке» и «Pepsi» неустанно сражаются за рынок прохладительных напитков. Компании UPS и FedEx конкурируют на рынке срочной доставки корреспонденции. На рынке стройматериалов противостоят друг другу такие гиганты, как Ноте Depot и Lowe's, стараясь превзойти друг друга в сервисе и выборе товаров. В туристическом бизнесе интернет-компании, такие как Expedia.com и Hotels.com, нанесли удар по крупным сетевым отелям. Эти сети наносят ответный удар, сбивая цены брокеров на своих собственных интернет-сайтах. Кроме того, пять крупнейших сетей объединились для создания сайта Travelweb.com, который прямо предназначен для борьбы с компьютерными брокерами.
Поставщики
Поставщики обеспечивают компании-покупателю поступление необходимых ей для производства готовой продукции сырья и материалов. Например, для выпуска стали необходимы железная руда, электроэнергия, оборудование и финансовые ресурсы. Даже у небольшого частного университета могут быть сотни поставщиков бумаги, ручек, продуктов и напитков для кафетериев, компьютеров, автомобилей, топлива, электричества, учебников и т. д. Недавно многие компании, от производителей инструментов до строительных и автомобиль- . ных фирм, пострадали от неожиданного повышения цен поставщиками стали. Как только они заметили, что бизнес переживав!' подъем, стоимость сырья всего, за два месяца подскочила на 30%. Китай сегодня производит более 85% витамина «С», используемого компаниями в Соединенных Штатах. Соглашение между четырьмя крупнейшими китайскими производителями привело к росту цены витамина «С» с S3 до S9 за килограмм.
Многие компании стремятся ограничить круг своих партнеров и направить усилия не на поиск ценовых выгод, а на построение прочных взаимовыгодных отношений с оставшимися поставщиками. Традиционно отношения между компаниями-покупателями и фирмами-поставщиками напоминали отношения между двумя находящимися в вечном противостоянии соперниками. Сегодня многие фирмы осознают, что тесное сотрудничество с поставщиками позволяет добиться существенной экономии, повышения качества товаров и услуг и ускорения вывода на рынок новых продуктов.
Как новый менеджер, вы можете продвинуться, уделяя внимание внешней среде и международным событиям. Учитывайте в своей работе все, происходящее в общей среде, которая включает социальные, экономические, технологические и политические тенденции. Уделяйте особое внимание среде задач, включающей ваших потребителей, конкурентов и поставщиков. Правильно устанавливайте взаимосвязи между всем тем, что вы видите.
Рынок труда
Рынок труда образуют люди, которые могут быть наняты на работу в организации. Любой компании требуются образованные и квалифицированные сотрудники. Состояние рынка труда во многом определяется деятельностью профсоюзов, профессиональных ассоциаций и наличием определенных классов работников. Правомерно выделить следующие непосредственно воздействующие на организацию факторы рынка труда: 1) растущая потребность в хорошо разбирающихся в информационных технологиях работниках; 2) необходимость непрерывных инвестиций в обучение и подготовку персонала, что позволяет компании соответствовать конкурентным требованиям глобальных рынков; 3) влияние международных торговых объединений, автоматизации труда, аутсорсинга и расположения производственных мощностей на распределение рабочей силы, что создает ее дефицит в одних областях и избыток в других.
Изменения в вышеперечисленных секторах общей среды и среды задач могут создавать невероятно сложные проблемы. Особенно это касается организаций из комплексных, быстро изменяющихся отраслей. В качестве примера работы организации в сложных условиях внешней среды рассмотрим деятельность канадской компании Nortel Networks, имеющей широкую сеть отделений в США.
КОМПАНИЯ NORTEL NETWORKS
Внешняя среда компании Nortel Networks (ранее называвшейся Northern Telecom) представлена на рис. 3.2. Эта канадская компания была основана в 1895 г. и изначально занималась выпуском телефонов. С тех пор под влиянием происходивших во внешней среде изменений компания много раз меняла свой профиль. Начиная с конца 1990-х гг. Nortel переживает очередную трансформацию — она стремится стать одним из ведущих поставщиков оборудования и технологий для беспроводного подключения к Интернету. Когда в 1997 г. Nortel возглавил новый исполнитель директор Джон Рот, компания значительно проигрывала таким конкурентам, как Cisco Systems, изначально ориентированным на выпуск интернет-оборудования. Дж.Рот знал, что в подобной ситуации необходимы решительные меры. Смена названия Nortel Networks стала символом нового профиля компании, предлагающей унифицированные сетевые решения для разбросанных по всему миру клиентов.
Первым действием Дж. Рота в ответ на конкурентную угрозу стало выделение нескольких миллиардов долларов на покупку специализирующихся на сетевых технологиях компаний, таких как Bay Networks (оборудование для Интернета и обработки данных), Cambrian Systems (оптические технологии), Periphonics (системы распознавания голоса) и Clarify (разработчик ПО для управления отношениями с покупателями). Приобретения обеспечили Nortel Networks первоклассными технологиями, которые помогли компании отнять клиентов у своих конкурентов Cisco и Lucent Technologies. В дополнение к этому даже в трудные для экономики времена Nortel, продолжала тратить почти 20% своих доходов на НИОКР, чтобы идти в ногу с технологическими изменениями.
На международной арене большие успехи достигнуты компанией на Тайване, вКи- тае, Мексике, Колумбии, Японии, Швеции и в ряде других стран. Покупатели приобретают как традиционное оборудование, так и гибридные устройства, совмещающие в себе функции обычной телефонии и интернет-технологии. Nortel предлагает потребителям и принципиально новые решения, такие как передача голоса и данных по волоконно-оптическим линиям связи и беспроводные сети третьего поколения (ЗС), обеспечивающие обмен данными и видеоизображениями между мобильными телефонами. Nortel считается лидером в беспроводных технологиях и выиграла контракты Verizon Communication и Orange S4, подразделения France Telecom, на поставку оборудования, которое передает телефонные звонки в виде пакета цифровых данных, подобно тому, как это делается в Интернете.
Однако «полеты со скоростью Интернета» чреваты очень жесткими посадками, и когда спрос на интернет-оборудование в начале 2000-х гг. упал, бизнес Nortel зашатался. Компания сократила две трети персонала и закрыла десяток заводов и офисов. Бухгалтерский скандал, который привел к расследованиям в рамках дела о мошенничестве и увольнению высшего менеджмента компании, еще больше усугубил ситуацию. В какой-то момент акции Nortel стоили на бирже меньше $1. Однако к началу 2006 г. положительные изменения в экономическом положении вместе с умелым новым президентом компании снова вынесли Nortel наверх. Аналитики предсказывали, что компания превзойдет своего основного конкурента Lucent по росту продаж и другим финансовым показателям. Однако, как заметил один аналитик, «это сильно конкурентный бизнес», и менеджеры компании должны находиться в постоянной готовности, чтобы помочь компании выжить в постоянно изменяющейся трудной внешней среде.