Сюжет третий «Компромисс»

Рыбка. Уважаемый Старик, ты очень заботлив и действительно желаешь мне доб­ра. Ты меня поймал, внимательно выслушал, сделал свои предложения и дол­жен быть вознагражден. Я исполню три твоих желания в любое время: хочешь сразу, хочешь постепенно. А сейчас ты меня отпустишь. Это мое предложение.

Старик. Дорогая Рыбка, у меня сегодня счастливый день. Спасибо тебе за пред­ложение и возможность исполнить три желания. Но у меня тоже есть новое пред­ложение. Погости у меня в аквариуме, сколько хочешь, а когда пожелаешь, я отнесу тебя в море.

Рыбка. Мне нравится твое предложение, Старик. Когда мне захочется уедине­ния, я попрошу тебя отнести меня в аквариум, если не будет срочных дел в мор­ском царстве. Я должна сказать, что беседа с тобой меня многому научила. Но могу ли я тебя попросить о помощи относительно экологии?

Старик. Конечно, Рыбка, после разговора с тобой я больше не буду смотреть сериалы по телевизору, все свободное время я буду посвящать экологическим проблемам и сделаю все, что смогу.

Р ы б к а. А я исполню три твоих желания.

Старик. Спасибо, и доброго тебе возвращения!

Рыбка. До встречи!

Дебаты

В этой игре члены команды могут применять и совершенствовать навыки внима­тельного и активного слушания, аргументации и контр аргументации.

Играющие делятся на две команды. Первая команда условно называется ко­мандой утверждения, вторая команда — командой отрицания. Для игры подбира-

ется некоторое утверждение, мысль, идея, и команда утверждения ищет аргумен­ты и контраргументы для представления данного тезиса. Команда отрицания под­бирает аргументы и контраргументы для защиты антитезиса. Например, выбира­ется утверждение «Каждый человек — сам кузнец своего счастья». Этот тезис защищает команда утверждения. Команда отрицания защищает антитезис «Чело­век не является сам кузнецом своего счастья, он зависит от обстоятельств».

Перед началом игры каждая команда выбирает из своего состава трех пред­ставителей, так называемых спикеров:

□ Первый спикер — Докладчик.Его задача — грамотно и четко доложить все аргументы в защиту своего тезиса, которые наработала его команда. Вре­мя выступления — не более 5 мин.

□ Второй спикер — Оппонент.Его задача — внимательно слушать «докладчи­ка» другой команды, фиксировать его аргументы, и быстро найти контрар­гументы. Время выступления — не более 8 мин.

G Третий спикер — Мотиватор.Это артистичный адвокат команды, его зада­ча — защищать свой тезис как можно более эмоционально, он имеет право рассказывать истории, анекдоты, если они являются дополнительным аргу­ментом в защиту своей позиции; приводить не аргументированные, но эмо­ционально убедительные аналогии; апеллировать к жизненному опыту со­бравшихся и историческим фактам; провозглашать общественные лозунги и др. Время выступления — не более 8 мин.

Кроме того, перед началом игры можно выбрать двух-трех Присяжных.Или, если группа немногочисленна, можно выбрать одного Главного Арбитра.При­сяжные или Главный Арбитр не участвуют в игре. Они следят за временем обсуж­дения и выступлениями спикеров. После окончания всех выступлений они, посове­щавшись (в случае с Присяжными) выносят окончательный вердикт, в котором они либо присоединятся к одной из команд, если она была более убедительна, либо примут компромиссное решение, которое уравновесит тезис и антитезис. Факти­чески все дебаты проводятся для того, чтобы Присяжные или Главный Арбитр поду­мали о проблеме, услышали разнообразные аргументы с разных сторон и вынес­ли свое суждение, отражающее тот взгляд на проблему, который сформировался у них в процессе дебатов.

На обсуждение аргументов и контраргументов командам отводится от 15 до 45 мин. (в зависимости от сложности темы). Если есть необходимость проработать важную рабочую тему из реальной жизни команды, на подготовку можно дать не­сколько дней.

После окончания обсуждения спикеры выступают в следующем порядке:

1. Докладчик от команды утверждения;

2. Оппонент от команды отрицания;

3. Докладчик от команды отрицания;

4. Оппонент от команды утверждения;

5. Мотиватор команды отрицания;

6. Мотиватор команды утверждения;

7. Главный Арбитр (или представитель Присяжных).

После всех выступлений организуется обсуждение игры, участники обменива­ются своими впечатлениями, анализируют находки и ошибки, сложности и радос­ти, отвечают на вопрос, чему могут научить команду такие игры.

Варианты игровых заданий

□ Каждый человек сам кузнец своего счастья. — Счастье человека зависит от обстоятельств.

□ Благосостояние сельского населения следует поднимать в первую очередь за счет повышения доходности личного приусадебного хозяйства. — Про­блему благосостояния сельского населения следует, в первую очередь, ре­шать путем повышения его занятости на промышленных и сельскохозяйствен­ных предприятиях области.

□ Реклама в СМИ — двигатель прогресса. — Реклама на СМИ — «опиум для народа, информационное «зомбирование» людей на дорогую продукцию не лучшего качества.

□ Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. — Автомобиль — рос­кошь в современных условиях непрерывного удорожания бензина, сервиса и дорожных налогов.

□ Экологические проблемы есть ключевые проблемы нашего общества. — Эко­логические проблемы — не самые важные сейчас, гораздо важнее благосо­стояние людей.

□ Свобода слова в СМИ — это приоритет информационных интересов насе­ления. — Свобода слова в СМИ — это «свобода слова», обусловленная ин­тересами правящих кругов.

□ Чтобы семьи были крепкими, необходима адресная финансовая поддержка молодой семьи со стороны государства или старшего поколениея. — Чтобы семьи были крепкими, молодым людям необходимо самим заработать свое состояние.

Пример игры

Команда утверждения защищаеттезис «Каждый человек сам кузнец своего сча­стья». Команда Отрицания отстаивает тезис «Счастье человека зависит от обсто­ятельств».

Ведущий. Итак, обсуждение закончено, приветствуем команды и ее спикеров (ведущий представляет каждого спикера, аудитория аплодирует). Слово пре­доставляется докладчику от команды утверждения.

Докладчик от команды ут в е ржде н и я. Друзья! Известная поговорка гласит: «Каждый человек сам кузнец своего счастья». Прежде мы это принима­ли за аксиому, но сегодня задумались, что за этим стоит. И вот к чему мы при-

шли. Во-первых, счастье для каждого индивидуально, только сам человек знает ЧТО ему «ковать». Во-вторых, только сам человек может определить приемле­мые для него пути к личному счастью, и это, безусловно, связано с его ценнос­тями и отношением к социуму. В-третьих, только сам человек может пробудить свои потенциальные ресурсы и преодолеть невозможное для достижения свое­го счастья. В-четвертых, только сам человек имеет могучий стимул, чтобы сле­довать своему пути, ведущему к счастью. В-пятых, индивидуальное счастье не есть только частно-эгоистическое понятие. Им может быть и счастье других. Человек в состоянии привлечь единомышленников и добиваться своего счастья не в одиночку. В-шестых, человек развивается как личность, меняется его пред­ставление о собственном счастье. Соответственно, только он сам способен скорректировать свои дальнейшие действия. В-седьмых, увлеченный, целеуст­ремленный человек обладает выраженной способностью воздействовать на об­стоятельства, мешающие его продвижению к счастью. Таковы наши аргументы, господа!

Ведущий. Спасибо уважаемому Докладчику от команды утверждения. Слово предоставляется оппоненту от Команды отрицания.

Оппонент от команды отрицания. Господа! То, что говорил уважаемый Докладчик от команды утверждения, достойно аплодисментов. Однако позволь­те мне сделать ряд замечаний по этому поводу. Конечно, счастье для каждого индивидуально, как индивидуальны фамилия и характер каждого. С этим никто не спорит. Однако это не означает, что представления о счастье людей, при­надлежащих к одной социальной категории, абсолютно различаются. Напри­мер, люди с низким доходом сочтут за счастье увеличение своих доходов в пять, скажем, раз. Но в этом случае их счастье зависит от обстоятельств — повысят им зарплату или пенсию, или не повысят, сами они ничего повысить не могут. Пойдем дальше. Уважаемый Докладчик говорил, что только сам человек может определить приемлемые для него пути к счастью, но вот сможет он пойти по этим путям или нет, во многом зависит от обстоятельств. Следующий момент, который нуждается, на мой взгляд, в комментариях — уважаемый Докладчик говорил, что человек сам может высвободить свои ресурсы. Позвольте, а за счет чего он, собственно, будет их высвобождать?! За счет поддержки окружа­ющих, за счет чудесных событий, благодаря которым укрепится вера в успех и счастье. Так что на одном собственном энтузиазме ресурсы не разбудишь! Спа­сибо за внимание к моим комментариям.

Ведущий. Спасибо уважаемому оппоненту от команды отрицания. Слово пре­доставляется Докладчику от команды отрицания.

Докладчик от команды отр и ца н и я. Спасибо моему уважаемому кол­леге, который блестяще подготовил почву для моего выступления. Да, мы счи­таем, что достижение человеком счастья преимущественно зависит от обс­тоятельств, других людей, средовых факторов. И вот почему мы так думаем. Во-первых, человек — это существо общественное, и он нуждается в том, чтобы другие также участвовали в его счастье, иначе он будет несчастлив. Во-вторых, счастье конкретных людей имеет общие черты и, соответственно, от многих

зависит. Ведь если каждый начнет добиваться своего счастья, то на всех его, как всегда, не хватит. Что, собственно, у нас и получилось в годы перестройки. В-третьих, нельзя забывать об объективной реальности. Человек живет в госу­дарстве, и на его пути к счастью могут встать закон, чиновник, правила игры в социуме. В-четвертых, утверждение «с милым рай и в шалаше» справедливо только для медового месяца. Кратковременное счастье человек может себе «сковать», а долговременное — нет. В-пятых, настоящее счастье для челове­ка — быть полезным другим, делать их жизнь лучше. Получается, пока жизнь других не улучшишь — полностью счастлив не будешь. А разве можно в одиноч­ку сделать жизнь людей лучше? В-шестых, каждый человек в общественной и административной иерархии занимает свою ступеньку, и безучастия вышесто­ящих ступенек он не в силах сам решить многие свои проблемы, а тем более добиться своего счастья. Может, дорогие друзья, наши аргументы покажутся вам пессимистичными, но ведь кто-то должен вернуть нас к реальности! Спасибо!

В еду щи й. Спасибо, уважаемомуДокладчику от команды отрицания. Слово пре­доставляется оппоненту от команды утверждения.

Оппонент от команды утверждения. Мой уважаемый коллега ска­зал, что его доклад возвращает нас к реальности. В определенной мере это так. Но к какой реальности он нас возвращает? Разве ощущение такой реаль­ности добавит нам энергии в стремлении достичь счастья? Позвольте мне сде­лать несколько пояснений относительно услышанного нами. Здесь было сказа­но, что человек — существо общественное. Однако это не означает, что он не может достичь своего счастья, если оно не задевает интересы других. Потом здесь говорилось об общих представлениях о счастье. В данном примере речь идет не о счастье, а о благосостоянии. Личное же счастье может состояться только в духовной сфере человека. В духовной сфере человек является граж­данином мира, и ему совершенно не обязательно вступать в противоречие с законодательством государства. Кроме того, чтобы быть полезным для других, человек сначала должен сам многого добиться. Особенно насторожил тезис о «ячейках общества». Считаю, что подобное утверждение некорректно, так как порождает социальную инертность, иждивенчество, убивает инициативу. Кро­ме того, для достижения своего счастья в рамках общества совершенно не обя­зательно подрывать общественные и государственные устои. Более того, счас­тливый человек может совершенствовать их. Спасибо за внимание!

Ведущий. Спасибо уважаемому оппоненту от команды утверждения. Слово пре­доставляется Мотиватору команды отрицания.

Мотиватор команды отр и ца н и я. Друзья мои! Зачем весь этот сарказм? Мы же говорим о счастье, а значит, и настроение у нас должно быть благоже­лательное! А то, что наша группа утверждает, что счастье человека зависит не только от самого человека — это незыблемая истина. Друзья мои, мы ведь нис­колько не умаляем индивидуальные достижения каждого, просто мы говорим, что все люди — партнеры. Как сказал Мао: «Пусть расцветут сто цветов!» Он имел в виду, что в стремлении к своему счастью люди не должны «толкаться локтями» на дистанции. Они должны помогать и поддерживать друг друга,

содействовать продвижению каждого. Вот как можно понимать «зависимость от обстоятельств»! Здесь речь идет о зрелом общественном сознании. Если каж­дый будет ковать свое счастье, люди будут конкурировать друг с другом. Если каждый будет ковать общественное счастье — все будут счастливы. Не поду­майте, что я оживляю коммунистические идеи! Просто я считаю, что если каж­дый займет активную конструктивную позицию, все общество начнет двигаться к процветанию. Спасибо!

Ведущий. Спасибо уважаемому Мотиватору команды отрицания. Слово пре­доставляется Мотиватору команды утверждения.

Мотиватор команды ут в е ржде н и я. Друзья! С замечательной речью моего коллеги трудно не согласиться, тем более что в ней столько патетики, столько веры в «золотой век» общества. Поэтому я тоже начну с громких заяв­лений. «Человек — это звучит гордо!» Поэтому нашей общественной, государ­ственной идеей должен стать Человек. Нам нужно уловить, чем живет простой человек, и создать все условия для достижения большинством своего собствен­ного счастья. В рыночных условиях каждый сам должен проявить инициативу в достижении своего счастья. А задача государства — максимально содейство­вать этому. Мы не поддерживаем тезис «Кто смел, тот и съел». Мы поддержива­ем мысль, сформулированную в старой английской поговорке: «Ваша свобода заканчивается там, где начинается кончик носа вашего соседа». Но каждый сам регулирует свою свободу и свое счастье адекватно имеющимся у него воз­можностям, средствам и, безусловно, обстоятельствам. Поэтому нас нельзя упрекнуть в эгоизме или индивидуализме. Но, с другой стороны, стоит ли тра­тить свою жизнь на то, чтобы соответствовать обстоятельствам, общественно­му мнению? Помните, у Андрея Макаревича: «Не стоит прогибаться под из­менчивый мир, однажды он прогнется под нас»? Под кого он прогнется? Под человека тревожного, робкого, зависимого от обстоятельств? Конечно, нет! Он прогнется только под того, кто считает себя кузнецом своего счастья! Спасибо!

Ведущий. Спасибо уважаемому Мотиватору команды утверждения. Все спике­ры высказались. Я прошу Главного Арбитра рассказать о своих впечатлениях и вынести окончательное решение в этом споре.

Главный Арбитр. Скажу честно, я всегда придерживался тезиса команды ут­верждения и считал, что каждый сам кузнец своего счастья. Но сегодняшний спор заставил меня задуматься над тем, что за этим стоит. Что значит быть куз­нецом своего счастья? С одной стороны, действительно, только я сам знаю, что мне нужно, а если слушать всех доброжелателей — жизни не хватит. С другой стороны, а если я не знаю, что мне нужно для счастья? Как я буду ковать его? Я буду смотреть на других. Постепенно у меня появятся похожие желания. Захочется денег, власти, славы, я буду этого добиваться во что бы ни стало. Добьюсь, и что же? Буду ли я счастлив? Некоторое время — да. Приятно ощу­щать себя победителем. А дальше? Новая погоня? Сложно ковать счастье, если сам не знаешь, чего хочешь. Поэтому мой вердикт таков: каждый сам кузнец своего счастья, если знает, чего хочет; и каждый зависит от обстоятельств, если не знает истинной цели своего пути.

Ведущий. Большое спасибо уважаемому Главному Арбитру. Похоже, вам уда­лось примирить оба тезиса. Спасибо всем участникам дебатов.

Дополнительным аргументом для дебатирующих, Главного Арбитра или веду­щего (пожелавшего внести свою лепту в дебаты) может стать сказка Андрея Гнез-дилова «Талисман».

Андрей Гнездилов

ТАЛИСМАН

Хотелось бы знать, кто создал и для чего существуют в мире талисманы. Как возникает возможность творить чудеса и исполнять желания? Самый лучший способ — это найти дра­гоценное кольцо, которому служит Джин, и спросить его обо всем. Куда труднее ходить по берегу и искать бутылку с Джином. К тому же он может оказаться сердитым.

Так вот, однажды одна милая девушка, которую звали Алина, нашла волшебное коль­цо. Примеряя его на пальчик, она трижды повернула его вокруг оси, и тотчас перед ней явился Джин.

— Загадывай желание, госпожа! Скажи, что мне сделать? Построить или разрушить, прославить или опорочить, спасти или уничтожить?

— Ответь мне, о Джин, ты, верно, многим служил за свою жизнь, многие ли станови­лись счастливыми, когда ты исполнял их желание? — спросила Алина.

— Увы, нет, — отвечал Джин.

— А какие желания чаще всего загадывали?

— Ну, прежде всего, богатства! Людям кажется, что с помощью золота можно достиг­нуть всего. Но в мире существует закон равновесия. И, если кто-то становится чрезмерно богатым, другие завидуют ему, пытаются отнять у него сокровища, ненавидят его. И, ко­нечно же, о счастье и помышлять не приходится.

— Хорошо, а еще чего желают люди?

— Ну, славы, конечно! Один хочет быть знаменитым полководцем, другой — ученым, третий — художником, четвертый — музыкантом и так далее. Однако и слава не дает счастья. В конечном счете люди хотят, чтобы ими восхищались, любили, преклонялись, а за славой, как за облаком, живой человек забывается и вовсе не виден.

— А что еще выбирают люди?

— Красоту. К сожалению, она тоже не дает счастья, хотя уже приближается к нему. Беда в том, что красота начинает играть роль то богатства, то славы, то силы и власти. А это не дает понять, что же нужно, чтобы стать счастливым.

— А что нужно, чтобы стать счастливой?

— Не знаю, но думаю, у каждого свой секрет.

— Как же ты служишь волшебному кольцу и не знаешь, что нужно для счастья?! — возму­тилась Алина.

— Но ведь нельзя же дать другому того, чего сам не имеешь, — отвечал Джин.

— Так и ты несчастлив... А что если бы я пожелала тебе самому стать счастливым? Что­бы ты сделал для этого?

— Для этого я должен сделать хоть кого-то счастливым.

— Попробуй же! Я этого хочу!

Джин помялся и исчез. Через мгновение перед ней явился ее умерший отец, а она ста­ла маленьким ребенком. Радостная, бросилась она в отцовские объятия и почувствовала себя счастливой. Быстро прошло время, и прекрасный юноша остановился у порога ее дома. Он пел, и глаза его пылали любовью. И она снова почувствовала себя счастливой. И снова, как одно мгновенье, пронеслось время. На руках у женщины покоился ребенок, и она была счастлива его смехом и любовью.

Джин явился к ней и спросил, счастлива ли она?

— Да, — отвечала Алина, — только грусть томит меня, когда я не могу разделить свое счастье с бабушкой и дедушкой. Верни их на землю.

И Джин так и сделал.

Но и на этот раз она не могла быть полностью счастлива, так как и дед, и бабушка не были счастливы без своих родителей...

— Кого же мне явить тебе, чтобы ты почувствовала полноту счастья? — воскликнул Джин.

— Отца Небесного, от которого был сотворен мир!

Джин упал на колени и просил ее поднять глаза к небу, так как сам не смел этого сде­лать.

Алина увидела яркий свет, и в его немеркнущих лучах не было места для смерти. Лю­бовь и счастье переполнили ее и излились на Джина. Он стал счастливым и из камня пре­вратился в неувядаемый цветок.

Эту историю ведущий может рассказать по окончании дебатов.

Найти общее

Эта игра поможет отработать навык находить общее в разных темах, идеях, подходах. Она поможет совершенствовать навыки внимательного слушания, по­становки уточняющих вопросов, а также научит делать «связки» между различны­ми темами и идеями.

Идея игры проста — участники делятся на пары, каждый из собеседников дол­жен говорить только на свою тему. Темы для разговора подбираются таким обра­зом, чтобы они как можно меньше соприкасались друг с другом. Между тем, гово­ря на свою тему, участник игры должен определить тему партнера и постараться найти общие точки соприкосновения.

Для игры ведущему потребуются карточки с темами беседы. Для пары играю­щих карточки должны быть одного цвета.

Варианты заданий (тем для беседы) в паре:

Возможный цвет карточек Первый собеседник Второй собеседник
Красный Погода Итальянская кухонная мебель
Желтый Экологические проблемы Модели автомобилей
Синий Внешняя политика нашей страны Апельсины
Зеленый Предназначение человека Столовое серебро
Фиолетовый Современный детектив Отдых на море
Возможный цвет карточек Первый собеседник Второй собеседник
Коричневый Породы деревьев Парфюмерия, духи
Серый Возможность существования внеземных цивилизаций Качество различных стиральных порошков
Черный Государственная идея Выращивание овощей на личном участке
Белый Спорт Кулинария
Оранжевый Цветы Бытовая техника
Салатный Живопись Футбол
Голубой Экономические проблемы Поиски духовного пути
Золотой Проблема наркотиков Животноводство
Темно-зеленый Литература Разведение канареек в домашних условиях
Бежевый Проблемы материнства и детства Покупки на рынке
Лиловый Семейная жизнь Покупки на рынке
Бордовый Мода Отдых на даче
Розовый Экстремальные виды спорта Сериалы, «мыльные оперы»
Алый Искусство управлять людьми Булочки
Темно-синий Качество воды «Боевики» (кинофильмы)

Участники игры разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре выб­рать свой цвет. Выбрав цвет, собеседники выбирают карточку с темой для беседы. Партнеры не показывают друг другу темы своих заданий. Ведущий формулирует перед играющими их задачи.

Задачи:

1. Деликатно начать беседу.

2. Подвести разговор к своей теме.

3. Поговорить на свою тему.

4. Понять тему партнера.

5. Найти «связки» между темами.

6. Найти общую тему.

7. Корректно закончить беседу.

Ведущий дает участникам 3 мин. на обдумывание своей темы, после чего они приступают к беседе. Беседа может сниматься на видео.

ПРИМЕР

Мария говорит о качестве воды, Иван о «боевиках» (кинофильмах).

Иван. Здравствуйте, Мария, рад вас видеть!

Мария. Здравствуйте, Иван, мне тоже приятно вас видеть!

И в а н. Вы знаете, Мария, вчера вечером мне принесли кассету и я посмотрел не­плохой фильм. «Захват» называется, смотрели?

Мария. Честно говоря, нет. Я вчера целый вечер устанавливала на кран фильтр для воды. У вас есть дома фильтр для воды?

Иван. Нет, я предпочитаю покупать воду...

Мария. Неужели? Ведь это очень дорого!

И во н. Но не дороже здоровья. Вот вчера был интересный фильм. Главный герой, его играет Стивен Сигал, кок на корабле, в одиночку справился со всеми банди­тами.

М а р и я. А, скажите, они там в фильме пили обычную воду из-под крана или спе­циально очищали?

Иван. По правде, я даже не заметил! Там такое творилось. Террористы захватили военный корабль, ракеты с боеголовками, но Сигал всех замочил...

Мария. Ну, если всех замочил, тогда точно он пьет хорошую воду. Если бы Сигал выпил нашей воды прямо из-под крана, он бы точно был нездоров и потерпел поражение.

Иван. Может быть. Я вообще очень люблю смотреть боевики — они «заряжают». Там всегда побеждает самый достойный. А вы, Мария, любите боевики?

М а р и я. Я предпочитаю что-нибудь менее напряженное, где есть чистые отноше­ния. Чистые, как вода.

И в а н. А, кстати, во многих боевиках присутствуют чистые отношения. Во вчераш­нем тоже была девушка, которая помогала Сигалу. В боевиках всегда четко ясно — кто плохой, кто хороший. И хороший всегда чист.

М а р и я. Я думаю «чистый» характер может быть только у того, кто пьет хорошую воду. А кто пьет неочищенную воду из-под крана, рано или поздно либо заболе­ет, либо станет негодяем.

Иван. Послушайте, Мария, вы сейчас сказали о негодяе, и мне пришла в голову мысль: а давайте вместе напишем сценарий боевика! Рабочее название «Чис­тая вода». Представьте, группа негодяев хочет запустить в водопровод ужасную бактерию, а главный герой делает все для того, чтобы этого не допустить.

Мария. Идея неплохая, только, по-моему, у нас в водопроводную воду уже запу­стили эту бактерию. Теперь лучше снять фильм о том, как бы ее нейтрализовать.

Иван. Отлично! Тогда это будет классный боевик об ученом, который нашел про­тивоядие от бактерий, портящих водопроводную воду. Группа бандитов, нанятых крупным производителем фильтров для воды, похищает противоядие. Главный герой вместе с дочерью ученого, с которой у него чистые отношения, выслежи­вает бандитов, забирает противоядие и запускает его в водопровод. Вода очи­щается, люди ликуют и перестают тратить деньги на фильтры и покупку воды.

М а р и я. А тратят деньги на покупку видеокассет с боевиками?

Иван. Почему бы и нет?

Мария. Мне нравится ваша идея, Иван. Когда садимся за сценарий?

Иван. Давайте завтра?

Мария. Отлично, я принесу пару бутылок очищенной воды для вдохновения!

И в а н. А я — пару кассет с боевиками для поддержания творческой мысли!

М а р и я. До встречи!

И в а н. До встречи!

Вопросы для обсуждения

□ Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от беседы. L) С какими трудностями вы столкнулись в процессе беседы? Q Какие находки вы обнаружили в ходе беседы?

□ Кто явился инициатором сближения тем?

LJ Что нужно для того, чтобы найти общее в разных темах, идеях? Q Чему эта игра может научить команду?

Линии обсуждения игры

□ Как находить общее в разных мыслях, идеях, суждениях? Нередко, слушая партнера, человек ловит себя на том, что не понимает его мысли и суждения, идеи или ощущения, что то, что говорит собеседник «не из той оперы». И, не­дослушав до конца, мы можем отмахнуться — «сейчас не до этого». Бывает, что таким образом теряются важные идеи. В команде — первое правило: вни­мательно слушать и постараться понять, о чем говорит партнер. И дальше по­пробовать связать то, о чем он говорит, с актуальными задачами работы ко­манды. Для этого необходимо тренировать свое воображение, выстраивать разнообразные аналогии. Ибо, как говорили древние, «все связано со всем». При желании можно связать «и козла с апельсином». Евгений Клюев считает, что «любая гениальная идея — это не что иное, как новая аналогия, когда два очень далеких явления вдруг оказываются рядом в то время, когда об их род­стве никто и не подозревал. Но вот человек указал на это родство, и оно сра­зу стало очевидным для всех... от нас зависит, насколько легко наше вообра­жение может перенести нас с травинки на облако... предположим, что наше воображение привыкло двигаться так: с травинки на цветок, с цветка на кус­тик, с кустика на дерево, с дерево на облако. Но чье-то воображение вспорх­нуло с травинки на облако сразу, вдруг осознав их нечаянную близость». Даже в самых далеких, на первый взгляд, идеях можно найти близость. И если ко­манда этому научится, она будет эффективна.

□ Важно развивать в себе способность «делать связки» между темами, идея­ми, суждениями. В этом случае личный опыт существенно обогащается идея­ми других, а в команде формируется общее поле взаимосвязанных идей.

Наши рекомендации