Компромисс и консенсус

Политической практикой и теорий выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтах. В их числе – компромисс и консенсус.

Компромисс в словарях определяется как
соглашение на основе взаимных уступок. Различают
компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с
неизбежностью навязываются сложившимися

обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют како-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

Слово консенсус происходит от латинского сотетго, которое в свою очередь образовано от глагола -зепНге (чувствовать, думать, понимать) с помощью приставки соп, имеющей значение совместного, взаимного развития, т.е. в своей основе консенсус означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.

Консенсус это соглашение значительного

большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.

В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:

1) конечные цели (свобода, равенство и т.д.),
которые составляют структуру системы представлений;

2) правила игры или процедуры;

3) конкретные правительства и правительственная политика. Эти три объекта могут быть трансформированы в три уровня консенсуса:

1) консенсус на уровне сообщества, или основной, ценностный;

2) консенсус на уровне режима, или процедурный;

3) консенсус на уровне политики.

Первый объект или уровень консенсуса - основной - показывает, разделяет ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели.

Второй объект или уровень консенсуса – процедурный – устанавливает правила игры, фиксируемые в конституциях.

Третий объект или уровень консенсуса (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель «власть – оппозиция». Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительству обусловлена отношением к членам правительства, а не к форме управления.

Консенсус – универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношений церковь – государство, традиционной политики и включением в нее нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, разрывом элит и масс и т.д.

Предупреждение и стимулирование

Конфликтов

Предупреждение конфликта – это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Прогнозирование является одной их форм предвидения. Его основной целью является повышение эффективности и результативности принимаемых решений, разработка конкретных рекомендаций для практической деятельности. В качестве основных задач, в которых конкретизируются цель прогнозирования, выступают следующие задачи: избежать нежелательных результатов развития событий;

приспособиться к неизбежному; ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении.

В науке существует несколько классификаций прогнозирования: по основным типам – поисковое (определение возможный состояний явления в будущем) и нормативное (определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели); по периоду упреждения – оперативное (до 1 месяца), краткосрочное (от 1 месяца до 1 года), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), долгосрочное (от 5 до 15 лет), сверхдолгосрочное (более 15 лет); по сферам предсказания (внутриполитическое, внешнеполитическое). Основные принципы прогнозирования: системность, согласованность, непрерывность, верифицируемость, альтернативность, рентабельность. Прогнозирование осуществляется по нескольким этапам: предпрогнозная ориентация, сбор данных прогнозного фона, разработка базовой модели, построение поисковой модели, создание нормативной модели, оценка достоверности и точности прогноза, выработка рекомендаций.

В практике прогнозирования используется комплекс различных методов: фактографический, статистический, прогнозная экстраполяция, прогнозная интерполяция, метод исторической аналогии, метод математического моделирования, метод экспертных оценок и т.д.

Прогнозирование конфликта – лишь предпосылка его предотвращения. Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреждения и упреждающего разрешения. Частичная предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса детерминирующих конфликт факторов,

что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации совпадающих интересов. Упреждающее разрешение конфликта, равно как и раннее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиций и интересов противоречивых субъектов в пространстве их социального единства, согласия по более важным вопросам общественной жизни.

Стратегия предотвращения конфликта

предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность, гласность.

Не любые конфликты общественные субъекты
стремятся предотвратить. В иных конфликтах они
заинтересованы. Стимулирование конструктивных
конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных
изменений, модернизации общественной системы,
составляет весьма существенную сторону социального
управления. Речь не идет об искусственном нагнетании
конфронтации, о насаждении враждебности в обществе,
что обычно практикуется агрессивными силами для
оправдания своего существования. Метод разжигания
конфликтов также широко используется

бюрократическими элементами в управленческих организациях и рудовых коллективах. Стратегия стимулирования конфликтов – это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления.

Наши рекомендации