Расчет численности производственных рабочих
При выполнении дипломного проекта требуется рассчитать необходимое количество производственных рабочих объекта проектирования. Различают технологически необходимое — явочное Ряв и штатное — списочное Ршт количество производственных рабочих. Явочное количество рабочих обеспечивает выполнение суточного задания (программы), а штатное — годового объема работ.
Явочное технологически необходимое количество рабочих:
,
где Фм — годовой производственный фонд времени рабочего места.
Годовой производственный фонд рабочего места принимается по табель-календарю с учетом режима работы организации. Табель-календарь является государственным официальным изданием и распространяется через систему книготорговли РФ.
В отсутствие табеля-календаря возможен аналитический расчет величины фонда Фм:
,
где Дкг — количество календарных дней в году, дней;
Двых — количество выходных дней в году, дней;
Дпр — количество праздничных дней в году, дней;
tсм — продолжительность рабочей смены, ч (см. табл. 8).
Штатное (списочное) количество рабочих определяем по формуле
,
гдеФр — действительный фонд рабочего времени с учетом отпусков, болезней и т.д.:
где Дотп — количество дней в отпуске одного рабочего за год (по законодательству на 1.01.09 продолжительность отпуска должна составлять не менее 28 календарных дней;
Дув — количество дней, пропущенных по уважительным причинам (7—10 дней).
2.2.4. Расчет количества постов
Общее число постов работ ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2, ТР автомобилей:
,
где Tiг — общий годовой объем данного вида работ, человеко-ч;
Кн — коэффициент неравномерности загрузки постов (табл. 14);
Др.г продолжительность работы в году соответствующей зоны (участка), дней;
С — число смен работы в сутки (табл. 8);
Тсм — продолжительность смены, ч (см. табл. 8);
Рс.р — принятое среднее число рабочих на одном посту (табл. 15);
ηп — коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 16).
ПЕО=
ПТО-1=
ПТО-2=
ПД-1=
ПД-2=
ПТР=
Таблица 14
Коэффициент неравномерности загрузки постов Кн
Типы рабочих постов | Списочное количество подвижного состава АТП, ПАТО | СТОА легковых автомобилей | ||||||
До 100 | 100-300 | 300-500 | 500-700 | 700-1 000 | Свыше | городские | дорожные | |
Посты ЕО | 1,2 | 1,15 | 1,12 | 1,1 | 1,08 | 1,05 | 1,05 | 1,15 |
Посты ТО-1 и ТО-2, общего и углубленного диагностирования | 1,1 | 1,09 | 1,08 | 1,07 | 1,05 | 1,03 | 1,1 | — |
Посты ТР, регулировочные и разборочно- сборочные | 1,15 | 1,12 | 1,1 | 1,08 | 1,06 | 1,05 | 1,15 | 1,25 |
Сварочно-жестяницкие, малярные, деревообрабатывающие | 1,25 | 1,20 | 1,17 | 1,15 | 1,12 | 1,1 | 1,1 | — |
Таблица 15
Среднее число рабочих Рс.р* на одном посту
Типы подвижного состава | ||||
Типы рабочих постов | легковые автомобили | грузовые автомобили | автобусы | прицепы и полуприцепы |
Посты ЕО: уборочных работ | 2…3 | 2…4 | ||
моечных работ | 1…2** | |||
Посты ТО-1 | 2…3 | 2…4 | ||
Посты ТО-2 | 3…4 | 3…4 | ||
Посты ТР: регулировочных и разборочно- сборочных работ | 1…1,5 | 1…1,5 | ||
сварочно-жестяницких работ | 1…1,5 | 1…2 | ||
малярных работ | 1,5 | 1,5…2 | 1,5…2,5 | |
деревообрабатывающих работ | — | 1…1,5 | — | |
Посты Д-1, Д-2 | 1***…2 | 1***…2 |
Таблица 16
Коэффициент использования рабочего времени постов ηп
Типы рабочих постов | Число смен работы в сутки | ||
Посты ЕО: уборочных работ | 0,98 | 0,97 | 0,96 |
моечных работ | 0,92 | 0,90 | 0,87 |
Посты ТО-1, ТО-2: на поточных линиях | 0,93 | 0,92 | 0,91 |
индивидуальные | 0,98 | 0,97 | 0,96 |
Посты Д-1, Д-2 | 0,92 | 0,90 | 0,87 |
Посты ТР: регулировочные, разборочно-сборочные (неоснащенные специальным оборудованием), сварочно-жестяницкие | 0,93 | 0,92 | 0,91 |
деревообрабатывающие, разборочно-сборочные (оснащенные специальным оборудованием), окрасочные | 0,92 | 0,90 | 0,87 |
В зоне ТР следует предусмотреть специализацию постов по их назначению. Число специализированных постов по каждому виду работ, например по ТР, рассчитывается по формуле
,
ПТР — общее число постов ТР;
Сспец п — доля специализированных постов для данного вида работ ТР, % (табл. 10).
Аналогично определяется число специализированных постов зон ТО-1, ТО-2 для каждого вида работ:
,
где Пi — общее число постов соответствующей зоны (ТО-1 или ТО-2);
С — объем, %, данного вида работ ТО (см. табл. 10).
Подбор технологического оборудования, расчет производственных площадей
Для выполнения работ по ТО и ремонту подвижного состава на АТО используются технологическое оборудование, организационная и технологическая оснастки.
Технологическое оборудование подразделяется на основное, комплектное, подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное, складское.
Количество основного оборудования определяется по объему работ и фонду рабочего времени оборудования или по загрузке оборудования и его производительности за период использования.
Количество комплектного оборудования, которое применяется периодически, т.е. не имеет полной нагрузки, устанавливается комплектом по табелю оборудования для данного участка, например табелям оборудования агрегатного, шиномонтажного и подобных участков.
Количество подъемно-осмотрового и подъемно-транспортного оборудования определяется числом постов ТО, ТР и линии ТО, их специализацией по видам работ, а также предусмотренным в проекте уровнем механизации производственных процессов.
К организационной оснастке относятся средства для хранения и размещения приспособлений, инструментов, запасных частей, материалов и годовой продукции, рабочая мебель, приспособления для хранения документации, тара, приспособления и материалы для ухода за рабочим местом.
При выборе оргоснастки для оснащения участка и рабочих мест следует добиваться ее соответствия требованиям организации труда, технической эстетики и функционального назначения.
Конструктивное решение шкафов, тумбочек, стеллажей, инструментов, материалов, приспособлений запасных частей должно обеспечивать рациональное размещение и хранение оборотных узлов и агрегатов.
Технологическая оснастка (инструмент и приспособления, шаблоны и т.п.) должна наиболее полно отвечать рациональному выполнению поставленной производственной задачи, экономии затрат рабочего времени и сохранению работоспособности исполнителя.
Подбор технологической оснастки осуществляется в следующем порядке:
■ выбирается технологическая оснастка для наиболее характерной операции на данном рабочем месте;
■ определяется трудоемкость выполнения операции с этой оснасткой и без нее;
■ устанавливается целесообразность применения технологической оснастки.
Все проектируемые приспособления и инструмент должны обеспечивать в процессе их эксплуатации максимальную экономию рабочего времени, экономию усилий работающего за счет использования принципов эргономики.
Номенклатура оборудования, оснастки, инструмента принимаются по Табелю биологического оборудования и специализированного инструмента для АТП и баз централизованного ТО автомобилей. Перечень оборудования, выпускаемого в настоящее время для организаций автотранспорта, указан в приложении 2.
Принятое технологическое оборудование следует свести в таблицу
Пример ведомости на технологическое оборудование для зоны (участка)
N° п/п | Наименование оборудования; габаритные размеры, мм | Тип, модель | Количество, шт. | Энергоемкость, кВт | Площадь, м2 | |
оборудования | общая | |||||
Мульда; 830 х 560 х 1020 | Ш-115 | 9x2= 18 | 0,46 | 0,92 |
В конце ведомости следует привести расчет суммарной площади, занимаемой оборудованием (м2), и суммарной энергоемкости (кВт).
Расчет площадей в курсовом проекте рекомендуется проводить по следующей методике.
Площадь зоны ТО, участка диагностирования (без потока) или зоны ТР, м2.
,
где Kпл — коэффициент плотности расстановки постов, оборудования, зависящего от назначения производственного помещения;
Fa — площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2 (по справочнику);
П — расчетное число постов в соответствующей зоне;
ΣFоб — суммарная площадь оборудования в плане, расположенного вне площади, занимаемой автомобилем, м2 (см. табл. 19).
Таблица 19
Категория автомобиля | Длина, м | Ширина, м |
I | До 6 | До 2 |
II | Свыше 6 до 8 | Свыше 2 до 2,5 |
III | Свыше 8 до 11 | Свыше 2,5 до 2,8 |
IV | Свыше 11 | Свыше 2,8 |
Примечание. Категория автомобилей (автопоездов), имеющих иное соотношение между длиной и шириной, принимается наибольшей по одному из размеров.
Значения коэффициента Kпл по зонам и участкам
1.Зона обслуживания и ремонта........................................................................................ 4…5
2. Слесарно-механический, медницко-радиаторный, аккумуляторный, электрический, ремонта приборов системы питания, таксометровый, радиоремонтный, вулканизационный, арматурный, краскоприготовительный, зарядного отделения (для электротранспорта), компрессорный, кислотный……. 3,5…4
3. Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и инструмента (участок ОГМ) 4,0…4,5
4. Сварочный, жестяницкий, кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий 4,5…5,0
При наличии настольного, переносного оборудования и приборов, а также настенного, подвесного оборудования в суммарную площадь входят площади столов, верстаков и других поверхностей, на которых устанавливаются оборудования и приборы, а не площадь самого оборудования. Если оборудование занимает в плане меньшую площадь, чем площадь установленного на него автомобиля, то в суммарную площадь оно не включается.
Площадь производственно-вспомогательного участка рассчитывается по формуле
,
где ΣFоб — площадь, занимаемая оборудованием, оснасткой.
При заезде автомобиля, автопоезда на участок (сварочный, малярный, кузовной и др.) площадь определяется:
,
где Fa — площадь занимаемая автомобилем, м2;
п — количество автомобилей, размещаемых на объекте.
На основании расчетов составляется план расстановки ремонтно-технологического оборудования и оснастки на объекте проектирования. План (планировка) выполняется в виде эскиза на листе формата А1 и является листом графической части курсового проекта.