Проектировка композиции на взаимосвязи элементов
Возьмем такие предметы, как вазы или кашпо для цветов. Часто они проектируются очень богатыми по форме, яркими, насыщенными по цвету, иногда с орнаментальным или даже с изобразительным рисунком или рельефом. Представим лишь на минуту эти вазы и кашпо с цветами, для которых они предназначены.
Если мы ставим цветы, так, наверное, для того, чтобы ими любоваться, чтобы привлечь к ним внимание. Ведь действительно они бывают очень декоративны и красивы по форме, цвету, фактуре, силуэту и др. Помещая их в богато решенную вазу или яркое цветное кашпо, мы тем самым обедняем их, рассеиваем внимание, иногда из-за броскости вазы не видим всей красоты и прелести цветов.
В тех же случаях, когда художник рассматривает эти вещи не как отдельно взятые (сами по себе), а строит композицию на отношении, на взаимосвязи двух элементов — растений и вазы, то он делает ее предельно простой, лаконичной, очень сдержанной, нейтральной по цвету (бесцветное или дымчатое стекло, серая, белая керамика или пластмасса и т. д.).
В силу контраста подчеркнуты вся тонкость, нежность, сложность строения природной формы растений, хорошо воспринимаются любые, самые нежные, самые нюансные оттенки и переливы их цвета. Понятно, что учесть конкретные условия и окружающую среду возможно и нужно, когда предмет или вещь проектируются индивидуально для конкретного случая, для определенного существующего или проектируемого объекта: определенного интерьера, обстановки и т. п.
Но вполне правомерен вопрос: а можно ли и каким образом учесть конкретные условия при проектировании изделий не индивидуального заказа, а так называемых типовых, рассчитанных на массовое производство? Можно ли в данном случае руководствоваться принципом увязки со средой? Можно и нужно.
Для этого необходимо выявить и рассмотреть те конкретные ситуации и условия, которые могут встретиться при эксплуатации изделия и только после того приступить к его проектированию.
Ошибки при проектировке предметов(Соответствие окружающей среде)
К сожалению, на практике очень часто изделие проектируется оторвано, изолированно от окружения. На фото показан интерьер торгового зала магазина. Обратим внимание на пол в этом помещении. Сам по себе он очень хорош — яркий со сложным многоцветным рисунком ковер из пластических материалов, но он совершенно непригоден для данных конкретных условий — интерьера торгового зала магазина.
Как только в этом зале появились предметы торговли, так все сразу перепуталось; разноцветные яркие товары — с таким же пестрым и ярким полом. Архитектор или художник проектировал интерьер, в том числе и пол, видимо, совершенно изолированно, вне всякой связи с будущим конкретным предметным его наполнением.
Что происходит иногда с проектированием массовых изделий для быта? В каждой отрасли промышленности работают свои художники-специалисты: художники по тканям, керамике и стеклу, металлу ит. д., работают организационно независимо друг от друга, в то время как создаваемые ими вещи должны будут находиться во взаимосвязи друг с другом, образуя единую предметную среду.
Работая изолированно от смежных областей над отдельными предметами или группами предметов, художники порой стремятся сделать свои произведения как можно красивей, нарядней, красочней. Обои делают яркие и с рисунком; ткани для мебели, ковры, скатерти, занавески, посуду и др. — тоже цветными и тоже с рисунком, забывая при этом о том, что когда все эти яркие, «броские» вещи соберутся в одном интерьере, предположим, в одной жилой комнате, то жить, работать и отдыхать в ней будет невозможно.
Художник должен суметь отказаться, когда этого требуют конкретные условия, от ненужной яркости, от ненужной красивости, броскости. Сделать изделие предельно скромным, простым и даже мало заметным, если требуют среда, место и роль предмета в общем ансамбле.