Расчет клиноременной передачи
Кинематическая схема передачи
Задачи расчета
В данном разделе необходимо определить поперечное сечение ремня, параметры и ширину шкивов, межосевое расстояние и нагрузку на ведомый вал, которая необходима для дальнейших расчетов.
Данные для расчета
Исходными данными для расчета являются силовые и кинематические параметры, приведенные в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Силовые и кинематические параметры передачи
вал | мощность Р, кВт | частота вращения n, мин-1 | угловая скорость ω, с-1 | вращающий момент Т, Нм |
2,9 |
Передаточное число ременной передачи U = 3,98
Условия расчета
Основным критерием работоспособности ременной передачи является тяговая способность. Поэтому расчетная долговечность ремня должна быть больше расчетного ресурса времени.
Расчет передачи
3.5.1 Определение геометрических параметров передачи.
По значению Т1=20 Нм по таблице 4 выбираем сечение ремня Б.
Таблица 3.2 – Размеры поперечного сечения в мм.
Обозначение сечения | b | bp | h | Yo | A,мм2 | dmin, мм |
Б | 10,5 |
Для обеспечения большей долговечности ремня принимают d1 на 1-2 размера больше. Принимаем d1 = 140 мм.
Определяем диаметр ведомого шкива по формуле
d2 = d1 * up * (1- ε)
где ε = 0,01 – коэффициент упругого скольжения ремня.
d2 = d1 * up * (1- ε) = 552 мм.
Значение d2 округляем и принимаем по ГОСТ 20889-80 - d2=560 мм.
Уточняем передаточное отношение
= 4,0
Отклонение составляет = 0,5%, что допустимо.
Определяем межосевое расстояние:
amin = 0,55(d1 + d2) + h = 396 мм,
amax = 2(d1 + d2)=1400 мм.
Принимаем среднее значение а = 700 мм.
Определяем расчетную длину ремня
l = 2a + π + = 2562 мм.
По ГОСТ 1284-80 принимаем l = 2500 мм.
В соответствии с принятой длиной ремня уточняем межосевое расстояние
При монтаже передачи необходимо обеспечить возможность уменьшения а на Δl = 0,01*l = 25 мм для облегчения надевания ремня на шкив; для увеличения натяжения ремней необходимо предусмотреть увеличение а на Δ2 = 0,025*l = 62,5 мм.
Определяем угол обхвата на малом шкиве:
Определяем угол между ветвями ремня γ по формуле
γ=180º- α1 = 31º
Определяем окружную скорость ремня:
Определяем число пробегов ремня:
Для клиновых ремней допускаемое число пробегов [П]=15 с-1.
Определяем расчетную мощность, передаваемую одним ремнем:
Pp=[Ро]*Ca*Cl/Cp
где [Po] = 2,7 – допускаемая мощность, передаваемая одним ремнем
типа Б, кВт;
Са = 0,95 – коэффициент угла обхвата α1 на меньшем шкиве;
Сl = 0,98 – коэффициент длины ремня, зависящий от отношения принятой длины ремня к исходной длине, указанной в стандарте
lp/l0 = 0,95;
Ср = 1,2 – коэффициент динамичности нагрузки и длительности работы.
Подставив данные получим:
Рр = 2,7*0,95*0,98/1,2 = 2,1 кВт.
Определяем необходимое число ремней:
где Сz – коэффициент числа ремней в комплекте передачи, при ожидаемом
Z = 2-3 значение Cz = 0,9.
Принимаем Z = 2.
Определяем силу предварительного натяжения одного ремня по формуле:
Определяем силу давления ремней на валы и опоры Fоп: