Контроль выполнения работы
В хорошо сработанной небольшой команде каждый сам себя контролирует на своем участке работ. Функция контроля за исполнением всего объема работ возложена на руководителя.
В некоторых организациях и учреждениях управленческая функция контроля исполнения нередко воспринимается как функция администратора-надсмотрщика. Зачастую сотрудники болезненно реагируют на начальственный интерес к выполняемому ими заданию, воспринимая его как недоверие к своей квалификации и ответственности.
Команда потому и является командой, что подобное положение дел в ней недопустимо.
В чем суть контроля исполнения работы в команде? План планом, но жизнь не стоит на месте. Постепенно, по мере выполнения работы, проясняются те сложности и «узкие места», которые при формировании общего плана представлялись
иначе; у членов команды накапливаются идеи по поводу выполняемой работы; изменяются внутренние и внешние условия.
Следовательно, контроль исполнения работы в команде обеспечивает:
□ личное представление руководителем команды складывающейся ситуации свыполнением плановых заданий (и не только плановых);
□ выявление «узких мест» и возможностей их преодоления;
□ выявление ожидаемых помех;
□ оценку характера взаимодействия с другими командами внутри организации и внешними партнерами;
□ получение обратной связи от членов команды;
□ оценку настроения членов команды в процессе осуществления поддерживающей или мотивирующей работы;
В команде возможны следующие формы контроля исполнения работы:
□ ежедневные (еженедельные) совещания с докладом всех членов команды о состоянии работ;
□ периодические (по ситуации) совещания ответственных исполнителей команды, связанные с «узкими местами» в деятельности команды;
□ ежедневная (выборочная) работа руководителя с одним из членов команды, для того чтобы «держать руку на пульсе»;
□ использование «режима автоответчика» для записи всех сообщений обратной связи и тревожных сигналов о появлении помех;
□ качественный и своевременный анализ представленных результатов по выполненным плановым заданиям;
□ итоговая оценка деятельности команды за отчетный календарный период;
□ доклады отдельных членов команды по тематическим заданиям.
На основании информации, собранной в процессе контроля исполнения работы, руководитель команды должен:
□ провести ситуационный анализ с прогнозированием дальнейшего хода плановых и внеплановых работ;
□ уточнить план и стратегию дальнейших действий;
□ оказать членам команды помощь в «узких местах» и определить дополнительные задания;
□ уточнить и нормализовать взаимодействие членов команды.
СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Ситуационный анализ (или анализ актуальных ситуаций) любой человек осуществляет сознательно или неосознанно, но каждый день в течение всей жизни — от младенчества до глубокой старости. Без него человек не может сделать ни шагу. На бытовом уровне это анализ текущей ситуации с целью определения своих сиюминутных, перспективных действий и поведенческой линии. Процесс ситуационного анализа «запускают» самые разнообразные события: появление у подружки новой игрушки, прогноз погоды, обострение отношений в рабочей группе, изменение ситуации на валютном рынке, выбор жениха и т. д. и т. п.
Третье условиепродуктивной деятельности команды — ситуационный анализ.
Ситуационный анализ— это процесс оценивания внешних и внутренних обстоятельств в прошлом, настоящем и будущем с целью определения наибо-i лее рациональной поведенческой линии.
Ситуационный анализ прошлых событий дает неоценимый опыт оценки степени правильности рассуждений и действий. Ситуационный анализ текущих событий необходим для того, чтобы определиться, как себя вести. Ситуационный анализ ожидаемых событий называют прогнозированием.
Но прежде чем мы перейдем непосредственно к ситуационному анализу, необходимо сказать несколько слов о терминологии.
Термин «ситуация» часто используется в обыденной жизни просто для указания на основные внешние (или внутренние) обстоятельства и условия, в соответствии с которыми мы выбираем ту или иную поведенческую линию.
В ситуационном анализе под ситуацией понимается описание тех обстоятельств, факторов и условий, результатом взаимодействия которых является анализируемая проблема.
Термин «проблема»обычно определяет не локальное, а принципиальное изменение линии поведения, вплоть до корректировки своих прежних стратегических ориентиров деятельности.
Проблема никогда «не сваливается с неба». Она является результатом:
Q изменившихся внешних условий;
О изменившихся внутренних условий (состояний);
□ появления неожиданного препятствия;
□ проявления новых аспектов, перспектив, открывшихся нам в результате наших действий;
□ намерения заняться новой тематикой, войти в новую сферу отношений (деятельности, производства), т. е. заняться тем, в чем нет опыта.
Термин «проблема» также используется для освоения ранее неизведанных данным лицом (организацией) новых «ниш» в производстве, в исследовании, в управленческой деятельности и в личной жизни.