Рукодельная мастерская (7 часов)
Какие бывают ткани? Какие бывают нитки. Как они используются? Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Как ткань превращается в изделие? Лекало. Что узнали, чему учились?
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ индивидуального обучения на дому VII вида
№ | Дата | При- мее | Тема | Количество часов | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||
ме ча ние | часов | понятия | предметные результаты, содержание урока | универсальные учебные действия | Творческая исследовательская, проектная деятельность | ||||||
Художественная мастерская (9 часов) | |||||||||||
01.09 | Что ты уже знаешь? У. с. 6-9 | Как работать с учебником? Цель: познакомить с новым учебником и рабочей тетрадью к нему, актуализировать знания, полу-ченные в 1 классе; повторить правила работы с шаблонами; продолжить воспитание эстетического вкуса, чувства цвета с помощью оформления папки достижений. | технология, ремесла, материалы, инструменты. | Научатся:ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, работать с учебником и рабочей тетрадью. Узнаютсмысл понятия ремесла. | Регулятивные: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные:формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Личностные:формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | Практическая работа «Коробочка» | |||||
2. | 08.09 | Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? У. с. 10-13 | Цель:познакомить со средствами художественной выразительности: тон, форма, размер. | Разметка, шаблон | Научатся:разметке деталей по шаблону, изготовление композиций из семян | Регулятивные: умение давать эмоциональ-ную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные:формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Коммуникативные:умение проявлять позна-вательную инициативу в учебном сотрудни-честве Личностные:формирование адекватной и позитивной самооценки. | Практическая работа | ||||
3. | 15.09 | Какова роль цвета в композиции? У. с. 14-17 | Цель:познакомить со средствами художественной выразительности, цветом, цветовым кругом, цветосочетаниями, формирование умения грамот- | шаблон, композиция | Научатся:составлять композицию на основе шаблонов | Р:планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. П:формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. | Практическая работа «Цветочная композиция» | ||||
но составлять композицию; воспитание организованности и аккуратности в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона, чувства прекрасного через поиск композиции, подбор цвета. | К:формирование умения определять цели, функции участников и способов взаимодействия, работа в группах. Л:формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств. | ||||||||||
4. | 22.09 | Какие бывают цветочные композиции? У. с. 18-21 | Цель:познакомить с видами композиции: центральная, вертикальная, горизонтальная. | композиция | Научатся:составлять три типа композиций: складыванием, изгибанием, вытягиванием | Р:умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П:формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. К:умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Л:формирование ценности «любовь» к природе. | Композиция из засушенных листьев «Букет в вазе» | ||||
5. | 29.09 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? У. с. 22-25 | Цель:познакомить с понятием «светотень», разметка нескольких одинаковых деталей по шаблону | светотень | Научатся:получать объемные формы вытягиванием, складыванием, скручивание, надрезанием деталей. | Р:умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. П:умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. К:учёт разных мнений и умение обосновывать своё. Л:развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций | Практическая работа «Белое на белом» | ||||
6. | 06.10 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? У. с. 26-29 | Цель:познакомить с понятием «симметрия», с линией симметрии и ее графическим изображением | симметрия | Научатся: определять симметричность формы плоского предмета или рисунка на изделии складыванием его изображения. | Р:умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. П:формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К:умение формулировать собственное мнение и позицию. Л:формирование ценности «любовь» к природе. | Практическая работа «Соборы и замки» | ||||
7. | 13.10 | Можно ли сгибать картон? Как? У. с. 30-33 | Цель:познакомить с приемом «биговка» | биговка | Научатся:складывать картон и получать объемные формы из тонкого картона с применением биговки | Р:умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. П:формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К:формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Л:Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Практическая работа «Собачка и павлин» | ||||
8. | 20.10 | Как плоское превратить в объемное? У. с. 34-37 | Цель:познакомить с приемом изготовления объемных деталей путем надрезания и последующего складывания части детали. | Научатся:применять освоенные способы и приемы в своей практической работе | Р:умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. П:формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К:формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. Л:формирование адекватной и позитивной самооценки. | «Говорящий попугай» | |||||
9. | 03.11 | Как согнуть картон по кривой линии? У. с. 38-40 | Цель:познакомить с приемом криволинейного сгибания тонкого картона. Проверь себя. | Шаблон, биговка | Научатся: изготавливать детали, имеющие кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона | Р:формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. П:формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К:умение использовать речь для регуляции своего действия. Л:формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Практическая работа «Змей Горыныч» | ||||
Чертежная мастерская (7 часов) | |||||||||||
10. | 10.11 | Что такое технологические операции и способы? У. с. 44-47 | Цель:знакомство с основными технологическими операциями ручной обработки материалов и способами их выполнения. | Технологические операции, технологическая карта | Научатся:ориентироваться в технологической карте и работать по ней. | Р:умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. П:формирование умения устанавливать аналогии. К:формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. Л:формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Практическая работать «Игрушки с пружинками» | ||||
11. | 17.11 | Что такое линейка и что она умеет? У. с. 48-49 | Цель:функциональное назначение линейки, разновидности линеек. Проведение прямых линий, измерение отрезков по линейке. | Линейка- чертежный инструмент | Научатся: пользоваться линейкой, проводить линии, соединять точки прямой линией, измерять отрезки, строить отрезки заданной длины. | Р:умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. П:формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. К:умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Л:формирование адекватной и позитивной самооценки. | Практическая работа | ||||
12. | 23.11 | Что такое чертеж и как его прочитать? У. с. 50-53 | Цель:научить чтению чертежа. Построение прямоугольника от одного прямого угла. Изготовление изделия по его чертежу. | чертеж | Научатся:читать чертеж, соотносить детали и их чертежи и называть изучаемые линии чертежа | Р:прогнозирование результата. П:поиск и выделение нужной информации. К:формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Л:формирование познавательного мотива. | Практическая работа «Необычная открытка» | ||||
13. | 01.12 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольни-ков? У. с. 54-57 | Цель:познакомить с разметкой одинаковых бумажных полосок на основе способа разметки прямоугольника от двух прямых углов. | Ремесленник, ремесла | Научатся:выполнять плетение из бумажных полосок | Р:волевая саморегуляция; осознание оценки качества и уровня усвоения материала. П:формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. К:понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Л:формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира. | Практическая работа Аппликация с плетением. | ||||
08.12 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? У. с. 58-61 | Цель:учить измерению отрезков по угольнику, изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам | Угольник — чертежный инструмент | Научатся:находить на угольниках нулевую отметку, размечать прямоугольник с помощью угольника | Р:предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. П:умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К:ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения. Л:формирование познавательного мотива. | Практическая работа «Блокнот со сгибом для важных записей» | |||||
15.12 | Можно ли без шаблона разметить круг? У. с. 62-65 | Цель:функциональное назначение циркуля, его конструкция, построение окружности циркулем. | Круг, окружность, дуга, радиус | Научатся:называть части циркуля, задавать нужный радиус с помощью линейки, строить окружности по заданному радиусу | Р:формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К:понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Л:формирование познавательного мотива. | Творческая работа «Пригласительный билет» | |||||
22.12 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки У. с. 66-69 | Цель:познакомить с чертежом круглой детали. Соотнесение детали и чертежа. | Научатся:задавать нужный радиус с помощью линейки, строить окружности по заданному радиусу | Р:умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. П:формирование умения устанавливать аналогии. К:формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. Л:формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Практическая работа «Игрушки из конусов» | ||||||
Конструкторская мастерская (10 часов) | |||||||||||
12.01 | Какой секрет у подвижных игрушек?. У. с. 72-75 | Цель:использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей умение работать по плану; развивать мышление, внимание, глазомер. | Шарнир, шило | Научатся:работать с шилом, и правилами его хранения, изготавливать шарнир. нитками (наматывать, завязывать, разрезать). Узнаюто традициях убран-ства жилищ, поверьях и правилах приёма гостей у разных народов России. | Р:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. П:поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). К:понимание относительности оценок или подхода к выбору. Л:формирование адекватной и позитивной самооценки. | Игрушка - качалка | |||||
18. | 19.01 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? У. с. 76-79 | Цель:познакомить с новыми понятиями, пробные упражнения по изготовлению шарнирного механизма по принципу вращения | Разборная и неразборная конструкция | Научатся:отличать подвижное и неподвижное соединение деталей, подбирать материалы инструменты для выполнения изделия | Р:формирование способности к целеполаганию. П:формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. К:формирование умения контролировать действия партнёра. Л:формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Подвижные игрушки» | ||||
19. | 26.01 | Еще один способ сделать игрушку подвижной У. с. 80-81 | Цель:познакомить с подвижным механизмом по принципу марионетки | Научатся:изготавливать подвижный механизм по принципу марионетки | Р:формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П:формирование умения устанавливать аналогии. К:формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Л:формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации. | Творческая работа «Подвижные игрушки» | |||||
20. | 02.02 | Что заставляет вращаться пропеллер?. У. с. 82-85 | Цель:закреплять умение конструирования из бумаги; соблюдать последовательность технологических операций; развивать техническое и логическое мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность с помощью практической работы. | Научатся:изготавливать макет пропеллера из бумаги | Р:осознание оценки качества и уровня усвоения материала. П:структурирование знаний. К:умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. Л:формирование адекватной и позитивной самооценки. | «Пропеллер» | |||||
21. | 09.02 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов?. У. с. 86-89 | Цель:познакомить с основными конструктивными частями самолета, разметка деталей по сетке. | Модель, щелевой замок | Научатся:изготавливать детали из масштабной сетки, изготавливать щелевой замок в картонных конструкциях | Р:формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К:понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Л:формирование познавательного мотива. | «Модель планера» | ||||
22. | 16.02 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? У. с. 90-93 | Цель:общее представление об истории вооружения армии России в разнын времена. | Научатся:изготавливать объемную вставку для открытки | Р:формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К:понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Л:формирование познавательного мотива. | «Поздравительная открытка» | |||||
23. | 01.03 | Как машины помогают человеку? У. с. 94-97 | Цель:познакомить с понятиями «макет», «развертка», расширить представление о видах транспорта | Макет, развертка | Научатся:создавать макет машин на основе готовых разверток | Р:умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. П:формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К:формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Л:формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | «Машина полиции» | ||||
24. | 15.03 | Поздравляем женщин и девочек. У. с. 98-101 | Цель:познакомить с некоторыми способами передачи информации, с открыткой как одним из способов передачи информации, с историей происхождения открытки | Научатся:конструировать объемную деталь на прорезях для декоративной вставки | Р:формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. К:понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Л:формирование познавательного мотива. | «Поздравительная открытка» | |||||
25-26. | 11.03 18.03 | Что интересного в работе архитектора? У. с. 102-108 | Цель:познакомить с отдельными образцами зодчества | русалка, сирена, полуобъем | Научатся:выполнять полу-объемную аппликацию, использовать различные материалы в аппликации, самостоятельно заполнять технологическую карту, планировать работу. | Р:прогнозирование результата. П:поиск и выделение нужной информации. К:формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Л:формирование познавательного мотива. | Жители города. Макет города (работа в группах) | ||||
Рукодельная мастерская (7 часов) | |||||||||||
27. | 25.03 | Какие бывают ткани? У. с. 110-113 | Цель:познакомить с ткачеством и вязанием, трикотажем и неткаными материалами | Материал, ткань | Научатся исследовать и различать ткани, трикотаж, нетканные материалы по их строению и свойствам. | Р:умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. П:формирование умения устанавливать аналогии. К:формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. Л:формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | «Цветы» | ||||
28. | 08.04 | Какие бывают нитки? Как они используются? У. с. 114-117 | Цель:познакомить с видами ниток (шелковые, мулине, швейные, пряжа) | Научатся:различать швейные нитки, мулине, пряжу | Р:умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. П:формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К:умение формулировать собственное мнение и позицию. | «Птичка» | |||||
29. | 15.04 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? У. с. 118-121 | Цель:познакомить с видами натуральных тканей хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, их происхождением, основными свойствами, способами соединения деталей из ткани | ткань | Научатся:определять поперечное и продольное направление ткани по кромке и возможности тянуться | Р:прогнозирование результата. П:поиск и выделение нужной информации. К:формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. Л:формирование познавательного мотива. | Подставка «Ежик» | ||||
30-31. | 22.04 29.04 | Строчка косого стежка. Есть ли у нее «дочки»? У. с. 122-125 | Цель:познакомить с вышивками разных народов, со строчкой косого стежка и ее основными вариантами | книгопечатание, разметка по линейке | Научатся:различать мотивы вышивок, технику их выполнения | Р:умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. П:формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. К:формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. Л:формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Вышиваем крестом | ||||
32-33. | 06.05 13.05 | Как ткань превращается в изделие? Лекало У. с. 126-129 | Цель: познакомить с понятием лекало, с особенностями резания ткани и разметки деталей кроя по лекалу. | лекало | Научатся:определять и называть технологическую последовательность изготовления швейного изделия, сравнивать ее с другими известными технологическими последовательностями | Р:формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; прогнозирование результата. П:формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач;поиск и выделение нужной информации. К:понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Л:формирование познавательного мотива. | Практическая работа «Чехол для телефона» «Сумочка-собачка» | ||||
Заключительный урок (1 час) | |||||||||||
34. | 20.05 | Что узнали, чему научились | Цель: подвести итоги года; проверить усвоение знаний , овладение ими основными навыками и универсальными учебными действиями. | Научатся:организовывать и оформлять выставку изде-лий; проводить презентацию своей работы; самостоятель-но анализировать и оцени-вать свою работу; слушать и оценивать своих товарищей. | Р:формирование способности к целеполаганию. П:формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. К:формирование умения контролировать действия партнёра. Л:формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | ||||||