Консультационные технологии

Однако высокие управленческие технологии имеют сугубо консультаци­онное происхождение. Им просто неоткуда больше появиться. Вряд ли оши­бусь, утверждая, что консультационные технологии есть основной продукт, который поставляет консультант своей клиентуре помимо знаний, обучения, тренингов, да и там технологизация продвигается все глубже.

Здесь нам снова придется разбираться с основными понятиями, а их здесь целый ряд.

МЕТОДОЛОГИЯ - набор концептуальных принципов работы с органи­зациями, отражающих ценности и взгляды их сторонников. То, что в консуль­тационной среде получило название OD - Organization Development, есть, ко­нечно, самостоятельная методология консультирования. То же - т. н. "живая методология", "обучающаяся организация" и т. д. На основе наиболее разви­тых методологий возникают консультационные школы.

ТЕХНОЛОГИЯ - применительно к управленческому консультирова­нию (ибо раньше речь шла о бизнес-процессах) означает совокупность вза­имосвязанных методов работы в организации, направленных на решение определенного класса управленческих задач. Например, диагностические или мотивационные технологии. В менее строгом смысле говорят о техно­логиях разработки стратегии организации; растет число инновационных технологий.

МЕТОД, МЕТОДИКА - регламентируемые действия консультанта по ре­шению частных консультационных задач - диагностическое интервью, наблю­дение, построение графов проблем, проведение модерации и пр.

ПРОЦЕДУРА, ТЕХНИКА - эмпирическое описание какого-либо мето­дического элемента - задавание вопросов, заполнение пустографок, пробле-матизация респондента, составление контракта и т. п.

Где-то рядом витают слова "прием", "способ", "подход", которые не стоит специально определять. Тем более что и приведенные уже понятия отличают­ся между собой не столь уж ясно. Я и сам иногда по-разному их использую. Такие дефиниции нужны, но для условного обозначения.

Как распределяются эти понятия от общего ко все более частным, конк­ретным, см. на рис 16. Каждое следующее входит в состав предыдущего:




консультационные технологии - student2.ru

Рис. 16. Соотношение понятия "консультационная технология" со смежными понятиями

Договорившись о примерном содержании понятия "консультационные технологии", введем различия внутри их.

Во-первых, кабинетныетехнологии, включающие методы, процедуры ана­лиза консультантом материалов, полученных им в клиентной организации: поиск корреляций между различными данными, построение схем, графов и т. п. Выполняет он эту работу у себя за столом.

Во-вторых, лабораторныетехнологии, предназначенные для создания не­которых искусственных временных ситуаций, проблематизирующих, разви­вающих персонал клиентной организации с целью получения или производ­ства новой информации. Лабораторные технологии вводятся в организацию на сравнительно короткое время для конкретной задачи и затем прекращают свое действие, оставляя содержательный след. Например, исследование дей­ствием, эксперимент, деловая игра, самодиагностика организации и т. д. Не­редко такие технологии используются в режиме резиденциальной работы, т. е. с выездом или вне помещения данной организации.

В-третьих, полевыеконсультационные технологии, врастающие в ткань реальных организаций в качестве необходимых новшеств. Полевые техноло­гии передаются консультантами в руки руководителей для практического ис­пользования. К ним стоит отнести мотивационные технологии, методы рабо­ты над стратегией, построения сценариев и т. п. Именно отсюда появляются те высокие управленческие технологии, о которых говорилось выше. Да, именно отсюда.

Консультационные технологии - ценнейшее достояние консультанта по управлению, важнейшая составляющая его профессионализма. На управлен­ческом рынке самый большой спрос на полевые технологии. Почему? Если ценность кабинетных технологий видна только консультанту (лабораторные технологии впечатляют клиента, но их конструкция и замысел ему мало дос­тупны), то содержание и эффективность полевых он воспринимает достаточ­но полно, ибо сам ими овладевает и пользуется в своей практике неопределен­но долго.

Такова реакция рынка: требовать понятное и близкое. Однако для самого консультанта развитие аналитического аппарата как средства производства цен­ной новизны не менее значимо. Правда, этот приоритет появляется у консуль­танта высокой квалификации, способного ориентироваться не только на пря­мой спрос руководителей, но и на те потребности организаций, которые не впол-

не осознаны руководителями. И через свои кабинетные технологии такой кон­сультант выдает клиенту проблемы, возможности, информацию, материал для саморефлексии, которые никак иначе не появятся. Впрочем, тут мы выходим на уровень глубокого консультирования, а это тема специального разговора.

Теперь систематизируем соотношение всех рассматриваемых видов тех­нологий (табл. 16):

Таблица 16 Соотношение бизнес-технологий

Бизнес-технологии
исполнительские управленческие • консультационные
жесткие мягкие самодея­тельные полевые, высокие лаборатор­ные кабинетные
           

Что мы видим? Между управленческими и консультационными техноло­гиями граница очень условна, ибо посредством вторых консультанты произ­водят первые. Дальше. Полевые, т. е. передаваемые от консультанта руководи­телям технологии, названные ранее высокими, относятся и к консультацион­ным, и к управленческим. Это одни и те же технологии. А вот относятся ли определения - жесткие, мягкие - только к исполнительским бизнес-техноло­гиям - вопрос, наверное, спорный. И пусть.

Наши рекомендации