Величина энергии изучения ОКГ зависит от типа лазера и его
конструктивных особенностей. В установке «Квант-15» энергии изучения в основном определяется напряжением заряда конденсаторной батареи –Uн.
В процессе эксплуатации лазерной установки происходит естественное старение электрических деталей и элементов оптической части ( активного элемента, оптических зеркал, линз, и т.д.), а так же осаждение загрязненней на поверхности объектива, что может увеличивать потери энергии лазерного излучения. Поэтому систематически при проведении исследований необходимо производить измерения энергии излучении ОКГ в импульсе, с целью определения зависимости энергии излучения от напряжения накачки.
Измерение энергии в импульсе производить прибором ИКТ-1Н (измеритель калориметрический твердотельный). Величина погрешности измерения составляет не более 1% . Напряжение накачки измерять вольтметром, установленным на системе управления модулятором (СУМ), а его величину напряжения изменять лимбом на блоке управления . Произвести измерения энергии в импульсе Е для напряжений накачки
Uн = 500В, 550В, 600В, 650В, 700В и 750В.
Результаты исследований представить в виде графика (см. рис. 6.).
Рисунок 6 - Зависимость энергии излучения ОКГ – Е, от напряжения накачки Uн .
3.2. Определить удельную мощность q в пятне нагрева
Зная энергию излучения в импульсе Е подсчитать удельную мощность q в пятне нагрева Вт/см2 для объектива с фокусным расстоянием F = 60 мм. Расчеты производить для энергии в импульсе Е = 2, 4, 6 и 8 Дж.
Удельная мощность q в пятне нагрева рассчитывается по формуле
q = E/ τ . Sт Вт/см2 , (1)
где: Е - энергия излучения в импульсе, Дж;
τ - длительность импульса, с.; (при сварке τ = 0,004с.)
Sт - площадь светового пятна в см2 .
Площадь светового пятна Sт определить экспериментально.
Для этого пластины из нержавеющей стали размером 20х20х3мм. сварить единичными точками встык, направляя излучение по центру стыка (рис.1.7). Сварку производить на режиме:
- энергия излучения в импульсе Е = 2, 4, 6 и 8 Дж. ;
- дефокусировка излучения, ΔF = 0;
- длительность импульса τ = 0,004с.
Рисунок 7 - Схема сварки образцов
Исследовать под микроскопом МБС-9 качество сварных соединений и
определить геометрические размеры расплавленной зоны - диаметры сварных точек – d т.
Результаты измерений занести в таблицу 1. и использовать для вычисления Sт - площади светового пятна, учитывая, что диаметр светового пятна приблизительно равен диаметру сварных точек.
Используя полученные данные произвести расчет удельной мощности q в пятне нагрева. Результаты расчета удельной мощности q также занести в таблицу 1.
Таблица 1 -Результаты расчета удельной мощности q в пятне нагрева
п/п | Е,Дж. | ΔF,мм. | τ, с. | d т,см. | Sт,см2 | q,Вт/см2 |
0,004 | ||||||
0,004 | ||||||
0,004 | ||||||
0,004 |
3.3.Экспериментально определить влияние основных параметров режима импульсной лазерной сварки (выходной энергии - Е и дефокусировки - ΔF) на геометрические размеры точечных сварных соединений (диаметр сварных точек - d т и глубину проплавления hт).
Для этого пластины из нержавеющей стали размером 20х20х3мм. сварить единичными точками встык, направляя излучение по центру стыка (рис.7). Сварку производить на режиме:
- энергия излучения в импульсе Е = 2, 5 и 8 Дж. ;
- дефокусировка излучения, ΔF = 0;2;3:4мм;
- длительность импульса τ = 0,004с.
Исследовать под микроскопом МБС-9 сварные соединения и
определить геометрические размеры расплавленной зоны - диаметры сварных точек – d т и глубину проплавления - hт.
Результаты измерений занести в таблицу 2.
Таблица 2 - Результаты экспериментального определения геометрических размеров точечных сварных соединений
п/п | Е,Дж. | ΔF,мм. | τ, с. | d т,мм. | hт,мм. | Примечание |
0,004 | ||||||
0,004 | ||||||
0,004 | ||||||
0,004 | ||||||
0,004 | ||||||
0,004 | ||||||
0,004 | ||||||
0,004 | ||||||
0,004 | ||||||
0,004 | ||||||
0,004 | ||||||
0,004 |
Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
4-й учебный вопрос: Составление отчета.
В отчёте необходимо привести следующие данные.
4.1. Цель и задачи работы.
4.2. Краткое описание принципа работы, конструкции и технических характеристик оборудования.
4.3. Описание методики проведения работы,
4.4. Результаты измерений, оформленные в виде таблиц и графиков.
4.5. Выводы по работе.
Заключительная часть:
- подведение итогов занятия;
- сформулировать степень достижения поставленных целей и задач;
- оценить учебную деятельность студентов;
- поставить задачи для самостоятельной работы (например, отчет по лабораторной работе) и разъяснить ее методику;
- ответить на вопросы студентов.
4.2. Методические рекомендации обучаемым по подготовке к проведению лабораторной работы :
- целевая установка: например, выработать практические умения и приобрести навыки в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении инженерной документации, разработке и оформлении служебных документов; практическое овладение иностранными языками; отработка упражнений, приемов и нормативов по ФП; освоение компьютерной и инженерной техники, приборами и ТУ, овладение методами их применения, эксплуатации и ремонта;
- квалификационные требования к специалисту, реализуемые на ПЗ;
- назначение приобретенных умений для будущей деятельности;
- теоретические сведения или ссылки на источники, в которых они изложены;
- рекомендации по самоконтролю подготовленности к занятию;
- перечень учебно-методических и других материалов, получаемых на занятие;
- правила и меры безопасности при выполнении работ;
- порядок и последовательность выполнения практической работы на занятии;
- методические пояснения и рекомендации (связь с теорией, характерные ошибки, трудности и т.д.);
- отчетность по занятию.
Назначение лабораторной работы - последовательно учить студентов современным методам решения практических задач создать у них первые навыки самостоятельного применения теории.
Первым условием продуктивности лабораторных работ является предварительное ознакомление с теорией по учебнику и конспекту.
Решая задачу, студент должен стремиться не только получать правильный ответ, но и усвоить метод решения подобных задач. Все расчеты необходимо вести аккуратно, в тетради, а не на листках, чтобы можно было всегда проверить методику расчета я найти ошибку, если она допущена. Конечные результаты каждого этапа расчета необходимо выделять. Результаты расчетов удобно сводить в таблицы, сопровождать графиками, чертежами, диаграммами. Это помогает выявить закономерности, способствует
лучшему запоминанию.
При выполнении расчётов следует всегда ставить размерности и следить за тем, чтобы, они были в одной системе единиц.
Кроме того кафедры дают рекомендации по выполнению расчетов, которые следует строго выполнять.
Для облегчения и ускорения расчетов необходимо уметь пользоваться справочниками и таблицами.
На лабораторных занятиях студенты работают с оборудованием и измерительными приборами, проводят эксперименты, устанавливают зависимости параметров между собой и закономерности протекания процессов.
Экспериментальные навыки, приобретаемые в учебных лабораториях
важны для инженера, т.к. каждый инженер должен быть одновременно временно и исследователем. Повышается самостоятельность работы полученные результаты опыта и последующее изучения теории способствуют прочному закреплению знаний и навыков.
Готовиться к лабораторной работе следует заблаговременно. Необходимо просмотреть теорию данного раздела по учебнику или конспекту.
В лабораторных занятиях можно выделить 3 этапа:
1. Воспроизведение явления.
2. Измерение характерных показателей его протекания.
3. Анализ и обобщение подученных результатов.
При проведении эксперимента необходимо выявить зависимости, построить графики, дать решения. График наиболее наглядно показывает выявленные зависимости, закономерности.
Выполняя лабораторный практикум» студент должен соблюдать следующие правила:
1.Прочитав описание опыта, подготовить все, что требуется
для его поведения, и только после этого приступить к работая
2. Соблюдать все необходимые меры предосторожности, указанные в инструкции по технике безопасности и противопожарной технике, о которой нужно ознакомиться в первый же день занятий в лаборатории.
3.Наблюдать внимательно за опытом, отмечая все его особенности.
4.Без разрешения преподавателя не проводить никаких экспериментов, не указанных в руководстве.
5.По окончании каждого занятия перед уходом из лаборатории привести в порядок свое рабочее место.
Отчет по работе должен быть составлен сразу же после проведения лабораторных занятий - это даст возможность точно описать эксперимент и проанализировать полученные закономерности. При откладывании оформления отчета "на завтра" стираются в памяти некоторые детали, которые могут оказаться полезными для выводов. Каждую выполненную лабораторную работу надлежит оформлять в специальной тетради (лабораторном журнале) где в возможно сжатой и четкой форме отразить произведенные опыты.
Запись в лабораторном журнале рекомендуется вести по следующей схеме:
1) номер работы и ее название;
2) схема или рисунок прибора;
3) краткое описание работы;
4) оформление результатов в таблицу;
5) выводы.
Занятия в учебной лаборатории развивают наблюдательность
прививают умение излагать наблюдения и делать на основаны их вы-
вода и обобщения.
Для инженера очень важно приобрести навыки проектирования
конструирования и графического оформления работ. Научиться чертить - это значит овладеть лаконичным и выразительным языком техники.
Конструкторская подготовка начинается на первом курсе в виде черчения и продолжается на других разработкой курсовых проектов. Хорошая теоретическая подготовка студента ДО выполнения графического задания или Лабораторной работы, полное уяснение ее содержания, тщательная обработка данных эксперимента и безупречное выполнение работы имеют большое значение для полного и глубокого кого усвоения материала данной дисциплины и успешной сдачи по ней зачета и экзамена.
4.3. Перечень руководств и пособий, подлежащих изучению перед занятием:
1. Методические указания к лабораторным работам для студентов специальности 150202.